Конспект урока по методике развития речи на тему «Работа над словарем на занятиях по ознакомлению с предметами». (1курс)


Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:29.10.2015
Топ/ Группа/ Group: В-12
Пән/ Предмет/ Subject: Методика развития речи.
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: «Работа над словарем на занятиях по ознакомлению с предметами».
Сабақтың үлгісі/ Типзанятия/ Typeofthelesson:комбинированный
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kindofthelesson: лекция с элементами беседы.
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: Познакомить с особенностями проведения занятий в разных возрастных группах.
дамытушылық/ развивающая/ developing:Развивать абстрактное мышление, совершенствовать диалогическую речь студентов в период обмена мнениями, умение анализировать выводы
.тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: .     Воспитывать профессиональную готовность и понимание необходимости и серьёзной подготовке к работе с детьми.
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources текст лекции, презентация
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan:
Организационный момент
Актуализация знаний
Целеполагание
Лекция с элементами беседы
Рефлексия
Домашнее задание
Ход занятия
Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morningОрганизационный момент Сегодня урок у нас необычный на уроке присутствуют гости: методисты детских садов города и педагоги нашего колледжа.
Студенты встают в круг приветствуют друг друга на одном из трех языков, затем приветствуют гостей и дарят им «солнышки».
Актуализация знаний
На дом вам было задано повторить предыдущие лекции за весь курс, а проверить ваши знания я предлагаю нестандартным способом с помощью кроссворда. У каждого на столе лежит кроссворд, вопросы – на доске, заполняем кроссворд индивидуально.
кроссворд
1. Назовите функцию языка и речи. (коммуникативная)
2.Один из видов литературы, которая является важнейшим
источником и средством развития всех сторон речи. (художественная)
3.Какой из методов обучения направлен на накопление
содержания речи и обеспечивает связь двух сигнальных систем? (наглядный)
4.К какому из методов обучения относятся дидактические игры,
игры-драматизации, инсценировки. (практический)
5.Какой вид деятельности в дошкольном возрасте играет
большое значение для развития речи ребенка? (наглядный)
6.Одно из средств общения. (речь)
7. Важнейшая форма организации обучения речи и языку. (занятие)
Затем обмениваемся выполненными заданиями, появляются ответы проверяем правильность заполнения, оцениваем: без ошибок -5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3, четыре ошибки - 2
Молодцы, кроссворд мы с вами заполнили. Какое слово находиться по вертикали? Занятие.
.Целеполагание Попрошу вас вспомнить какие виды занятий по работе над словарем вы уже знаете. (ответы студентов: наблюдения, экскурсии, рассматривание картин, дидактические игры)
Сегодня мы познакомимся с еще одним видом занятий, который помогает решать задачи формирования словаря, поставленные программами дошкольного воспитания и обучения.
IV. Жаңа сабақты түсіндіру Запишите, пожалуйста тему: «Работа над словарем на занятиях по ознакомлению с предметами».
Запишите план:
1. Задачи и содержание работы над словарем на занятиях по ознакомлению с предметами.
2.Методические приемы: использование демонстрационного и раздаточного материала; сенсорное обследование предмета с помощью вопросов, указаний и пояснений воспитателя; сравнение предметов.
В работе над этой темой нам поможет следующая литература:
Әдебиет/ Литература/ Literature:
А.М.Бородич «Методика развития речи», Москва/ «Просвящение»,1981
Л.П.Федоренко, М.Ф.Фомичева, В.К.Лотарев «Методива развития речи детей дошкольного возраста», Москва/ «Просвящение»,1977
Е.И.Тихеева «Развитие речи детей» Москва/ «Просвящение»1981
Ф.А.Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста» Москва/ «Просвящение»1987
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пос. для воспит. дош. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288с.
Аннотации к новой литературе:
Теория и методика развития речи дошкольников; учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Образования/ Н.А.Стародубова – М.; издательский центр «Академия», 2013 (Стародубова Наталья Анатольевна) Пособие посвящено вопросам речевого развития детей дошкольного возраста. В нем рассматриваются лингвистические и психолого-педагогические основы развития речи дошкольников, содержание и методы обучения родному языку в условиях детского сада.
Теория и методика развития речи дошкольников; учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Образования/ под ред. В.И Яшиной – М.; издательский центр «Академия», 2014 ( Валентина Ивановна Яшина) В пособии освящаются вопросы теории и методики развития разных сторон детской речи. Методика развития разных сторон детской речи излагается в возрастном аспекте.
Для ознакомления с предметным миром в дошкольном возрасте В.И.Логинова выделяет следующие три вида занятий:
Первичное ознакомление с предметом и введение в словарь новых названий предметов и действий; (Этому виду занятий большое значение уделяла Елизавета Ивановна Тихеева)
Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов;( Это направление в большей степени представлено в работах Феликса Алексеевича Сохина и его учеников Оксаны Семёновны Ушаковой и Елизаветы Михайловны Струниной)
Занятия по формированию понятий в процессе обобщения.
Какие же задачи решает воспитатель на этих занятиях? Предлогаю вам поработать с программами (работа в подгруппах по четыре), чтобы узнать над программными задачами какой группы вы будете рабтать представитель каждой подгруппы выберет лепесток волшебного цветка. (розовый – 1 младшая, голубой – старшая, желтый – 2 младшая, зеленый – средняя) Предлогаю выбрать программные задачи и определить на каких видах занятий их можно решать – заполнение таблицы:
Вид занятия 1 младшая 2 младшая средняя старшая
Первичное ознакомление с предметом и введение в словарь новых названий предметов и действий; Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; Занятия по формированию понятий в процессе обобщения. 1-я младшая группа. Детям сообщаются сведения об отдельных предметах домашнего обихода, которые их окружают (одежда, мебель, посуда), их назначении, основных деталях. Дети усваивают элементарные сведения о еде, о частях своего тела в связи с воспитанием гигиенических навыков, учатся выделять некоторые свойства предметов. 2-я младшая группа. Детям сообщается значительно больше сведений об их групповой комнате и других основных помещениях детского сада (кабинет заведующей, кухня, зал). Предметы, с которыми знакомят детей, больше детализируются, обобщаются по сходству. Средняя группа. Дети этой группы должны свободно ориентироваться в помещениях детского сада, уметь выделять в предметах качества, сравнивать предметы между собой. Они должны получить сведения о жизни семьи, о труде родителей, родственников дома и на производстве.Старшая группа. При ознакомлении с предметами дети должны больше узнавать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах, правилах обращения с предметами из этого материала. Дети учатся находить в предметах общее и различное, классифицировать их. Узнают о процессах изготовления некоторых предметов (одежда, мебель и др.).
Зачитывают задачи которые решаются на этих видах занятий. (ответы оцениваются стикирами: розовый -3б., желтый -1б) Мы определили на каких видах занятий в каком возрасте решаются задачи развития словаря в процессе ознакомления с предметами. Сейчас мне бы хотелось чтобы вы выбрали из предложенных вам методов и приемов работы по развитию речи наиболее подходящие для работы над словарем - на столах «салатницы» в которых названия методов и приемов, применяемых на занятиях. Обращаю внимание на приемы специфические для ознакомления с предметами.
(оценка - стикер)
Теоретические знания о методах и приемах у вас есть - предлагаю просмотреть видеофрагмент занятия в детском саду и определить какие приемы работы применяет воспитатель. (фиксируют на бумаге, называют) предлагаю сравнить свои записи с моими если вы заметили столько же приемок как и я, или больше, стикер – розовый, меньше – желтый.
Вы знаете методы и приемы работы со словарем, умеете их выделять в работе воспитателя, а сейчас я предлагаю вам отобрать из предложенного наглядного материала необходимый, по вашему мнению, для работы над словарем в процессе ознакомления с предметами, объяснить в какой возрастной группе, как и с какой целью его можно использовать. (выбирают наглядный материал, совещаются и выступает один из подгруппы)
Бекіту
Методика «6 шляп» - высказывают отношение к происходившему на уроке с позиции шляпы:
Предлогаю выбрать шляпу от лица которой выскажите мнение о нашем сегодняшнем уроке:
Желтая – полученные знания помогут в дальнейшей учебе и практической деятельности.
Синяя – накопление и обобщение знаний позволяет более осознанно подходить к предстоящей работе.
Красная – позитивный настрой на урок и доброжелательная обстановка помогают лучше воспринимать полученную информацию
Белая – получила на уроке конкретные знания о проведении занятий по ознакомлению с предметами.
Черная – недостаточно традиционных методик для проведения таких занятий необходимо применять современные технологии.
Зеленая – успех занятий зависит от творчества воспитателя.
Үй тапсырмасы
Знать лекцию, дополнить её информацией из учебных пособий
Картотека игр по развитию словаря (по 3 игры для каждой возрастной группы)
Абильгазина Алиятест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Бектасова Айнаштест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Гейнц Кристина
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Гуменюк Ирина
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Евдокимова Анастасия
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Ефремова Ксения
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Журавецкая Лаура
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Касымова Мейрамкуль
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Кулинцева Ирина
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Локоткова Анастасия
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Мамчур Наталья
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Мартыненко Наталья
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Масалимова Данагуль
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Мельникова Ангелина
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Мищенко Снежана
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Никифорова Ирина
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Нурбалина Шынара
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Оскарип Алена
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Островая Елена
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Пенденова Толкын
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Серік Гүлбақыт
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Фролова Роза
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Цыпель Анастасия
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Шестопалова Алина
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
тест задачи методы Методы воспитателя Наглядный материал итог
Вопрос повторение толкование
показ упражнение
объекта
называние дидактическая
игра
включение слова отсчет
в предложение
инсценировка проговаривание
обследование
предмета приложение
Вид занятия 1 младшая 2 младшая средняя старшая
Первичное ознакомление с предметом и введение в словарь новых названий предметов и действий;
Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов;
Занятия по формированию понятий в процессе обобщения.