Конспект урока по русскому языку на тему Систематизация знаний по лексике и фразеологии(8 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Систематизация знаний по лексике и фразеологии
ФИО: Салова Елена Валерьевна
Предмет: Русский язык и литература
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: Систематизация знаний по лексике и фразеологии
Базовый учебник: Русский язык.8 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева
Цель урока: Обобщить знания по изученным ранее понятиям лексики и фразеологии
Задачи:
- обучающие:
- активизация знаний, полученных учащимися ранее,
- формирование системных представлений о лексике,
- раскрытие связи лексики с фразеологией;
-развивающие:
- совершенствование коммуникативной, лингвистической, языковой компетенций;
-воспитательные:
- развитие умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями,
- привитие интереса и любви к родному языку,
- формирование навыков контроля и самоконтроля.
Тип урока:
- урок обобщения и систематизации знаний по ранее изученным понятиям
Формы работы учащихся:
- основа урока - выполнение практических заданий, фронтальная работа, индивидуальные опережающие задания, подводящий диалог, составление схем, работа с ключевыми словами темы
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер, проектор, экран
План-конспект урока
по русскому языку в 8 классе
«Систематизация знаний по лексике и фразеологии»
1. Цель урока: Обобщить знания по изученным ранее понятиям лексики и фразеологии
2. Задачи:
- обучающие:
активизация знаний, полученных учащимися ранее,
формирование системных представлений о лексике,
раскрытие связи лексики с фразеологией;
- развивающие:
- совершенствование коммуникативной, лингвистической, языковой компетенций;
- воспитательные:
- развитие умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями,
- привитие интереса и любви к родному языку,
- формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. Тип урока:
- урок обобщения и систематизации знаний по ранее изученным понятиям
Формы работы учащихся:
- основа урока - выполнение практических заданий, фронтальная работа, индивидуальные опережающие задания, подводящий диалог, составление схем, работа с ключевыми словами темы
4. Необходимое техническое оборудование:
- компьютер, проектор, экран
Структура и ход урока
.Языковая разминка. Сколько слов в русском языке? (ответы учащихся)
В русском языке более 500 тыс. слов, словарь А.С.Пушкина составляет около 20 тыс. слов, в словаре Даля собрано более 200 тыс слов
Все слова языка составляют лексику. И при таком лексическом богатстве русского языка всегда ли нам удается правильно выразить свою мысль, всегда ли нас верно понимают окружающие? А что же нужно сделать. Чтобы нас правильно понимали? Найти верные слова. Вот для этого мы с вами сегодня и систематизируем наши знания по лексике и фразеологии. Тема урока: Систематизация знаний по лексике и фразеологии.
3.Повторение и углубление изученного.
Итак, слово.Нужное слово. Верное слово… Слово. Записываем. Я просила вас найти пословицы и поговорки, высказывания великих людей о слове, его величии и красоте. Поделитесь. ( ответы учащихся) А я поделюсь с вами четверостишием, которое мне очень нравятся:
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка
Странным светится огнем. (Арсений Тарковский)
Что же это за огонек внутри слова? Это его значение.
Учитель Ученики
-На доске записаны слова, прочитайте их
-Какие из них показались вам необычными?
-Чем они отличаются от «привычных» вам слов?
-Как называется значение, в котором заключен смысл слова?
-Стол, каникулы, плим, друг, кукарямба, собака, трандт.
-Плим, кукарямба, трандт.
-Эти слова невозможно понять, у них нет лексического значения.
-Лексическое значение.
.
Рассмотрим слово с точки зрения его значения. Слово может иметь одно значение, и тогда оно называется однозначным, а может иметь несколько значений и тогда оно называется многозначным. Посмотрим, как это работает.
Задание 1.
Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре планета Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит: спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, уткнувшись носами в коряги, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.  Найдите 2-3 многозначных слова. Докажите, что эти слова многозначные, составив с ним словосочетания или выписав их из текста.
У многозначных слов часто одно значение прямое, другое переносное.
Задание 2. В каких словосочетаниях все прилагательные употреблены в прямом значении:
1.
А.Глухой старик, жаркая битва, железная воля, прямая линия
Б.Глухой старик, теплый прием, железная дорога, прямой человек
В.Глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия
Г.глухой лес, жаркий спор, железная логика, прямая дорога.
2.
А.Золотой характер ,кислая улыбка, тяжелый взгляд
Б. Уроки прошлого, золотая середина, ужасный век
В. Волчий след, медвежья берлога, яркое солнце
Г.Яркая личность, светлый взгляд, медвежья услуга
На многозначности слова, его способности иметь переносное значение основан такой троп как метафора. Вспомним, что это такое. Умение находить метафору нам потребуется в следующем году на экзамене. Попробуем?

Задание 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1.
А. Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. Б. Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. В. Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. Г. На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.
2.
А.Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. Б. Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. В. Косматое нежаркое солнце садилось в леса. Г. Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся очень рано.
3.
А.Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба.Б. Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. В. У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. Г. Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы.
В разговоре о лексике невозможно не вспомнить основные лексические единицы.
Основные лексические единицы.
Синонимы Антонимы Омонимы Великий китайский философ Лао-дзы утверждал:
Верные слова не изящны
Изящные не верны. О каких лексических единицах идет речь? О синонимах. Опровергнем мнение философа? Соберем пирамиду синонимов, количество букв должно совпадать. Задание 4
лес – …
                                          горе – ….
                                        стужа – …..
                                      хотеть – ……
                                    потёмки – …….
                                  почтение – ……..                                        
                               разрешить - ………        
                             искрящийся – ……….
Задание5.С антонимами нам тоже приходится сталкиваться очень часто. Послушайте стихотворение
Живут в соседстве грусть и радость.      
                                      Не разорвать меж ними пут.
                                      На это сетовать не надо.
                                      Что ж делать, пусть себе живут!
                                      В соседстве слава и забвенье,
                                      И всемогущество, и прах,
                                      И с поколеньем поколенье,
                                      И жизнь от смерти в двух шагах.
                                      Живут в соседстве быль и небыль,
                                      И вдохновенье в том числе,
                                      Поэт рождается на небе, а погибает на земле.
На каком языковом явлении оно основано? Найдите антонимы. Какую авторскую идею они помогают выразить? На антонимии основан такой троп как антитеза В ГИА.. Задание 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.
1.
А.Как-то само думается.
Б.На улице шумно- дома тихо. На улице холодно -дома тепло .
В.А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: куда идти
Г.Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Сережка забывает, что минуту назад был физиком.
2.
А.Рано утром, когда Сережка вышел за хлебом, во дворе не было ни души.
Б.А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку.
В.Сейчас он не ученик средней школы, он - отважный гладиатор
Г. Когда Сережка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке, и он даже удивляется своему непостоянству.
Омонимы
В отличие от синонимов и антонимов омонимы подбирать не надо, их нужно просто отыскать. Попробуем?
Не вы ли выли в иле, на болоте когда были?
Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы совпадают во всех формах, частичные не во всех. У нас с вами какие омонимы были?
На прошлых уроках, повторяя орфографию, мы с вами тоже сталкивались с явлением омонимии про правописании союзов и омонимичных с ними слов. Чтобы не спутать омонимичные части речи, что нужно помнить?
Задание7.Вспомним. Что бы такое съесть, чтобы похудеть
В некоторых случаях омонимия (и смежные с ней явления) могут привести к искажению смысла высказывания, к неуместному комизму. Например: "Сегодня футболисты покинули поле без голов"; " От подобных ошибок не застрахованы даже большие писатели; вспомним пушкинские строки: "Слыхали ль вы... "(львы?); "Но с пламенной, пленительной, живой..." (нос пламенный?)
Подобные неуместные каламбуры встречаются и у современных авторов, например: "Можно ли быть равнодушным ко злу?"(козлу?).
А есть писатели, которые очень умело используют явление омонимии, создав на его основе каламбур.……
На омонимии основан такое языковое явление как каламбур- Остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова; игра слов. 

Я столкнулась с незадачейПрямо в школе, не за дачей,После ГИА я спишу,А сейчас гулять спешу!
Раз министр сказал Яге:- Вы сдавали нам ЕГЭ?- Отвяжись! Поешь-ка щей!Весь худющий, как Кащей!
Следующее лексическое явление, о котором просто необходимо вспомнить, это фразеологизмы. Вспомним, что это такое. (Материал учебника). Выполнение упр.65 - открывается новое о синонимических отношениях, выявляются отличия фразеологизма от слова, составляется абзацный план 2-й части.
Задание 8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.
А.И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. Б. И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. В. Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. Г. Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь
2.
А.Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. Б. Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. В. Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. Г.Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста.
3.
А.Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. Б. Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. В. Косматое нежаркое солнце садилось в леса. Г. Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.
Назовите ключевые слова темы, повторяемой на уроке. (Лексическое значение слова, многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, фразеология. Какой вывод мы с вами сможем сделать? Русский язык очень богат, нужно уметь правильно пользоваться этим богатством.
Д\з Заполнить таблицу, пользуясь… Заполните пустые клетки в схеме. (Схема представлена на экране. Лексика. Классификация лексики
По происхождению
По степени современности По стилистической окраске
Упр.66