РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03. Психология общения СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (углубленная подготовка)
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
московской области
профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»»
рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.03. Психология общения
специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
(углубленная подготовка)
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (углубленная подготовка).
Одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии №3,
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /Петрова Л.И./
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Утверждена
Методическим Советом колледжа
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /_____________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель _____________ /______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель _____________ /______________/
Составитель: Аносова Ольга Сергеевна, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области Профессионального колледжа «Московия»
Рецензент: ________________________________________, преподаватель Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Профессиональный колледж «Московия»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2. Структура и содержание учебной дисциплины
6
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (углубленная подготовка).
Рабочая программа является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине и служит основой для разработки календарно-тематического плана.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
- подготовка к аудиторным занятиям (домашнее задание)
- подготовка рефератов, устных сообщений
16
14
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Психологические основы общения
Тема 1.1.
Процесс общения как категория изучения в психологии.
Понятие общения, регуляторы общения, формирование первого впечатления.
2
2
Основные ошибки восприятия, правила понимающего реагирования.
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка к аудиторным занятиям - История развития психологии как науки. Основные методы психологического исследования. Основные научные принципы психологии как науки.
Типы психологических школ.
4
Практическая работа № 1: «Практическая работа приемы формирования первого впечатления, анализ основных ошибок восприятия».
2
2
Тема 1.2.
Уровни общения.
Виды уровней общения.
2
2
Фазы контакта.
2
2
Механизм обратной связи и порядок реагирования в контакте.
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка к аудиторным занятиям - Исторические этапы развития психики. Связь речи и сознания человека.
Особенности сознательного и бессознательного поведения человека. Восприятия и ощущения как 2 основные формы познания окружающего мира.
4
Практическая работа № 2: «Практическая работа формирование навыков обратной связи и взаимодействия в контакте».
2
2
Приемы активного слушания.
2
2
Тема 1.3. Эмоции в общении.
Определение эмоции, виды эмоций.
2
2
Роль эмоций в общении, особые эмоциональные состояния: тревожность, стресс.
2
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка к аудиторным занятиям - Характеристика эмоций. Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций.
4
Практическая работа № 3: «Практическая работа определение эмоционального состояния и уровня тревожности».
2
2
Раздел 2. Индивидуальные особенности личности и психологические проблемы общения
Тема 2.1.
Общение и индивидуальные особенности личности.
Понятие темперамента, учение В.И. Павлова о типах ВНД.
Свойства нервных процессов, типология темперамента по Айзенку.
2
2