Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «Секреты русского словообразования»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.МБОУ СОШ № 7
г. Богородска Нижегородской области
Программа факультативного курса по русскому языку
для 8 класса
«Секреты русского словообразования»
(34 часа).
Учитель русского языка и литературы
Сидорова О.Н.
2012
-
2013 уч. год.
1. Пояснительная записка.
Курс посвящен русскому словообразованию. Практическая ценность его
заключается в том, что в процессе изучения родного языка в
школе многие
вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке
–
слова,
оказываются вне поля зрения школьников.
Цель.
Совершенствование умений и навыков анализа многих сложных
явлений языка (орфографических, лексических, грамматических,
стилистических), которые поддаются об
ъяснению, если рассматривать их с
точки зрения словообразования.
Задачи.
1
. Речевое ра
звитие учащихся, т.к. морфемно
-
словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию,
развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов.
2. Совершенствование способности к языковой догадке, когда по
отдельному эл
ементу (морфеме) ученик может определить важнейшую
информацию о слове, егосвойствах.
3. Совершенствование орфографических умений и навыков.
В связи с поставленными целями и задачами содержание курса выходит
далеко за рамки
заявленной в названии темы. Так , использование
этимологического анализа помогает дать не только интересную информацию о
происхождении слова но и мотивировать его написание с опорой на
исторически выделяемые в нем морфемы.
Значительными обучающими
возможн
остями обладает орфографический анализ структурно
–
семантических
схем слова, или морфемно
–
словообразовательных моделей. Такой анализ
развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические
затруднения, вызванные морфемной способностью того сл
овообразовательного
образца, которому соответствует данное слово и другие слова этой группы.
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и
непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа
предусматривает з
накомство с изобразительными возможностями
русской
словообразовательной системы и с приемами их использования в
художественных текстах.
Предполагаемый результат обучения.
Более высокое качество подготовки учащихся к итоговой
аттестации,
так как материал курса
является
и диагностикой подготовки
и формой контроля за усвоение
м
материала. Значительное место в
программе отводится работе со словарями различного типа,
справочниками и учебниками по русскому языку, лингвистическому
комментарию и а
нализу текстов
Тематическое планирование.
Дата
Т
ема
Количество часов
Содержание
Словообразование
2
Словообразование как
основной путь пополнения
словарного состава русского
языка.
Морфемно
-
словообразовательная
модель.
2
Морфемно
-
словообразовательная модель
как источник пополнения
словарного состава русского
языка. Роль
словообразовательных
аффиксов в построении этих
моделей.
Механизм образования
нового слова.
3
Что такое
словообразовательные
морфемы и производящие
основы.
Приставки и суффиксы.
5
Синонимия и многозначность
приставок и суффиксов.
Основные способы
образования, в которых
участвуют эти морфемы:
приставочный,
суффиксальный, приставочно
-
суффиксальный, сложение с
суффиксацией,
бессуффиксный способ.
Сложение.
2
Сложение как продуктивный
способ образования слов в 20
веке. Типы сложных слов и их
написание.
Сложносокращенные
слова.
3
Нормы употребления их в
речи. Возникновение и
истории наиболее
употребительных
аббревиатур.
Словообразовательные
пары, цепочки,
гнезда.
4
Отношения производящего и
прозводного слов в
словообразовательной паре.
Словообразовательная
цепочка. Гнездо
однокоренных слов.
Лингвистические словари,
принципы их построения.
Корень.
3
Семантико
-
словообразовательная
общность однокоренных сл
ов.
Слова
-
паронимы: их сходство
и различие. Омонимичные
корни.
Связные корни.
Изменяемость корня.
Литература
1.
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах.
–
М.:
Просвещение, 2005.
2.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные
разработки по
русскому языку: 8
класс.
–
М.: ВАКО, 2006.
3.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах.
–
М.:
Просвещение, 2005.
4.
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и
централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум.
Тесты. Ростов
-
на Дону, «Феник
с», 2008г..
4. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового
контроля.
8
-
9
класс. М.: «Интеллект
-
Центр», 2006г.
2
Историческая справка о
происхождении чередований.
Неморфологические
способы образования
слов.
2
Переход слова из одной части
речи в другую, сращение
сочетания слов в одно слово.
Активные процессы
современного
словопроизводства.
1
Работа с разными
типами морфемно
-
словообразовательных
словарей.
2
Лингвистический анализ
текста.
4
Определение изобразительно
-
выразительной роли средств
сл
овообразования.
Итоговая работа.
1