Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «Секреты русского словообразования»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МБОУ СОШ № 7 г. Богородска Нижегородской области Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «Секреты русского словообразования» (34 часа). Учитель русского языка и литературы Сидорова О.Н. 2012 - 2013 уч. год. 1. Пояснительная записка. Курс посвящен русскому словообразованию. Практическая ценность его заключается в том, что в процессе изучения родного языка в школе многие вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке – слова, оказываются вне поля зрения школьников. Цель. Совершенствование умений и навыков анализа многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются об ъяснению, если рассматривать их с точки зрения словообразования. Задачи. 1 . Речевое ра звитие учащихся, т.к. морфемно - словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. 2. Совершенствование способности к языковой догадке, когда по отдельному эл ементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове, егосвойствах. 3. Совершенствование орфографических умений и навыков. В связи с поставленными целями и задачами содержание курса выходит далеко за рамки заявленной в названии темы. Так , использование этимологического анализа помогает дать не только интересную информацию о происхождении слова но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в нем морфемы. Значительными обучающими возможн остями обладает орфографический анализ структурно – семантических схем слова, или морфемно – словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной способностью того сл овообразовательного образца, которому соответствует данное слово и другие слова этой группы. Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа предусматривает з накомство с изобразительными возможностями русской словообразовательной системы и с приемами их использования в художественных текстах. Предполагаемый результат обучения. Более высокое качество подготовки учащихся к итоговой аттестации, так как материал курса является и диагностикой подготовки и формой контроля за усвоение м материала. Значительное место в программе отводится работе со словарями различного типа, справочниками и учебниками по русскому языку, лингвистическому комментарию и а нализу текстов Тематическое планирование. Дата Т ема Количество часов Содержание Словообразование 2 Словообразование как основной путь пополнения словарного состава русского языка. Морфемно - словообразовательная модель. 2 Морфемно - словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава русского языка. Роль словообразовательных аффиксов в построении этих моделей. Механизм образования нового слова. 3 Что такое словообразовательные морфемы и производящие основы. Приставки и суффиксы. 5 Синонимия и многозначность приставок и суффиксов. Основные способы образования, в которых участвуют эти морфемы: приставочный, суффиксальный, приставочно - суффиксальный, сложение с суффиксацией, бессуффиксный способ. Сложение. 2 Сложение как продуктивный способ образования слов в 20 веке. Типы сложных слов и их написание. Сложносокращенные слова. 3 Нормы употребления их в речи. Возникновение и истории наиболее употребительных аббревиатур. Словообразовательные пары, цепочки, гнезда. 4 Отношения производящего и прозводного слов в словообразовательной паре. Словообразовательная цепочка. Гнездо однокоренных слов. Лингвистические словари, принципы их построения. Корень. 3 Семантико - словообразовательная общность однокоренных сл ов. Слова - паронимы: их сходство и различие. Омонимичные корни. Связные корни. Изменяемость корня. Литература 1. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. 2. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006. 3. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. 4. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов - на Дону, «Феник с», 2008г.. 4. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 8 - 9 класс. М.: «Интеллект - Центр», 2006г. 2 Историческая справка о происхождении чередований. Неморфологические способы образования слов. 2 Переход слова из одной части речи в другую, сращение сочетания слов в одно слово. Активные процессы современного словопроизводства. 1 Работа с разными типами морфемно - словообразовательных словарей. 2 Лингвистический анализ текста. 4 Определение изобразительно - выразительной роли средств сл овообразования. Итоговая работа. 1