Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «Секреты русского словообразования» 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.МБОУ СОШ № 7 
 
г. Богородска Нижегородской области
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Программа факультативного курса по русскому языку
 
для  8 класса
 
«Секреты русского словообразования»
 
(34 часа).
 
                 
 
 
 
                                                                    
 
 
 
                                               
                               
 
Учитель русского языка и литературы 
 
                                                                               
Сидорова О.Н.
 
 
 
                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                            
 
 
    
   
 
2012
 
-
 
2013 уч. год.
 
1. Пояснительная записка.
 
                                                                              
 
 
Курс посвящен русскому словообразованию. Практическая ценность его 
заключается в том, что в процессе изучения родного языка в
 
школе многие 
вопросы, раскрывающие секреты зарождения новой жизни в языке 
–
 
слова, 
оказываются вне поля зрения школьников.
 
 
   
Цель.
 
             
Совершенствование умений и навыков анализа многих сложных 
явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, 
стилистических), которые поддаются об
ъяснению, если рассматривать их с 
точки зрения словообразования.
 
 
Задачи.
 
            
1
. Речевое ра
звитие учащихся, т.к. морфемно 
-
словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию, 
развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов.
 
            
2. Совершенствование способности к языковой догадке, когда по 
отдельному эл
ементу (морфеме) ученик может определить важнейшую 
информацию о слове, егосвойствах.
 
             
3. Совершенствование орфографических умений и навыков.
 
 
    
В связи с поставленными целями и задачами содержание курса выходит 
далеко за рамки
 
заявленной в названии темы. Так , использование 
этимологического анализа помогает дать не только интересную информацию о 
происхождении слова но и мотивировать его написание с опорой на 
исторически выделяемые в нем морфемы.
 
Значительными обучающими 
возможн
остями обладает орфографический анализ структурно 
–
 
семантических 
схем слова, или морфемно 
–
 
словообразовательных моделей. Такой анализ 
развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические 
затруднения, вызванные морфемной способностью того сл
овообразовательного 
образца, которому соответствует данное слово и другие слова этой группы.
 
   
Учитывая то, что словообразование является источником выразительности и 
непрерывного пополнения словарного богатства русского языка, программа 
предусматривает з
накомство с изобразительными возможностями
 
русской 
словообразовательной системы и с приемами их использования в 
художественных текстах.
 
 
Предполагаемый результат обучения.
 
                  
Более высокое качество подготовки учащихся к итоговой 
аттестации, 
так как материал курса
 
является
 
и диагностикой подготовки 
и формой контроля за усвоение
м
 
материала. Значительное место в 
программе отводится работе со словарями различного типа, 
справочниками и учебниками по русскому языку, лингвистическому 
комментарию и а
нализу текстов
 
 
 
Тематическое планирование.
 
Дата 
 
Т
ема
 
Количество часов
 
Содержание
 
 
Словообразование
 
 
2
 
Словообразование как 
основной путь пополнения 
словарного состава русского 
языка.
 
 
Морфемно
-
     
словообразовательная 
модель.
 
 
2
 
Морфемно
-
словообразовательная модель 
как источник пополнения 
словарного состава русского 
языка. Роль 
словообразовательных 
аффиксов в построении этих 
моделей.
 
 
Механизм образования 
нового слова.
 
 
3
 
Что такое 
словообразовательные 
морфемы и производящие 
основы.
 
 
Приставки и суффиксы.
 
 
5
 
Синонимия и многозначность 
приставок и суффиксов. 
Основные способы 
образования, в которых 
участвуют эти морфемы: 
приставочный, 
суффиксальный, приставочно
-
суффиксальный, сложение с 
суффиксацией, 
бессуффиксный способ.
 
 
Сложение.
 
 
2
 
Сложение как продуктивный 
способ образования слов в 20 
веке. Типы сложных слов и их 
написание.
 
 
Сложносокращенные 
слова.
 
 
3
 
Нормы употребления их в 
речи. Возникновение и 
истории наиболее 
употребительных 
аббревиатур.
 
 
Словообразовательные 
пары, цепочки, 
гнезда.
 
 
4
 
Отношения производящего и 
прозводного слов в 
словообразовательной паре. 
Словообразовательная 
цепочка. Гнездо 
однокоренных слов. 
Лингвистические словари, 
принципы их построения.
 
 
Корень.
 
 
3
 
Семантико
-
словообразовательная 
общность однокоренных сл
ов. 
Слова
-
паронимы: их сходство 
и различие. Омонимичные 
корни.
 
 
Связные корни.
 
 
Изменяемость корня. 
 
 
Литература 
 
 
 
1.
 
Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. 
–
 
М.: 
Просвещение, 2005.
 
2.
 
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные 
разработки по 
русскому языку: 8
 
класс. 
–
 
М.: ВАКО, 2006.
 
3.
 
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. 
–
 
М.: 
Просвещение, 2005.
 
4. 
М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и 
централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. 
Тесты. Ростов
-
на Дону, «Феник
с», 2008г.. 
 
4.  Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового 
контроля. 
8
-
9
класс. М.: «Интеллект
-
Центр», 2006г.
                  
 
                                        
 
                                    
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
2
 
Историческая справка о 
происхождении чередований.
 
 
Неморфологические 
способы образования 
слов.
 
 
2
 
Переход слова из одной части 
речи в другую, сращение 
сочетания слов в одно слово.
 
 
Активные процессы 
современного 
словопроизводства.
 
 
1
 
 
 
Работа с разными 
типами морфемно
-
словообразовательных 
словарей.
 
 
2
 
 
 
Лингвистический анализ 
текста.
 
 
4
 
Определение изобразительно
-
выразительной роли средств 
сл
овообразования.
 
 
Итоговая работа.
 
1