Методическая разработка кружка по биологии на тему: Сокровища природы




Типовая программа

дополнительного образования детей
Кружок «Сокровища природы»


Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 14-17 лет




Руководитель: учитель биологии
Миронова И.А.





г.Родники
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Направленность программы кружка «Юный эколог» эколого-биологическая.
Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных. Эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек-часть живой природы; его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодоление экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Сокровища природы» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области экологии. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
экологическая культура включает:
культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Занятия проводятся для учащихся 8-11 классов, 1 раз в неделю, 35 часов в год.
Основная цель – развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- научить работать со справочниками и определителями;
- научить оформлять исследовательские работы;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,
уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности
по улучшению и сохранению природной среды,
пропаганде природоохранительных знаний,
нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Развивающие задачи:
- развивать способность оценивать состояние природной
среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развивать духовную потребность в общении с природой,
осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности
природы как источника материального и духовного развития общества.
Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Система экологических умений осуществляется путем ориентации школьников на экологические проблемы той местности, где они живут. Приемом обучения является работа в “поле”. Полевая экология занимает важное место в изучении школьного курса экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формирование практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала. Теоретические знания, полученные учеником на уроках должны стать базой для самостоятельной исследований, наблюдений, умение обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Формы проведения занятий
- традиционная
- беседа
- экскурсия
- лекция
- консультация
- мониторинг
- исследовательская работа
- полевые исследования
Формы организации занятий
коллективная (фронтальная)
групповая (более 2-х человек)
Формы подведения итогов
выставка
тест
оформление гербариев
письменный отчет
конкурс
экологическая викторина
защита творческого проекта
Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой:
Работа ведется по следующим направлениям:
Полевая экология;
Окружающая среда и человек;
Экология почв.
Сроки реализации образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы, от 14 до 17 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 1 года.
Режим занятий:
1 час в неделю. (среда, с 14-40 до 15-25)
Отличительной особенностью данной программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.
Состав группы постоянный, но может изменяться по следующим причинам:
* учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
* смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать :
Что изучает экология;
Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе;
Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
Главные особенности природы своей местности;
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
Проводить подкормку птиц;
Охранять растения и животных;
Озеленять территорию школы;

Ожидаемый результат:
Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
Участие в районных и областных конкурсах.


Учебно-тематический план экологического кружка «Сокровища природы»

Тема.
Количество часов.
Основное содержание.


Всего
теорет.
практ.


1.Введение.
2
2

Знакомство с экологией как наукой, выполнение организационных моментов.

2.Знакомство с простейшими исследовательскими методиками.
6
2
4
Знакомство и овладение простейшими методиками сбора материала, обработки данных, обобщения и формулировки выводов.
Проведение простейших фенологических и экологических микроисследовательских работ с последующей обработкой результатов.

3.Музейные занятия.
4
-
4
Проводятся в течение учебного года как одна из разновидностей обработки и представления результатов.

4.Почвы – особое тело Земли.
3
1
2
Знакомство с экологией почв, живых компонентах почв и их значением. Проведение простейших исследовательских работ с почвой.

5.Человек и окружающая среда.
6
1
5
Здание – как окружающая среда человека, знакомство с простейшими методиками экологической экспертизы здания, выполнение экспертизы школьного здания.

6.Фенологические наблюдения.
4
1
3
Фенологические наблюдения в природе как основа наблюдений за явлениями взаимосвязи живой и неживой природы. Составление фенологического «древа» за весенний период.

7.Биологический мониторинг.
5
2
3
наблюдение за состоянием окружающей среды с целью контроля и прогноза.

8.Полевая экология.
4
1
3
Знакомство с полевыми исследованиями. Изучение фитоценозов окрестности школы, закладка пробных площадок, простейшие геоботанические описания.

9.Творческий отчет кружка.
1
Представление работ членов кружка за учебный год.


Итого: 35 часов.








Содержание программы кружка «Сокровища природы»
35 часов в год, 1 раз в неделю.
I полугодие.
№ занятия.
Тема занятия.
Форма занятия.

Тема: Введение 2 часа.

1.
Организационное занятие. Выбор актива кружка. Составление плана работы.


2.
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
Теоретическое занятие.

Тема: Знакомство с простейшими исследовательскими методиками 6 часов.

3.
Изучение простейших методик исследовательской работы в природе.
Теоретическое занятие.

4.
Выход в природу «Изучение антропогенного влияния на природное окружение»
Экологический мониторинг.

5.
Оформление результатов: письменный отчет. Подведение итогов.
Практически-поисковое.

6.
Осенние явления в жизни растений и животных, как результат приспособленности к изменениям условий среды.
Теоретическое занятие.

7.
Сбор коллекций, гербариев «Осенние явления в природе»
Экскурсия.

8.
Оформление результатов экскурсии.
Практическое занятие.

Тема: Музейные занятия 4 часа (по всему курсу)

9.
Музейное занятие. Начало оформления стенда «Исследования в природе»
Практическое занятие.

Тема: Почвы – особое тело Земли 3 часа.

10.
Почвы – особое тело Земли.
Теоретическое занятие.

11.
Изучение почвообразующей роли дождевых червей.
Практическое занятие.

12.
Закладка опыта с дождевыми червями. (Контроль в течение полугода)
Практически-поисковое занятие.

Тема: Человек и окружающая среда 6 часов

13.
Человек и окружающая среда.
Теоретическое занятие.

14.
Изучение простейших методик экспертизы школьного здания.
Теоретическое занятие.

15.
Оценка температуры и влажности школьных помещений.
Практическое занятие.

16.
Экологическая оценка чистоты воздуха в школьных помещения.
Практическое занятие.

17.
Экологическая оценка цветового оформления школьных помещений.
Практическое занятие.

Тематическое планирование кружка «Сокровища природы».
II полугодие.

№ занятия
Тема занятия.
Форма занятия.

18
Подведение итогов экспертизы, составление отчета, выводов.
Теоретическое занятие.

19
Музейное занятие.
Практическое занятие

Фенологические наблюдения 6 часов.

20
Основы фенологии как науки
Теоретическое занятие

21
Приемы фенологических наблюдений за климатом, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Практическое занятие.

22
Составление фенологического «древа» за весенний период.
Практическое занятие.

23
Составление фенологического «древа» за весенний период.
Практическое занятие.

24
Музейное занятие
Практическое занятие

Биологический мониторинг 5 часов

25
Что такое биологический мониторинг
Теоретическое занятие

26
Природа родного края (выставка рисунков)
Практическое занятие

27
Причины сокращения численности растений и животных, необходимые меры их охраны.
Теоретическое занятие

28
Составление «Красной книги» Родниковского района
Практическое занятие

29
Подведение итогов, оформление результатов
Теоретическое занятие

30
Музейное занятие
Практическое занятие

Полевая экология 4 часа

31
Знакомство с простейшими методиками полевых исследований
Теоретическое занятие

32
Закладка пробных площадок для описания фитоценозов
Практическое занятие

33
Простейшие геоботанические описания
Практическое занятие

34
Простейшие геоботанические описания
Практическое занятие

35
Творческий отчет кружка.





Методическое обеспечение
Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.
Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к данному направлению воспитательной работы.
Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:
по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;
по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.
Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.
Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.
Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.
Конкурсы могут быть не только фрагментами других мероприятий, но и самостоятельными мероприятиями. Важнейшими методическими компонентами конкурса являются наличие чётких критериев, гласности, соревновательности. Подведение итогов конкурса можно приурочить к экологическому празднику.
Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.
Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.
К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов, формируют у старшеклассников гражданские позиции и установки. Сценарий дискуссии составляется заранее, продолжительность не должна превышать 1,5 часов. Тема дискуссии формулируется в виде проблемы.
В связи со сложностью подготовки и проведения в экологическом воспитании пока не нашли широкого применения Диспуты, целью которых является формирование у школьников умения отстаивать свою точку зрения в пользу охраны природы, выработка твёрдых взглядов и убеждений.
Целесообразно использовать новые формы работы по экологическому воспитанию – экологические коллективные творческие дела (ЭКТД). По характеру ведущей деятельности их можно условно разделить на общественные, трудовые, познавательные, художественные, творческие, наполнив их экологическим содержанием. Одной из форм общественных ЭКТД является пресс-бой.
Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения:
Объяснительно-иллюстративные
Репродуктивные
Методы проектного обучения
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковые, или эвристические
исследовательские
Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования.
Ожидаемый результат и способы определения его результативности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);
инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);
деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
1. Основные виды диагностики результата:

· входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

· текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

· промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;

· итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: фестиваль «Калейдоскоп проектов».
2. В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:
выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.
Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
Техническое оснащение занятий:
аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, диапозитивы, диафильмы, слайды.
Все аудиовизуальные средства обучения направлены на повышение эффективности экологического воспитания.
Учебно-дидактический материал :
экологические знаки, карточки с заданиями, Красная книга, экологические таблицы, схемы.
Материально-техническое оснащение занятий:
Кабинет для обучения:
Столы – _12 штук;
Стулья – 24 штуки;

Список литературы
Для педагога
Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.
Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002, - 112 с.
Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2001.-112с
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2006.-64с.
Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2000.
Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2009.-142 с.
Для учащихся:
Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2003 г.
Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.
Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997 г.
Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. – М.: МЦМНО, 1998 г.
Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.
Макшин П.В. Методика определения численности популяции двустворчатых моллюсков. – Пущино, ОНТИПНЦ, 1999 г.
Обзор состояния окружающей природной среды Новгородской области, 2003 г.
Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 1999 г.
Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 1999 г.
Харченко А.Л. Полевая экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.





15