Конспект урока по МХК на тему«Жанры живописи. Портрет в искусстве России» (8 класс)
Косухина Наталья Николаевна, учитель химии и МХК МБОУ города Ростова-на-Дону «Лицея №51 имени Капустина Бориса Владиславовича»
План-конспект урока по МХК для 8 класса «Жанры живописи. Портрет в искусстве России» .
Краткая аннотация
Актуальность урока
Сегодня мы живем в мире цифровых технологий. Окружающая нас действительность постоянно изменяется под их воздействием. В соответствии с этим изменяется и человек. И образование – как область, в центре которой стоит личность, её развитие - одна из тех сфер, которая наиболее чутко реагирует на всё происходящее в обществе.
Мировая Художественная Культура как школьный предмет более других ориентирована на человека, формирования его личности и общества в целом. Основой изучения истории искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная задача предмета - формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность – силой воздействия различных искусств в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.
Формирование компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Компетенции рассматриваются как новая единица измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность коммуницировать и действовать в различных проблемных ситуациях.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определили системно-деятельностный подход ведущим в учебном процессе средней общеобразовательной школы и обусловили применение педагогических технологий, обеспечивающих компетентностный результат. На уроках искусства и МХК как раз наиболее полно и детально используется метод группового обучения, направленном на организацию совместной учебной деятельности учащихся через объединение в малые группы.
Известно, что групповое обучение − это использование малых групп (3–5 человек) в учебном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведёт к взаимному обогащению. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется паритетно, на партнёрской основе. Это создаёт комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
Можно выделить два ключевых аспекта данного метода, определяющих его современную значимость и актуальность. Во-первых, в результате совместной учебной работы учащихся друг с другом развиваются социальная и коммуникативная компетенции, приобретается опыт взаимодействия, взаимоответственности, сотрудничества, сопричастности и сопереживания общему делу. Во-вторых, возрастает эффективность учебной деятельности за счёт группового эффекта.
Данный урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.
На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность.
Предмет: Мировая художественная культура (МХК)
Класс:8
Учебник (УМК): Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8-9
Тема урока: «Жанры живописи. Портрет в искусстве России»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Форма урока: Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.
Техническое оснащение урока: Компьютерная презентация, методический материал для учащихся, репродукции картин, учебники.
Цели урока:
-Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции.
-Формировать у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством.
-Учить грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.
Задачи урока:
-Осознание познавательно-эвристической, ценностно-ориентирующей функции искусства и значимости мировоззренческих позиций русского общества для развития портретной живописи.
-Расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Формирование УУД:
личностных – осмысление художественно-эстетического идеала русского портрета, мировоззренческих позиций русского искусства XVIII – XIX вв.;
познавательных - закрепление интереса к этапам становления портретной живописи, осмысление того, как русские художники средствами живописи передавали характеры своих выдающихся современников;
коммуникативных – применение самостоятельно приобретенных знаний в процессе коллективной и групповой работы, соотношение их с освоенным учебным материалом из других областей знания или с учебным материалом, изучаемым в ином содержательном контексте, участие в дискуссиях по поводу интерпретации художественных образов;
регулятивных – планирование собственных действий, необходимых для переноса и интеграции знаний как результата сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации портретов по родо-видовым признакам;
информационных – достижение более глубокого понимания изученного на основе представления известной информации в новой форме, переноса в иной контекст.
Ожидаемые результаты урока:
Учащиеся должны усвоить понятия «жанры живописи», «портрет»
Повышенная активность деятельности учащихся
Развитие навыков анализа, осмысления проблемы
Самостоятельный поиск учащимися решения поставленной задачи.
Технологическая карта урока
Этап урока Цель этапа Деятельность
учителя Деятельность
учеников Планируемые результаты Метапредметные (УУД)
Предмет-
ныеПознава-тельныеКоммуни-кативныеРегулятивные
Организационный этап
1 мин. выработка на личностно значимом уровне внутрен-ней готовнос-ти выпол-нения норматив-ных требова-ний учебной деятель-ностиорганизует личностное самоопределение учеников «Художник» раздает таблички с названиями видов и жанров, учащиеся разбиваются по группам и формулируют тему урока
Слушают учителя, самоопределяются на результат урока Показ практическо-го использова-ния полученных знаний добывать новые знания (информа-цию) из различных источников и разными способами проявлять активность во взаимодейст-вии для решения коммуникативных и познаватель-ных задач ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем
Постановка цели и задач урока.
2 мин Мотива-ция учебной деятель-ности учащихся Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Формулируют цели и задачи урока Необходи-мость решения практических задач Действие известным способом. Фиксация проблемы, работа по описанию Слушать учителя. Построение понятных для собеседника высказываний Принятие и сохранение учебной цели и задачи.
Актуализация знаний.
4 мин Фиксация новой учебной задачи Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. комментирует ответы учащихся, дополняет их. Оценивает деятельность отдельных учеников и групп в целом Понимают необходимость интеллектуальных усилий для успешного обучения
выполняют тест-рисунок Возникновение интереса к предмету Анализ, доказатель-ства, аргументы для своей точки зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследование условия учебной задачи, обсуждение предметных способов решения
преобразовы-вать практическую задачу в познаватель-нуюОбобщение и систематиза-ция знаний
15 мин Фиксация нового способа действия Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Иллюстрирует и комментирует таблицы, схему, систематизирующие знания Воспроизводят на новом уровне (переформулированные вопросы).
Заполняют таблицы и используют схемы, систематизирую-щие знания Систематиза-ция темы «Жанры живописи. Портрет» Извлекать информацию, ориентиро-ваться в своей системе знаний и осознавать необходи-мость нового знания обращаться за помощью; формулиро-вать свои затруднения; Определять и формулиро-вать цель деятельности
Применение знаний и умений в новой ситуации
13 мин Применение нового способа действия выявление общих ошибок
Слушает выступления учеников, корректирует их ответы, направляя в правильное русло. Отмечает ошибки и неточности при ответах, задает вопросы. Выставляет отметки Сравнение с образцом, выявление лидеров
Каждая группа представляет анализ картины. Остальные ученики внимательно слушают, задают вопросы и выставляют отметки в бланки, контроль в группах. Преодоление возникших затруднений Самостоя-тельно предпола-гать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Организовы-вать учебное взаимодейст-виезадавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологичес-кой и диалогической речи Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимос-ти, исправлять ошибки
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
4 мин Работа в группах Следит за выступлениями групп, комментирует ответы, задает дополнительные вопросы, выставляет отметки Фронтальный контроль и обсуждение
Группы перед классом представляют решение своей задачи. Остальная часть класса слушает, задает вопросы, оценивает деятельность своих одноклассников Исправление ошибок. Завершение работы Извлекать информа-цию, ориентиро-ваться в своей системе знаний и осознавать необходи-мость нового знания критично относиться к собственному мнению. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представле-нием их в пространст-венно-графической или знаково-символичес-кой форм
Информация о домашнем задании,
3 мин Применение новых знаний в решении типовых задач инструктаж по выполнению задания:
познакомиться с автопортретами Рембранта, почему художник так много писал и рисовал себя
как правильно ставить ударение в имени художника, какая у него фамилия Выбор уровня задания
делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопе-дии, справочники, Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. Использо-вать установленные правила в контроле способа решения
Рефлексия (подведение итогов занятия)
3 мин
Соотнесение цели и полученных результатов Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Проводят рефлексию учебно-познавательной деятельности. Выводят итоговые отметки Ответы на вопросы, анализ
Подводит итог учебной деятельности. Выставляет итоговые отметки по результатам деятельности учащихся самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке Сопостав-лять и отбирать информацию Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения учиться давать оценку результатов своей работы
1.2. Дидактический анализ и содержание материала.
Дидактическая структура урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Формируемые УУД и предметные действия
Орг. момент Организуют рабочее место Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих. Знакомит с эпиграфом урока:
«Портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы. Именно с портрета началось новое искусство, с ним русская живопись встала вровень с европейской».
А.Б. Стерлигов.
(Слайды 1,2)
Организация внимания, самоорганизация.
Целеполагание Устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала Сегодня мы завершаем изучение одного из жанров изобразительного искусства – портрет. Урок итоговый и во второй его части вы должны будете самостоятельно, по вариантам проанализировать несколько портретов. Но, перед этим, для того чтобы успешно выполнить самостоятельную работу, вы
должны вспомнить, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.
XVIII век в России называют веком портрета. Портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря чему русская
живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и другие. В середине XVIII века портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Итак, что же такое портрет?
Каждый из портретов должен обладать особым качеством. Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество это: сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.
Итак, какова главная особенность?
(Слайды 3-7)
Обобщают и систематизируют знания, полученные на предыдущем этапе изучения темы
Учащиеся вспоминают определение портрета.
Составление схемы
« Анализ портрета», путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета.
Развивают познавательные интересы и интеллектуальные способности, прогнозируют деятельность на уроке.
Актуализация опорных знаний Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях А сейчас мы должны составить план, по которому вы в дальнейшем будете анализировать портрет. Для того, чтобы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты.
(Слайды 8-9)
Отвечают на вводные вопросы, рассматривают чертежи различных изделий. Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Познавательные: умение анализировать, осознанно строить речевые высказывания
Изучение нового материала. Находят сходство и различие развертки с ранее изученными типами изображений, делают выводы об областях применения развертки, формулируют понятие «развертка» Пример анализа портрета.
Итак, мы составили план, по которому вы будете анализировать портреты. Сейчас я раздам каждому из вас этот план. К нему также прилагается краткая биография героинь портретов. По этому плану попробуем проанализировать представленный портрет. Но сначала, ознакомимся с художниками, портреты которых мы будем анализировать.
Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808) – мастер камерного, интимного портрета. Он наделял моделей своей собственной одухотворенностью. Для его работ характерно: «мерцание красок», «зыбкость, воздушность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «загадочность и таинственность».
(Слайд 10,11)
2.Более 100 лет назад поэт
Я. Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским (1757-1825). Поэт долго оставался в задумчивости перед большим холстом. Он практически не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь её сложилась несчастливо, и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца….»
Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
(Слайд 12,13)
3. О.А.Кипренский Портрет А.С.Пушкина (слайд 14)
4. К. Брюллов
«Автопортрет» (слайд 15)
5. В. Серов – портрет И. Левитана (слайд 16)
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы формулируют понятия Умение находить, анализировать, управлять, оценивать и предоставлять информацию. Предоставлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.
Практическая работа Работа в парах Практическое выполнение задания.
Анализ портретов по плану.
На каждом столе лежит технологическая карта, которая подскажет вам последовательность действий по анализу портрета.
Внимательно ознакомьтесь с ней и приступайте к работе.
Сейчас, по завершению задания, обменяйтесь тетрадями с рядом сидящем товарищем и проверьте анализы друг друга. Убедитесь, что вы тщательно проверили работу своего соседа.
Оцените работы друг друга.
Составление анализа портрета по плану Формирование навыков самостоятельной работы. Формирование умения составлять план и последовательность действий.
Формирование умения осуществлять контроль по результату
Физкультминутка Соблюдение норм поведения при выполнении гимнастических упражнений Учитель предлагает обучающимся оживить картину Оживляют картину, выполняя гимнастические упражнения Рефлексия Проводят взаимопроверку и взаимооценкуСделайте вывод – насколько успешно мы справились с работой?
- что вам запомнилось в новой теме;
- где можно применить полученные знания;
- с каким настроением вы заканчиваете урок?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Умение произвести самооценку и организовать взаимооценку.
Умение построения логической цепочки рассуждений и доказательств
Домашнее задание Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».
Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.
(Слайд 17)
Слушают, записывают домашнее задание. Умение организовать собственную деятельность и планировать ее результаты