Урок по русскому языку (развитие речи) Письмо Деду Морозу (3 класс) 
Егорова ВА
Предмет: Русский язык(развитие речи)
Класс: 3 класс
МБОУ СМР « Коробицынская   школа»
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа
Технологическая карта изучения темы  «Письмо Деду Морозу»
Тема  Развитие речи «Письмо Деду Морозу»
Цель:
Задичи: Познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности.
Формировать умение пользоваться алгоритмом; обучать составлять письменные послания с использованием слов-опор.
Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое написание письма.
 Воспитывать бережное отношение к русскому языку; умение работать в  коллективе.
Формировать УУД:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: записывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в Интернете.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока..
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Грамотно  записывать свои мысли..
3. Оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом урока.
4. Учиться работать по предложенному учителем  плану.
Личностные результаты.
1.Развивать  умения выражать свои эмоции.
2. Оценивать  свои желания и поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемый результат Предметные:  
Уметь работать со словами-опорами , прогнозировать содержание по теме урока, отвечать на вопросы учителя.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в письменной форме; уметь  работать в группе (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в Интернете;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  письменно предложения по заданной теме(Познавательные УУД).
Основные понятия  Письмо, приветствие, концовка
Межпредметные связи  Литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология.
Ресурсы:
- основные
. Н.Г.Агаркова, Н.А.Чуракова,« Русский язык», 3 класс
Организация пространства  Работа в группах, индивидуальная работа
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты 
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: 
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
.
Организует проговаривание правил поведения на уроке.
.
Уточняет понимание и нужность работы. Здравствуйте, дети. Желаю всем удачи на  уроке, внимательно слушайте, запоминайте все, о чем мы будем говорить. Вам это обязательно пригодиться в жизни. 1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний 4-5мин.
Цели:
- Повторение изученного материала, необходимого для решения частных задач; выявление затруднения в индивидуальной деятельности  каждого учащегося
 С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
 Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
-Какое время года сейчас идет? Вы любите зиму?. А почему любите зиму? (Самый волшебный сказочный праздник – Новый год)
-За что вы любите Новый год? (подарки)
-Кто дарит подарки? (Дед Мороз)
Существует много традиций, которые чтит Дедушка. Во-первых, чаще всего он приходит неожиданно и громко заявляет о своем появлении. Во-вторых, обязательной праздничной процедурой является вождение хоровода вокруг нарядной елочки. В-третьих, он и Снегурочка кладут под елочку подарки так, чтобы дети не заметили. Самой большой тайной Деда Мороза является его место жительства. Да, Дедушка умеет запутать! По одной легенде он живет в городе Великий Устюг, что стоит на берегу реки Сухоны, по другой - на Северном Полюсе. А вот писатель Одоевский  в сказке «Мороз Иванович»  вообще описывал то, как  с приходом весны Дед Мороз перебирался на дно колодца, где всегда прохладно. 
По легенде считается, что Дед Мороз  был богатырем, братом Ильи Муромца, но в схватке со злой колдуньей он отдал людям свое тепло и с тех пор считается повелителем зимы, холода. 18 ноября считается днем рождения Деда Мороза. С этого дня в России наступает настоящая зима, ударяют морозы.
- А как Дед Мороз узнает  кому что подарить? (пишут письма)
- А вы умеете писать письма? (нет)
- Давайте учиться сегодня вместе. На уроках труда мы заготовили красочную открытку новогоднюю. Вспомним, как мы это делали. Откройте файл и начинайте писать.
-Почему задумались?  (Не знаем с чего начать).
Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала  
Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(познавательные УУД)
III Формулирование проблемы,
планирование деятельности.
Поиск решения частных задач
7-8 мин.
Цели:
- Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока;
-Планированию
деятельности на уроке. Участие в подводящем к теме диалоге.
Организует  подводящий к теме диалог;
 Организует составление плана работы на урок.
- А с чего обычно люди начинают разговор? ( с приветствия) Вот и письмо надо с этого начать.
-Какие слова выберем для приветствия Деда Мороза?
-Почему нельзя сказать «Привет»?
- О чем надо сообщить после приветствия? (сообщить о себе: как зовут, где учусь, о чем мечтаю).
- А Дедушку Мороза надо поздравить с праздником и пожелать ему всего хорошего? 
-Значит, следующая часть письма будет о чем?
-Как вы думаете, наше письмо закончено? Как обычно заканчивается  общение  людей? (прощанием)
-Как же мы можем попрощаться с Дедушкой Морозом? (до скорой встречи, до свидания)
-Написать интересное письмо – настоящее искусство. Существует алгоритм написания письма.
Алгоритм написания письма.
1.Вступление – приветствие и обращение.
2.Основная часть – 1) вопросы, отражающие интерес к жизни адресата;
           2) сообщение главной информации.
3.Заключение – прощание, подпись, дата.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
-Для приветствия, обращения и прощания существуют определённые этикетные формы, т. е. формы, соответствующие правилам этикета. Прочитайте слова приветствия и обращения (цепочкой).
ПриветствиеОбращение
Здравствуй,Коля, Коленька,
здравствуйте, Алексей       
привет,                                брат,
приветствую Вас,сынок мой, 
рад приветствовать тебя.
-Давайте посмотрим, какое приветствие с каким обращением уместно.
-После приветствия и обращения идёт основная часть письма, она соответствует виду письма. Если в письме о чём-то рассказывается, то это… . А теперь давайте продолжим начатые строчки.
Вид письма Наиболее употребительные формы
Сообщение                            Спешу сообщить тебе…
                           Хочу тебе рассказать о том, как …
Поздравление                            Сердечно поздравляю Вас …
                           От всей души поздравляю тебя …
Пожелание                            Горячо желаю тебе …
Благодарность                            Большое спасибо за …
                           Сердечное спасибо за …
                           Я вам очень благодарен за …
                           Разрешите поблагодарить Вас за …
Просьба                            Напишите мне, пожалуйста, …
                           Передайте, пожалуйста, …
                           Если Вас не затруднит, …
Приглашение                            Приглашаем Вас на …
                           Будем рады вас видеть на …
-Заключительная часть письма.
ПрощаниеСамоименованиеДо свидания,                     Максим,
до скорого свидания.     Максим Соловьёв,
твой сын Максим,
любящий тебя внук Максим.
. Согласно правилам хорошего тона письма пишут разборчиво и только на хорошей бумаге. И ещё одна тонкость. Вы учитесь пока ещё  на первой ступени обучения и ещё не знакомы со всеми правилами русской грамматики. Как быть, если написание слова вызвало затруднение? (Подобрать синоним или обратиться к орфографическому словарю).
Физкульминутка.
Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. 
Принятие целей урока, готовность к написанию  и обсуждению темы.
Наличие первичной эмоциональной реакции на тему. Умение выразить свои чувства, мысли.
Проверка своих предположений о содержании  письма. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
IV. Закрепление  нового и самостоятельная работа с проверкой по словам-опорам (15 мин)
Цель:
- Фиксирование нового знания в устной и письменной речи;
-формировать умение использовать информацию
V Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
VI.Домашнее задание Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
Записывают в дневник домашнее задание -Организация самопроверки;
Организация самооценки
учебной деятельности
Организует запись задания на дом в дневник
-Итак, вы определили части письма Начинаем набирать текст своего письма. Открываем текстовый редактор и печатаем, не забываем правила орфографии. Какие из них нам надо помнить? (начало и конец предложения, имена и фамилии людей, чу-щу, знаки в конце предложения)
Ученики самостоятельно пишут текст, учитель оказывает помощь по мере необходимости. Те ученики, которые быстро справились с работой, тоже помогают отстающим.
- Можно текст украсить:  изменить размер шрифта, цвет.
-Кто хочет  прочитать что получилось? ( несколько учеников читают свои письма)
-Все, письма ваши готовы. Теперь Дедушка Мороз точно не ошибется и принесет вам подарок, о котором вы мечтаете. Остается только дождаться праздника. Согласны? (Нет)
-Почему? (письмо надо отправить)
-А как это можно сделать? (на электронный адрес или  по почте)
- А что необходимо знать для отправки письма? (адрес)
-Как его узнать, чтобы письмо дошло правильно, не потерялось в пути? ( найти в Интернете)
-Что еще необходимо для того, чтобы письмо попало в руки Дедушки Мороза? (конверт, марки, почтовый ящик) Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки и мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В Индексе 6 цифр. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Укажите индекс на конверте (162232).
Адрес Деда Мороза  :                                    162340 Россия, Вологодская область,                                                           г.Великий Устюг,         Деду Морозу                                                                              
-Следующий урок у нас  технология. Мы  письмо распечатаем,  положим в конверт, напишем адрес. А по дороге из школы вы опустите его в почтовый  ящик.
Подведем итоги и вспомним, чему учились:
Я узнал много нового о Дедушке Морозе.
Я понял, что Новый год – праздник добра.
Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
Захотелось  творить,  рисовать,  сочинять.
Урок мне  запомнится надолго.
Урок оставил меня  равнодушнымДома попробуйте написать поздравительное письмо другу или мне с Новым годом, пользуясь теми знаниями, которые получили на уроке.
Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на слова-подсказки, аргументировать свою точку зрения.
Проявление внимания к суждениям товарищей, 
Уметь пользоваться информацией, полученной на уроках ранее.
Уметь работать самостоятельно.
Уметь давать самооценку своей работе
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).