Рабочая программа по столярному делу 5 класса для учащихся коррекционной школы
Рабочая программа по Столярному делу для 5 класса
Состовитель Бондарь С.М.
Содержание
Паспорт рабочей программы ……………………………….……... 3
Пояснительная записка ………………………………………….…..4
Содержание программы учебного предмета, требования к уровню
подготовки учащихся ………………………………………….….. 6
Календарно-тематическое планирование ……………………….....11
$15. Требования к уровню подготовки обучающихся………..……..…..15
Формы оценивания …………………………………………….….....16
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного
процесса …………………………………………………………....…17
Лист внесения изменений ……………………………………………18
Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа специально (коррекционного) начального образовательного учреждения VIII вида
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- Категория обучающихся: учащиеся 5 класса МБОУ «Прохоровская гимназия», для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 204 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 6 часов в неделю
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Пояснительная записка
Рабочая программа по столярному делу для 5-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
$11. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
$12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
$13. Учебного плана Образовательного учреждения.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др.предметов.
Программа рассчитана на 204 часа.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ
Задачи:
$1 формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
$1 развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
$1 воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Основныетехнологии:
$1 личностно-ориентированное,
$1 деятельностный подход,
$1 уровневая дифференциация,
$1 информационно-коммуникативные,
$1 здоровьесберегающие,
$1 игровые.
Основными видами деятельностиучащихся по предмету являются:
$1 Беседа (диалог).
$1 Работа с книгой.
$1 Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
$1 Самостоятельная работа
$1 Работа по карточкам.
$1 Работа по плакатам.
$1 Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
$1 Демонстрация натуральных объектов;
$1 ИТК
$1 Дифференцирование, разноуровневое обучение;
$1 Наглядные пособия, раздаточный материал;
$1 Создание увлекательных ситуаций;
$1 Занимательные упражнения;
$1 Экскурсии;
$1 Декады трудового обучения;
$1 Участие в конкурсах;
$1 Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Содержание курса соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным компонентом, в рабочую программу не внесены изменения.
5 КЛАСС
I четверть (54 ч.)
Вводное занятие (2 ч.)
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
Пиление столярной ножовкой (24 ч.)
Изделие.Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения.Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.
Столярные инструменты и приспособления:виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.
Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.
Умение.Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.
Практические работы.Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины (6 ч.)
Теоретические сведения.Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойное, лиственное). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.
Игрушки из древесного материала (18 ч.)
Изделие.Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения.Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.
Умение.Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
Практические работы.Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок
фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.
Самостоятельная работа (4 ч.)
По выбору учителя.
II четверть ( 44 ч.)
Вводное занятие (2 ч.)
Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II четверти. Правила безопасности при работе с инструментами.
Сверление отверстий за станке (18 ч.)
Изделие.Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).
Теоретические сведения.Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.
Умение.Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы.Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или муфтой. Контроль глубины сверления.
Игрушки из древесины и других материалов (14 ч.)
Изделия.Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля.
Теоретические сведения.Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы
Умение.Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Работы на верстаке.
Наглядное пособие.Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.
Практические работы.Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.
Выжигание (6 ч.)
Объекты работы.Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).
Теоретические сведения.Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение.Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие
Практические работы.Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.
Самостоятельная работа (4 ч.)
По выбору учителя.
III четверть
Вводное занятие(2 ч.)
Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.
Пиление лучковой пилой (6 ч.)
Изделие.Заготовка будущего изделия.
Теоретические сведения.Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.
Умение. Работа лучковой пилой.
Практические работы.Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности отпила угольником.
Строгание рубанком (8 ч.)
Изделие.Заготовка изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.
Умение.Работа рубанком.
Практические работы.Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.
Соединение деталей с помощью шурупов (22 ч.)
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения.Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линии, видимый контур, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью.
Упражнение.Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.
Самостоятельная работа (4 ч.)
По выбору учителя.
IV четверть
Вводное занятие (2ч.)
Задачи обучения и план работы на IV четверть.
Изготовление кухонной утвари (10ч.)
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение.Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы.Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Соединение рейки с бруском врезкой (14 ч.)
Изделие.Подставка из реек для цветов.
Теоретические сведения.Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
Умение.Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.
Упражнение.Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).
Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.
Практическое повторение (8 ч.)
Изделие:кухонная лопатка.
Контрольная работа (6 ч.)
По выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий.
Календарно-тематическое планирование
№
п/пНаименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки похождения Примечание
I четверть (54 ч.)
1 Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда. 2
Пиление столярной ножовкой (24 ч)
2 Столярные инструменты и приспособления. 2
3 Устройство и назначение столярного верстака. 2
4 Планирование работы на изготовление игрушечного строительного материала. 2
5 Пиление как одна из основных столярных операций. 2
6 Выполнение упражнений по пилению древесины. 2
7 Последовательность изготовления изделия. 2
8 Основы разметки. 2
9 Разметка игрушечного строительного материала. 2
10 Пиление брусков. 2
11 Отделка. Общиесведения. 2
12 Шлифование торцов деталей. 2
13 Отделка изделий. Оценка качества. 2
Промышленная заготовка древесины (6 ч)
14 Древесина: строение, использование, заготовка. 2
15 Пиломатериалы: виды и использование. 2
16 Определение видов пиломатериалов. 2
Игрушки из древесного материала (18 ч)
17 Технический рисунок. 2
18 Планирование работы на изготовление игрушечной мебели. 2
19 Последовательность изготовления изделия. 2
20 Разметка деталей мебели. 2
21 Выполнение деталей. 2
22 Подготовка отверстий. 2
23 Сборка конструкции изделия. 2
24 Отделка изделия. 2
25 Оценка качества готового изделия. 2
Самостоятельная работа (4 ч.)
Изделие: игрушечный строительный материал.
26 Самостоятельная работа: выполнение игрушечного строительного материала по заданным размерам. 2
27 Самостоятельная работа: выполнение игрушечного строительного материала по заданным размерам. Оценка качества готового изделия. 2
II четверть (44 ч.)
1 Вводное занятие. 2
Сверление отверстий на станке (18 ч)
2 Устройство и назначение настольного сверлильногостанка. Сквозное и несквозное гнездо. 2
3 Назначение и виды сверл.Крепление сверла в патроне сверлильного станка. 2
4 Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. 2
5 Выполнение упражнений посверлению отверстий разных видов и размеров. 2
Изделие: подставка для свёрл
6 Планирование работы на изготовление подставки для свёрл. 2
7 Разметка и отпиливание брускадля изделия. 2
8 Разметка центров отверстий. Сверление несквозных отверстий. 2
9 Зачистка поверхности подставки.
Отделка изделия.Оценка качества готового изделия. 2
Игрушки из древесины и других материалов (14 ч)
10 Планирование работы на изготовление модели трактора. Последовательность изготовления изделия. 2
11 Разметка деталей трактора. 2
12 Пиление деталей трактора. 2
13 Обработка закругленных поверхностей рашпилем 2
14 Устройство, назначение коловорота, приемы работы. 2
15 Выполнение упражнений по сверлению отверстий 2
16 Способы соединения деталей изделия. 2
17 Сборка модели трактора. 2
Выжигание (6 ч)
18 Устройство электровыжигателяи приемы работы с ним. Правилабезопасной работы элсктровыжигателем. 2
19 Отделка изделия выжиганием. 2
20 Отделка изделия лаком. 2
Самостоятельная работа (4 ч.)
Изделие: подставка для карандашей.
21 Самостоятельная работа: выполнение подставки для карандашей. 2
22 Самостоятельная работа: выполнение подставки для карандашей. Анализ качества готового изделия. 2
III четверть (62 ч.)
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. План работы на четверть. 2
Пиление лучковой пилой (6 ч.)
2 Лучковая пила: устройство и правила безопасной работы. Виды пиления древесины. 2
3 Пиление древесины поперёк волокон. 2
4 Пиление древесины вдоль волокон. 2
Строгание рубанком (8 ч.)
5 Общие сведения о строении древесины. Грани и рёбра доски. 2
6 Устройство рубанка и правила безопасной работы с ним. 2
7 Строгание рубанком (на материалоотходах) 2
8 Строгание заготовок. 2
Соединение деталей с помощью шурупов (22 ч.)
Изделие: настенная полочка.
9 Чертёж как основной документ для выполнения изделия. 2
10 Планирование работы на изготовления настенной полочки. 2
11 Разметка и выполнение деталей полочки. 2
12 Соединение деталей с помощью шурупов. 2
13 Выполнение отверстий с помощью шила. 2
14 Зенкование отверстий. 2
15 Устройство ручной дрели и приёмы работы. 2
16 Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки. 2
17 Зенкование отверстий на деталях полочки. 2
18 Сборка конструкции полочки. 2
19 Отделка полочки.
Практическое повторение.
Изделие: подставка для цветов.
20 Разметка деталей подставки. 2
21 Пиление деталей подставки. 2
22 Строгание деталей. 2
23 Разметка и подготовка отверстий под шурупы. 2
24 Зенкование отверстий на деталях подставки. 2
25 Подгонка, сборка конструкции подставки 2
26 Отделка поверхности подставки. 2
Объект работы: заготовки для будущих изделий.
27 Пиление и строгание заготовок для будущих изделий. 2
28 Пиление и строгание заготовок для будущих изделий. 2
29 Пиление и строгание заготовок для будущих изделий. 2
Самостоятельная работа (4 ч.)
Изделие: заготовка для метровой линейки.
30 Самостоятельная работа: выполнение заготовки для метровой линейки. 2
31 Самостоятельная работа: выполнение заготовки для метровой линейки. Анализ качества готового изделия. 2
IV четверть (46 ч.)
1 Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментом. 2
Изготовление кухонной утвари (16 ч.)
2 Построение чертежей. 2
3 Планирование работы на изготовление кухонной доски. 2
4 Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. 2
5 Строгание заготовки. Чистовая разметка детали. 2
6 Отпиливание припусков. 2
7 Обработка торцов. 2
8 Шлифование доски. 2
9 Отделка доски. 2
Соединение рейки с бруском (14 ч.)
10 Врезка как способ соединения деталей. Инструмент для выполнения врезки. 2
11 Удаление подрезного материала стамеской (на материалоотходах) 2
Изделие: подставка для цветов из реек.
12 Планирование работы на изготовление подставки для цветов. 2
13 Строгание брусков и реек по чертежу. 2
14 Разметка и выполнение пазов на брусках. 2
15 Подгонка деталей соединения. 2
16 Сборка подставки. Анализ качества готового изделия. 2
Практическое повторение.
Изделие: кухонная лопатка (8 ч.)
17 Разметка лопатки по чертежу.
18 Опиливание формы лопатки.
19 Строгание лопатки.
20 Обработка лопатки рашпилем, шлифование поверхности.
Контрольная работа (6 ч.)
21 Контрольная работа: выполнение настенной полочки. 2
22 Контрольная работа: выполнение настенной полочки. 2
23 Контрольная работа: выполнение настенной полочки. Анализ качества изделия. 2
Требования к уровню подготовки обучающихся
В конце учебного года учащиеся должны
Знать:
-общие представления о строении древесины;
-что миллиметр – это основная мера длины в столярном деле;
-виды брака при пилении;
-назначение сверления;
-электровыжигатель, устройство действия;
-рубанок: основные части;
-назначение шурупов;
-требования к качеству разметки;
-правила техники безопасности при изучении всех тем курса.
Уметь:
-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;
-работать рубанком;
-научиться работать на настольно-сверлильном станке;
-работать электровыжигателем;
-работать ручной дрелью;
-соблюдать правила техники безопасности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-работать рубанком;
-работать столярной ножовкой и лучковой пилой;
-работать ручной дрелью;
-соблюдать правила техники безопасности.
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональнойтерминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса
Основная:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010, с.191.
Дополнительная:
$11. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1990. с 120.
$12. Методика профессионально – трудового обучения Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1988. с220.
$13. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы сборник 2 Мирский С. Л., Журавлев Б. А., Иноземцева Л. С., Ковалева Е. А., Васенков Г. В.. Под редакцией Воронковой В. В. – Москва «Владос» - 2001. с 187.
$14. «Столярное дело» Журавлев Б. А. – Москва «Просвещение», 1992. с
$15. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда С. Л. Мирский – Москва «Просвещение»,1992. с 170.
Лист внесения изменений
класс дата Количество не проведённых уроков Причина Согласование с курирующим завучем