«Система факультативных занятий «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» как средство формирования познавательных УУД»
МБОУ Б-Болдинская средняя школа им А.С. Пушкина
Программа факультативных занятий
«Развитие познавательных процессов и
творческих способностей»
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие познавательных ууд, а именно, умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.
Система занятий по данной программе позволяет развивать интеллектуальную и творческую деятельность учащихся, а также обеспечивает детям, испытывающим трудности в обучении, коррекцию и развитие тех психических функций, которые позволяют им сформировать необходимые для учебы интеллектуальный уровень и учебные навыки. Программа состоит из четырех блоков: «Развитие и коррекция познавательной сферы», «Развитие творческих способностей», «Формирование приемов учебной деятельности», «Повышение функционального уровня систем организма».
Методологическую основу программы составляют разработки следующих авторов: Гатанова Ю., Винокуровой Н, Тихомировой Л.Ф., Локаловой Н.П., Ануфриевой А.Ф., Костроминой С.Н., Барановой Т.С.
1. Актуальность
Проблема развития познавательных способностей учащихся в настоящее время является наиболее актуальной, так как требования к их умственной деятельности непрерывно растут, а их способности усваивать и использовать полученные знания остаются на довольно низком уровне; продуктивность мыслительной и, особенно, творческой деятельности школьников, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Актуальность данной программы обусловлена тем, что почти в каждом классе, есть дети, которые испытывают большие трудности при усвоении школьной программы в силу несформированности определенных психических функций и нуждающиеся в своевременной психолого-педагогической коррекции.
Развитие психических познавательных процессов и творческих способностей младших школьников предположительно будет способствовать повышению их познавательных ууд, мотивации и школьной успеваемости. Учащиеся освоят основные приемы учебной деятельности, а также научатся снимать нервно- мышечное напряжение, что положительным образом должно сказаться на повышении их успеваемости и качестве учебной деятельности.
2. Целевая аудитория.
Программа предназначена для детей 7- 8 лет, учащихся 1 классов, имеющих проблемы в обучении.
3. Направленность программы.
Коррекционно-развивающая.
4. Цель.
Развитие познавательных ууд у младших школьников посредством развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления ) и творческих способностей.
5. Задачи
1) Обучающие
Знакомство с приемами развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей
Обучение приемам учебной деятельности
Обучение навыкам релаксации
2)Развивающие задачи
Развитие у учащихся когнитивных функций ( мышления, памяти, внимания)
Развитие у учащихся построение логической цепи рассуждений
Развитие у учащихся самостоятельности в создании способов решения проблем творческого и поискового характера.
Развитие навыков взаимодействия с другими людьми при работе в группе
Развитие творческих способностей и воображения.
3)Воспитательные задачи
Воспитание уверенности в своих силах и возможностях
Воспитание уважения к личности другого человека
Формирование толерантности по отношению к сверстникам, к их индивидуальным особенностям.
6. Форма проведения занятий
Занятия проводятся в групповой форме, по 3-4 человек. Именно такое количество учащихся способствует повышению эффективности занятий и позволяет донести коррекционно-развивающий материал до каждого ученика, учитывая его проблемы в обучении и индивидуальные особенности интеллектуального развития. Групповая форма занятий позволяет детям взаимодействовать друг с другом, видеть свои успехи и недостатки, повышает учебную мотивацию.
Так же на каждого ученика составляется индивидуальный профиль
Ф.И. ученика Познавательные УУД Начало года Конец года
Низкий
2 балла Средний
3-4 балла Высокий
5-6 баллов Низкий
2 балла Средний
3-4 балла Высокий
5-6 баллов
Сравнение Анализ и синтез Сериация – упорядочивание объектов по выделенному оснаванию Классификация Обобщение Установление аналогий Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера И общий профиль на группу
Познавательные УУД Начало года /Конец года
Низкий Средний Высокий
Сравнение Анализ и синтез Сериация – упорядочивание объектов по выделенному оснаванию Классификация Обобщение Установление аналогий Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера 7. Структура занятий
Программа рассчитана на 33 занятия по 35 мин. 1 раз в неделю.
Каждое занятие состоит из 4 этапов.
1.Вводная часть. Включает в себя задания для создания положительного эмоционального настроя, а также вопросы из разных областей знаний, требующие сообразительности и смекалки, что помогает детям включиться в работу на занятии (5 мин.).
2. Основная часть
Развитие познавательных процессов – ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Включает в себя психологические упражнения, игры, задания, способствующие коррекции и развитию когнитивной сферы (20мин.).
Развитие творческих способностей, пространственных представлений. психомоторики, обучение приемам учебной деятельности, а так же навыкам нервно-мышечной релаксации (10мин.).
3. Заключительная часть – рефлексия
Подведение итогов, анализ и обсуждение результатов занятия (5мин.).
В каждое занятие включаются задания и упражнения из всех блоков программы в зависимости от целей конкретного занятия
8. Ожидаемые результаты.
1.Повышение уровня развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и творческих способностей.
2. Повышение школьной успеваемости детей.
3. Осознание учащимися своих возможностей и ресурсов.
4. Развитие у учащихся стремления к познанию.
5. Развитие у детей навыков взаимодействия с другими людьми.
6. Раскрытие творческих способностей.
7. Воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.
Учебно-тематический план
№
п/п Дата Тема занятия Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся Контрольно-оценочная
деятельность
1 четверть – 8 часов
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Стартовый контроль
Диагностика
2 Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций. Выделять закономерности, завершать схемы.
Прогностический
Пооперационный контроль
3 Тренировка памяти. Развитие мышления. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи. Самооценка
Самоконтроль
4 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
5 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Объяснять значение слов и выражений.
Прогностический контроль
6 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
7 Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Прогностический
Пооперационный контроль
8 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Самоконтроль
2 четверть – 7 часов
1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Описывать признаки геометрических фигур. Прогностический
Пооперационный контроль
2 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Самооценка
Самоконтроль
3 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Объяснять закономерности.
Рефлексивный контроль
4
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Выделять черты сходства и различия
Прогностически
й контроль
Контроль по результату
Самоконтроль
5 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Находить и выделять признаки разных предметов.
Рефлексивный контроль
Прогностический контроль
6 Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Узнавать предметы по их признакам.
Прогностический контроль
7 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа.
Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
3 четверть – 10 часов
1 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Прогностический
Пооперационный контроль
2 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
Выделять закономерности, завершать схемы. Самооценка
Самоконтроль
3 Тренировка внимания. Развитие мышления.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно- следственные связи.
Рефлексивный контроль
4 Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Называть предметы по описанию. Прогностический контроль
Контроль по результату
5 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Рефлексивный контроль
6 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве Прогностический контроль
7 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Объяснять значение слов и выражений.
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
8 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Прогностический
Пооперационный контроль
9 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Самооценка
Самоконтроль
10 Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Определять на глаз размеры предмета.
Рефлексивный контроль
4 четверть – 8 часов
1 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Выделять черты сходства и различия
Прогностический
2 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений. Самооценка
Самоконтроль
3 Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Объяснять закономерности.
Рефлексивный контроль
4 Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Ориентироваться в пространстве листа.
Прогностический контроль
5 Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Описывать признаки геометрических фигур.
Рефлексивный контроль
6 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Находить и выделять признаки разных предметов. Прогностический контроль
7 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Рефлексивный, прогностический контроль,
8 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года Давать несложные определения понятиям. Итоговый контроль,
Самоконтроль