Мастер-класс на тему Русские народные игры как средство приобщения учащихся начальных классов к национальной культуре и традициям русского народа
Мастер – класс:«Русские народные игры как средство приобщения учащихся начальных классов к национальной культуре и традициям русского народа».
Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми;2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр;Инвентарь :атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры, проектор и экран.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении к традициям русского народа младших школьников.- В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья детей. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение и нервную систему детей.-Подвижные игры просто необходимы детям- - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, укрепляют сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.-. Русские народные игры имеют многолетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что подвижных игр дети знают очень мало, особенно народных. В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.-Сейчас я предлагаю вам составить картотеку русских народных подвижных игр и мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью.(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам) ^- Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы справились с заданием и готовы рассказать, какие игры вы отобрали.-1 группа игр:. «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка» , «Зайцы в огороде» , «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки» , «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Волк во рву».-2 группа игр: «Дедушка-рожок», «Домики», "Заря" «Каравай», «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка»,»Продаем горшки», « Шишки, желуди, орехи.»-3 группа игр: «Лапта», «Бой петухов», «Городки», «Перетягивание каната», «Защита укрепления», «Бои на бревне»..- А как появились детские считалки? Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. В настоящее время детские считалки это распределение ролей и установление очередности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно. Детские считалки представляют собой краткие зарифмованные стишки, цель которых – определение ведущего игры. Любая считалка учит детей следовать правилам игры, ведь водящий выбирается объективно, по воле случая. Можно сказать, что детские считалки выполняют важную функцию в воспитании ребёнка: они вырабатывают в его характере такие качества, как чувство товарищества и честность. Разучивая с детьми различные считалки, Вы тренируете их память ...Считалки являются наиболее простым способом вовлечь ребёнка в игру и привлечь его внимание.--А сейчас мы с вами поиграем в русские народные игры: «Аленушка и Иванушка» и «Заря».--Игра «Аленушка и Иванушка» -- Выбирают Аленушку и Иванушку и завязывают им глаза. Играющие встают в круг и берутся за руки. Аленушка и Иванушка находятся внутри круга. Иванушка хочет поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он зовет ее:--Аленушка! Аленушка обязательно должна откликаться:--Я здесь ,Иванушка! Но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Если Иванушка хватает кого-то из стоящих рядом, то ему обьястняют ошибку. Как только Иванушка поймает Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала. -Следующая игра «Заря».—Дети встают в круг, руки держат за спиной. А один из играющих—Заря—ходит сзади с лентой в руках и говорит:--Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые , раз ,два—не воронь, а беги как огонь! С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот , кто останется без места , становится Зарей . . --В играх дети познают окружающий мир.. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры , у них развивается внимание, мышление, воображение, память.Подвижные игры так-же способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. При проведении подвижных игр необходимо учитывать возрастные особенности детей, их физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.Иногда я использую жеребьевки – угады . Например: один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: кто угадает, тому водить.Для учащихся 1-2 класса я выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью « Заря», «Гуси-лебеди», «Каравай». Для детей 3-4 классов подбираю игры, связанные с народной культурой, фольклором:знакомлю с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми. ^- На Новый год, Колядки мы проводим следующие игры: «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Звонарь», «Аленушка и Иванушка».-На Масленицу: «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», ^- На Пасху: «Солнышко», «Береза», «Катание яиц », «Цепи кованые», «Вышибала»--Уважаемые участники ,снова приглашаю вас поиграть! Игры «Звонарь»и «Колечко».-Выбираются : звонарь с колокольчиком и жмурка. Все играющие встают в круг, звонарь и жмурка выходят на середину круга. Жмурке завязывают глаза. Звонарь приговаривая: «Диги –дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»-уварачивается от жмурки ,который по звуку колокольчика пытается его поймать. –Следующая игра-«Колечко». На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза , стоя на одном месте .Играющие в это время быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит:- Я иду искать. Последнее слово служит сигналом для детей. Кто либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо .Тот ,кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал , то он встает в круг , а игрок, у кого нашли кольцо , идет водить. Правила: кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя. Водящий говорит слова « Я иду искать» с закрытыми глазами. -Я провожу русские народные подвижные игры непосредственно на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от негативных эмоций.Благодаря знакомству с русскими народными играм, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. В заключении я хочу поблагодарить участников нашего мероприятия и спасибо всем за внимание!