Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике учащихся 6 класса теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
ИТОГОВАЯ ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике учащихся
6 класса теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». Учебник: Виленкин Н.Я., Математика 6
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........ 3
Теоретические и методические основы обучения теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
1. Логико-дидактический анализ темы ....4
1.1. Целеполагание ......4
1.2. Логико-дидактический анализ материала темы ....................5
1.3. Анализ задачного материала темы .8
2. Тематическое планирование темы ..... 10
3. Цели обучения теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»...11
4. Карта темы
5. Рабочая программа темы ..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Введение ФГОС - это новый, революционный этап модернизации российского образования. В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, выдвигаются новые требования к системе школьного обучения. Изменение приоритетов, когда академичность обучения заменяется умением учиться в силу личных способностей. Любой выпускник должен быть подготовленным к будущей жизни и стать успешным в ней.
Цель проекта Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
Задачи исследования.
1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО.
2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ
3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме.
4. Составить учебную рабочую программу
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике.
Логико-дидактический анализ темы.
Целеполагание
Тема «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» занимает важное место в курсе математики. В данной теме вводятся правила сложения чисел с помощью координатной прямой, правило сложения двух отрицательных чисел, правило сложения чисел с разными знаками, правила вычитания чисел с помощью координатной прямой.
Данная тема вводится в учебнике на примере практической задачи с иллюстрацией термометра. Далее на конкретном примере разбирается сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой. Рассматриваются примеры с подробным решение и выводядся правила. В конце каждого пункта задаются вопросы по теме.
Учащиеся умеют записывать положительные и отрицательные числа, записывать координаты на прямой, сравнивать положительные и отрицательные числа, знают определения противоположных чисел и модуль числа. В дальнейшем будет изучаться тема «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» и «Решение уравнений».
Ожидаемые результаты – ученики знают правила действий с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, определения координатной прямой, модуля числа. Умеют выполнять действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями, располагать числа на координатной прямой, сравнивать положительные и отрицательные числа, решают задания на нахождения значения выражения. Умеют использовать термометр, как наглядный пример для действий с отрицательными числами.
Логико-дидактический анализ материала темы
При проведении логико-дидактического анализа выделены особенности структурного построения и методического изложения материала учебника, определено представление задачного материала. На основании данного анализа сделаны выводы.
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала
темы ««Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Учебник/
Компоненты анализа учебника
Математика.6 класс.
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Общая структура
характеристика частей
материал в учебнике по данной теме представлен во второй главе в §6, который в свою очередь состоит из 4 пунктов.
Итого, содержание темы представлено в четырех пунктах
структура наименьшей части
каждый пункт содержит иллюстрированный пример по изучаемой теме, примеры с решением и сформулированное правило, а так же вопросы по изучаемой теме.
Представление задачного материала
Классификация
задачный материал разбит на следующие основные блоки:
Выполнить вычисления с помощью координатной прямой
Найти значения выражения
Задачи на устный счет
Решение уравнения
представление текста задачи
Задачи представлены виде текста, в некоторых используется начерченная координатная прямая и рисунки, таблица.
Другие структурные особенности
Структурные особенности
При изложение материала используются особые обозначения, означающие упражнения для работы в классе по теме данного пункта, упражнения для выполнения домашней работы, упражнения для парной и групповой работы, упражнения для поисковой и исследовательской работы; рубрики об истории возникновения и развития математики и о правильности разговорной речи.
Методические особенности
Характер изложения
Тема изложена индуктивным методом. Методом логического вывода, на основе перехода от частного к общему. Теоретический материал рассматривается сначала виде наглядной иллюстрации (термометр), разбора решения примеров и вывод правил. Далее представлены упражнения для закрепления изученной темы, упражнения на повторение и выполнения домашней работы.
использование цвета, особых выделений главного
При изложении темы используется выделение темы синим цветом. Правила выделены синей чертой и жирным курсивным шрифтом. Имеются особые обозначения выделенные синим цветом. Упражнения для закрепления изучаемой темы выделены черным цветом, а упражнения для повторения – синим.
наглядность
При объяснение нового материала наглядность присутствует в достаточной мере. Далее наглядности мало.
повторение
В данном параграфе достаточно задач на повторение
Выводы
достоинства
Имеется навигация по учебнику, исторический материал. Теоретический материал представлен в достаточном объеме. Задания представлены по мере сложности.
недостатки
Недостаточное количество упражнений на отработку правил, отсутствие задач повышенной сложности ( кроме комбинаторных), недостаточное представление геометрического материала
Анализ дидактической единицы темы.
Тема «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» представлено последовательно в темах «Сложение чисел с помощью координатной прямой», «Сложение отрицательных чисел», «Сложение чисел с разными знаками», «Вычитание».
В представленной теме понятий нет.
В теме представлены алгоритмы (правила) сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой, сложения двух отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками и вычитание отрицательных и положительных чисел.
Результаты обучения теме
Базовый уровень
Знать: существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Уметь: выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений; решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами; решать линейные уравнения.
Углублённый уровень:
Знать: способы решения задач из реальной практики, способы выполнения прикидки и оценки в ходе вычислений.
Уметь: моделировать в графической и предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, проводить несложные исследования, связанные со свойством сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, опираясь на числовые эксперименты.
Анализ задачного материала темы
При проведении анализа задачного материала темы определён вид задач и их дидактическая цель. Задачный материал классифицирован по способу задания, характеру требования, способу решения. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анализа задачного материала темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Вид задач
По способу задания
По характеру требования
По способу решения
По дидактической цели
Задачи на движение
№1079
Табличный № 1114
На вычисление
№1020-1022, 1028-1031; 1033-1048,1055-1060-1117
Аналитический
№1038,1054,
1068,1069,
1075,1076,
1077,1104,
Обучающие
№1020-1037,
1039-1050,
1055-1067,
1070-1074,
1078-1103,
1106-1117
Задачи на проценты
№ 1033-1037, №1040-1041, 1059
№1078,№
Текстовая №1033-1036,1038-1041,1043-1045,1054,1058,1061-1065,1067,1075-1079,1084-1085,1087-1089,1105-110,1111,1115-117
Графический
№1023,1054
Алгебраический
№1020-1037,
1039-1053,
1055-1067,
1070-1074,
1075,1078-1103,
1105-117
Развивающие
№1038,1051-
1054,1068,
1069,1075-
1077,1104,
1105.
Вычислительные
№1020-1022, 1028-1031; 1033-1048,1055-1060-1117,
Графический
№1023, 1027,
На устную работу
№1026,1027, №1049
Задачи на смеси и сплавы
№1058
На сравнение
№1032, 1046,1049,1052
В результате выполнения анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.
Таблица 3
Классификация задач по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Вид /сложность
задачи
I уровень
сложности
II уровень
сложности
III уровень
сложности
Задачи на вычисление
№1021-1030,1039,
1043-1045,1061-1067,1081,1082,1087-1089,1091-1100,1109-1110
№1031-1035,
1040-1042,1047-1050,1054,1056,1069-1074,1079-1080,1083-1086,1090,1101-1104,1113-1117
№1036-1038,1055,1057-1060,1068-1069,1075-1078,1105-1108
Задачи на сравнение
№1032
№1046,1051
№1052
Графический
№1020,
№1111,1112
№1023,1024
2. Тематическое планирование темы
Таблица 4.
Тематическое планирование темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» 5 часов в неделю
№ параграфа/ пункт
Содержание
материала
Кол–во
часов
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Глава II. Рациональные числа
52
Различают положительные и отрицательные числа. Изображают координаты точки на координатной прямой по заданным координатам и находят координаты имеющихся точек. Приводят примеры шкал, применяемые в повседневной жизни. Формулируют правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Выполняют сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Грамматически верно читают записи сумм и разностей, содержащих положительные и отрицательные числа. Читают и записывают буквенные выражения, составляют буквенные выражения по условиям задач. Вычисляют числовые значения буквенного выражения при заданных значениях букв. Составляют уравнения по условиям задач. Решают уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить длину отрезка на координатной прямой, зная координаты концов этого отрезка.
§ 6 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
12
П.31
Сложение чисел с помощью координатной прямой
2
П.32
Сложение отрицательных чисел
2
П.33
Сложение чисел с разными знаками
3
П.34
Вычитание
3
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
1
Анализ контрольной работы
1
Цели обучения теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Таблица целей обучения теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Формулировки обобщённых целей
Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель
Средства помощи
Цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научится
базовый уровень
базовый уровень
углбленный уровень
Ц1
приобретение УИ, формирование логических ПУД
1. Знаете и применяете алгоритмы сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел с помощью учебника;
2. Записываете решение по образцу;
3. Решаете простейшие примеры и простейшие задачи;
4. Анализируете новые правила с помощью учебника.
1. Составляете алгоритмы сложения и вычитания положительных и отрицательных целых и дробных чисел с помощью незаконченной блок-схемы;
2. Анализируете, как найти значения буквенных выражений, применяя алгоритм;
3. Решаете простейшие уравнения на нахождение неизвестного множителя;
4. Решаете задачи на применение сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел
1.Формулируете правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
2. Решаете некоторые виды уравнений по данной теме;
3. Решаете текстовые задачи, с данными выраженными отрицательными числами;
4. Обобщаете решение задач.
5. исследуете новые понятия и самостоятельно составляете блок-схему (алгоритм).
1.Памятки с образцами сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой;
2. Карточки с образцами решения примеров на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
Ц2
Контроль усвоения теории
1.Знаете алгоритм сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
2. Решаете примеры, упражнения по данной теме, проговаривая правила;
3. Знаете прием решения текстовых задач
4. Проговариваете правила нахождения неизвестного компонента, с использованием конкретного примера
1. Знаете и применяете алгоритмы сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел с целыми и дробными числами;
2. Решаете все виды уравнений по данной теме;
3. Решаете все виды задачи на применение свойств сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
1.Применяете алгоритмы для решения текстовых задач повышенного уровня сложности;
2.Рассказываете краткие сведения из отрицательных чисел;
3.Находите значения буквенных выражений;
4. Приводите примеры применения отрицательных чисел и действий с ними в жизненных ситуациях.
1. Карточки с дифференцированными заданиями;
2. Карточки для коррекции знаний
Ц3
Применения знаний и умений
Умеете
1.пополнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел;
2. решать простейшие виды примеров по данной теме
3.решать текстовые задачи, применяя правила.
Умеете
1. решать примеры на сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел с десятичными и обыкновенными дробями.
2.решать все виды уравнений по данной теме
3. решать все виды задач на применения правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Умеете
1.находить значения буквенных выражения;
2. составлять текстовые задачи по данному буквенному выражению;
3. решать текстовые задачи повышенного уровня;
4.пользоваться дополнительной литературой и другими источниками.
1. Алгоритмы выполнения действий с положительными и отрицательными числами;
2. Прием саморегуляции для выполнения заданий «Вычислите»;
3. карточки с дифференцированными заданиями;
4. Схемы – подсказки по сложению и вычитанию положительных и отрицательных чисел.
Ц4
Формирование КУД
1) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; 2) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; 3) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях;4) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности
Приемы контроля оценки; таблица коммуникативной компетентности
Ц5
Формирование общих ПУД И РУД
1) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; 2) выбираете задачи и решаете их; 3) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов;4) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; 5) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; 6) делаете выводы о дальнейших действиях, планируете коррекцию учебно-познавательной деятельностиприёмы саморегуляции УПД
Приемы саморегуляции УПД
УИ – учебная информация; ПУД – познавательные; КУД – коммуникативные; РУД – регулятивные учебные действия.
13PAGE 15
13PAGE 141215
15