ФИЗИЧЕСКИЙ АУКЦИОН. Обобщающий итоговый урок в 7-м классе по темам «Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы», «Давление жидкостей и газов». Проводится в рамках предметной недели (начало 4 четверти).
ФИЗИЧЕСКИЙ АУКЦИОН.
Обобщающий итоговый урок в 7-м классе по темам «Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы», «Давление жидкостей и газов». Проводится в рамках предметной недели (начало 4 четверти).
Цели:
обобщить и систематизировать знания по темам «Первоначальные сведения о строении вещества», «Движение и силы», «Давление жидкостей и газов»;
развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
обучающие (формирование познавательных УУД):
формирование природнонаучной картины мира;
поиск и выделение информации для достижения целей урока;
развивающие ( формирование регулятивных УУД):
развитие планирования – составление плана и последовательности действий;
развитие у учащихся логического мышления и аналитических умений;
умения делать выводы и обобщения;
развитие способности к мобилизации сил, энергии и преодолению препятствий.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
воспитание навыков контроля и самоконтроля;
развитие коммуникативных навыков при работе в группе;
развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли грамотным физическим языком;
развитие творческих способностей;
эстетическое воспитание.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая аппаратура.
Оборудование: жетоны; гонг (поднос, металлический диск); штатив, молоточек; круг с секторами; волчок (юла со стрелкой).
Желательно проводить сдвоенный урок для трех параллельных классов в актовом зале. При входе в зал 3-4 ученика-ассистента раздают участникам аукциона карточки-визитки, на которых они должны написать фамилию, класс, а в конце аукциона - что он заработал: количество жетонов, купленный предмет, баллы. На сцене в центре длинного стола-кафедры расположен нарисованный на ватмане круг с 16-ю секторами (как на «Поле чудес»). В секторах размещаются предметы (некоторые скрыты в чёрных ящичках) — 12 штук; карточки с пословицами – 3 штуки; одна музыкальная пауза. Слева от круга – гонг, коробка с жетонами (монетами, палочками ). Ведущий с микрофоном находится у края стола, один из ассистентов - у волчка, другой - у гонга, учитель – за компьютером регулирует показ презентации и музыкальной паузы.
(Слайд 1)
Ведущий. Дамы и господа! Вы имеете честь присутствовать на Физическом аукционе. Основной валютой на аукционе являются ваши знания, смекалка и сообразительность. Чтобы вам было легче пользоваться своей валютой, мы проведём «Предварительную распродажу»,
(Слайд 2)
т.е. вспомним основные физические понятия, которые вы уже изучили.
Условия «Предварительной распродажи»:
Первое и основное: ответы-выкрики с места не оцениваются, а виновный удаляется на скамью недопущенных к аукциону.
(Щелчок)
Второе - ученик, знающий ответ, поднимает руку. Я, мои ассистенты и независимые наблюдатели (учителя или 2-3 старшеклассника) будут внимательно следить за тем, чтобы предоставить слово самому первому.
(Щелчок)
Третье - за правильный ответ вы получаете жетон. Чем больше жетоноввы наберёте, тем выше в баллах оценится ваша работа.
Итак, начинаем предварительную распродажу!
(Слайд 3)
(Ассистенты раздают жетоны за правильные ответы)
Вопросы к «Предварительной продаже».
(Вопросы на слайде появляются по щелчку)
Что изучает физика?
Что называют физическим телом?
Что называется физическим явлением?
Назовите основные характеристики физических тел.
Что называют веществом?
Назвать несколько физических величин и приборы, которыми они измеряются.
Из чего состоят вещества?
Что происходит при нагревании тел?
Что называется диффузией?
Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
Назвать все состояния вещества.
Что можно сказать об объёме и форме: твердого тела; жидкости; газа?
Что называется траекторией движения?
Что показывает скорость движения?
Что такое «инерция»?
Как определяется плотность вещества?
Что такое сила? Назовите виды сил.
Что называют давлением?
Что вы можете сказать о давлении в жидкости и газе?
Что собой представляют сообщающиеся сосуды?
(Количество вопросов по усмотрению можно уменьшить либо увеличить)
Ведущий. Прошу всех, кто заработал жетоны, записать их количество в свои визитки, а жетоны отдать ассистентам.
(Выразите доверие порядочности и честности участников).
А теперь мы приступаем непосредственно к аукциону.
(Слайд 4)
Очерёдность предметов, представленных к продаже, определяется стрелкой волчка. Для того, чтобы купить вещь, нужно найти связь между ней и физикой. Вы по очереди называете физические свойства, состояние, параметры и единицы измерения и другие особенности данного предмета. Например:
(Слайд 5)
ЛИНЕЙКА: твердое тело, сделано из дерева (пластмассы), измерительный прибор, обладает хорошей упругостью, деления нанесены краской благодаря диффузии.
За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Если до счёта «три!» нового ответа не поступит, с ударом гонга вещь считается проданной
(Щелчок)
и её получает тот, кто набрал наибольшее количество жетонов за данный лот. Если связь предмета с физикой не будет установлена, - он остаётся на аукционе. Перед началом следующего лота жетоны сдаются.
(Слайд 6)
Некоторые предметы спрятаны в чёрных ящичках, на которых лежат карточки с загадками, т.е. «товар» нужно угадать. Угадавшему предоставляется право первого слова.
(Слайд 7)
Есть сектора, в которых лежат только карточки. Здесь продаётся право получить 5 баллов. В карточках записаны пословицы и поговорки.
В этих фразах заключена народная мудрость, они украшают речь, делают её живой, остроумной. Однако часто в них заключается конкретное физическое явление. Ваша задача - правильно объяснить поговорку с точки зрения физики. Например:
(Слайд 8)
«На жару и камень лопнет». Так говорят о человеке, который не смог пройти тяжёлых испытаний судьбы. А вот ответ с точки зрения физики: при нагревании тела расширяются, т.к. увеличиваются расстояния между молекулами. Если нагревание продолжается, то связи между молекулами разрываются и появляется трещина. В карточке 3 пословицы - по 5 баллов за каждую карточку.
Всего на круге 16 секторов, учитывая музыкальную паузу. Итак, начинаем первый лот.
(Первый ассистент ударяет молоточком в гонг или подвешенный на штативе диск, а второй раскручивает волчок. И т.д. после каждого лота).
Список предметов для лотов и примерные ответы к ним.
• Сектор 1 – ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК (Слайд 9): твердое тело, сделано из резины, способно менять свою форму, при наполнении газом принимает форму сферы - газ давит по всем направлениям одинаково, при сжатии возникает сила упругости.
ЛАСТИК (Слайд 10) – чёрный ящик (Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш): твёрдое тело, сделано из резины, хорошая упругость, стирает за счет трения, хорошее соприкосновение с поверхностью достигается давлением.
МЫЛО (Слайд 11): твёрдое тело, имеющее сложный химический состав, хорошо растворяется в воде (диффузия), отстирывает жирные и грязные пятна (смачивание), цвет мыла, запах - диффузия .
ТЕТРАДЬ (Слайд 12) – чёрный ящик
(Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита): твёрдое тело, бумага, цвет обложки, рисунок, разлинейка – диффузия с краской, возможность писать – смачивание, диффузия.
КНОПКИ (Слайд 13): твёрдое тело, металл (в основе кристаллическая решётка), «шляпка» и острие кнопки – зависимость давления от площади.
МЕЛ (Слайд 14) – чёрный ящик
(По чёрной земле
белый заяц пробежал)
СВЕЧА (Слайд 15) – чёрный ящик
(Тело бело, душа восковая, маковка золотая.)
РАСЧЁСКА (Слайд 16) – чёрный ящик
(Зубов много, а ничего не ест)
ВЯЗАЛЬНЫЙ КРЮЧОК (Слайд 17)
КАРАНДАШ (Слайд 18) – чёрный ящик
(Чёрный Ивашка –
деревянная рубашка.
Где носом поведет –
там заметку кладёт)
НОЖ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ (Слайд 19) – чёрный ящик
(Маленький мужичок Без рук, без ног –
Лапшу крошит)
КРАСКИ (Слайд 20)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Карточка 1. (Слайд 21)
Отрезанный ломоть к хлебу не пристанет. (Взаимодействие молекул)
Не подмажешь — не поедешь. (Трение)
Ложка дёгтя портит бочку мёда. (Диффузия)
Карточка 2. (Слайд 22)
Шила в мешке не утаишь. (Давление)
Пеший конному не товарищ. (Механическое движение)
Все идет как по маслу. (Трение)
Карточка 3. (Слайд 23)
Как об стенку горох.
Семь раз отмерь - один раз отрежь. (Взаимодействие молекул)
Сухая рубашка к телу не льнёт. (Притяжение молекул в газах и жидкостях)
(При попадании стрелки волчка на сектор «Музыкальная пауза».)
(Слайд 24)
Ведущий. А сейчас немножко отдохнём. Покупатели делятся на три группы (по классам): «тело», «явление», «вещество». 7-А класс – приведите примеры физических тел; 7-Б класс – примеры явлений; 7-В класс – примеры веществ. Ваши действия далее: слушаете отрывок из песни, по ключевому слову, которое выделено звуком, определяете «что это?»: «тело», «явление» или «вещество», и соответствующий класс поднимает руки. Давайте прорепетируем. Например, вы услышали в песне слово «вода» (вещ.), «дождь» (явл.), «лёд» (вещ.), «стакан» (тело), «ветер» (явл.), «воздух» (вещ.), «пылинка» (тело), «снег» (вещ.), «снегопад» (явл.), «снежинка» (тело).
Итак, приготовились, начали!
(Звучит запись отрывков из песен с паузами. В паузах ученики поднимают руки).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПЕСЕН.(Легко составить свой).
«Папа купил автомобиль» (Пугачёва) – ТЕЛО;
«Белый туман» (Пресняков) – ЯВЛЕНИЕ;
«Вечерний звон» (Народная) – ЯВЛЕНИЕ;
«Жизнь в стёклах витрин» («Кино») – ВЕЩЕСТВО;
«Осенний листопад» («Синяя птица») – ЯВЛЕНИЕ;
«Снег» («Машина времени») – ВЕЩЕСТВО;
«Флюгер» («Машина времени») – ТЕЛО;
«Гололёд» (Высоцкий) – ЯВЛЕНИЕ;«Ветер над городом» («Машина времени») – ЯВЛЕНИЕ;
«Цветы на асфальте» (Ротару) – ВЕЩЕСТВО;
«Луна, луна. Цветы, цветы» (Ротару) – ТЕЛО.
Ведущий. Подведём итоги нашего аукциона. Допишите в свои визитки предметы, которые вы «купили» и количество баллов за поговорки. Передайте визитки ассистентам. Поздравляю всех с окончанием аукциона и удачными приобретениями.
(Слайд 25)
(Дети всегда честно записывают о своих достижениях в визитках — не бойтесь обмана и доверьтесь им. Систему оценивания можете придумать сами. Например, за один «купленный» предмет – 5 баллов; за полностью объяснённую карточку с поговорками – 5 баллов; за три жетона – 5 баллов. Если у одного ученика по результатам выявляется несколько оценок – не бойтесь выставить все. Если останется время, – можете объяснить систему оценивания и начать подводить итоги. Окончательные результаты объявите на следующем уроке в каждом классе).