Рабочая программа Наглядная геометрия 1- 4 классы
Управление образования администрации Поронайского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Поронайска
«Утверждаю»
Директор МБОУСОШ №1
_____________________
Ф.И.О. директора школы
«____»_________2013_г.
Принята на педсовете
«____»__________2013 г.
Протокол №_______
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"Наглядная геометрия"
Возраст учащихся 7-10 лет
Срок реализации программы 4 год
Автор - составитель:
Окунева Лидия Сергеевна
г. Поронайск
2013 г.
Пояснительная записка
Программа курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. А также на основе авторской программы Волковой «Конструирование» и «Поурочных разработок по наглядной геометрии» Т.В. Жильцовой и Л.А.Обуховой, соответствует авторской программе учебного предмета «Математика» М.И. Моро, входящей в учебно - методический комплекс «Школа России»; требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной основной образовательной программе начального общего образования. Программа дополняет уроки математики и ориентирована на работу во внеурочное время.
Актуальность. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Образовательная программа по «Наглядной геометрии» решает одну из «проблемных точек» методики преподавания школьного курса геометрии, его места в системе школьного образования, составлена на основе программы Жильцовой Т.В. «Наглядная геометрия». Развитие логики и развитие интуиции, которые наблюдаются в геометрии, делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.
Знакомство с геометрией в занимательной форме может сыграть исключительную роль в формировании мировоззрения младшего школьника. Системное мышление важно для ребенка не только как будущего математика, естествоиспытателя, но и как будущего врача, лингвиста, экономиста. Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является в исходном положением, что логическими следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.
Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, обладающей креативностью мышления, владеющей системой геометрических знаний и умений, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе занятий и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений математического образования, курс «Наглядной геометрии» призван решать следующие задачи:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- беспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для геометрической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах геометрии, о геометрии как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о геометрии как части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для общественного прогресса;
- выявить и развитие геометрические и творческие способности.
Концепция. В курсе реализована методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике. При изучении данного курса у учащихся формируются такие приемы умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение в процессе усвоения математического содержания. По отношению к геометрической линии курса математики данная концепция находит свое выражение также в работе по развитию пространственного мышления школьников. Термином «пространственное мышление» обозначает довольно сложное явление, в которое входят как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, а без него мыслительный процесс в форме образов протекать не может. Это значит, что, отражая чувственный опыт ребенка , обретенный в непосредственном контакте с окружающим миром, мыслительный процесс в форме образов включает результаты теоретического осмысления, представленные в системе понятий. Пространственные характеристики объекта - это форма, размер, взаимоположение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчета. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии. В методике проведения занятий по «Наглядной геометрии» учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста: часть материала излагается в занимательной форме: сказка, загадка, рассказ. Важно подчеркнуть, что изучение геометрического материала идет на уровне представлений, а за основу берется наглядность и практическая деятельность. Формирование основных геометрических представлений и навыков достигается системой геометрических задач, которые содержат в себе:
а) задачи, направленные на усвоение терминологии;
б)задачи, связанные с формированием представлений о геометрических величинах (длины, площади) и навыков измерения отрезков, площади фигур;
в) задачи на элементарное построение фигур на клетчатой бумаге;
г) задачи на элементарное построение фигур с заданными параметрами
д) задачи на классификацию фигур;
е) задачи на деление фигур на части и на составление фигур из других;
ж)задачи, связанные с формированием основных навыков чтения геометрических чертежей, использование буквенных обозначений;
з) задачи на выяснение геометрических форм, предметов или их частей.
Решение таких задач связано с разнообразными видами познавательной деятельности. Здесь есть и наблюдения, и измерения, и конструирование, и рисование, и вычерчивание с помощью линейки и циркуля, и модулирование из бумаги, пластилина и других материалов.
Занятия данного курса принципиально отличаются от обычных уроков, как по форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Эти занятия способствуют развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу. Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.
Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения; вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий.
Формы, методы обучения
Ведущие формы обучения: общеклассные, групповые, индивидуальные.
Основной метод обучения может быть охарактеризован как наглядно-практический и наглядно-эвристический. Он не исключает использования логических рассуждений, так как каждое геометрическое задание предполагает анализ предметной области, выделение условий и требований, а поиск решения – соответствующих умозаключений.
Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных моделей и их изображений); приемы выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической фигуры на основе представления и практической деятельности; развертки геометрического тела на основе соотнесения с предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки; поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий).
Весь материал базируется на игровых и развивающих заданиях. Такие задания через сотворчество «ребенок – педагог – родитель» направлены на развитие ребенка.
Все игры: развивают у детей восприятие, внимание, память, воображение, мышление;
вариативны, с разными степенями сложности имеют сказочный образ; содержат элементы продуктивной деятельности: создание плоскостных и объемных изображений, как по схемам, так и придумывание собственных, что позволяет говорить о развитии
познавательных и творческих способностей детей; обеспечивает через игру математическую подготовку детей и подготовку к чтению (элементы геометрии, представление о числе, знакомство с цифрами, буквами, звуками…); способствует развитию речи, мелкой моторики.
Современные педагогические технологии
При организации учебного процесса предполагается использование информационно-куммуникационных и здоровьесберегающих технологий. Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий. Деятельность младших школьников организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и заданий на смекалку, контроля и коррекции. Ученик активен в процессе познавательной деятельности что и определяет необходимость организации деятельностного подхода к обучению.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7- 10 лет.
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы – 4 год
Режим занятий -1 раз в неделю, во второй половине дня.
Программа предназначена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа ,
2 класса – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа
Тематическое планирование
1 класс
№ п/пТема Количество часов
1 Введение в страну Геометрию 1 ч.
2 Пространственные и временные представления 3 ч.
3 Линии 14 ч.
4 Отрезок 3 ч.
5 Величины и их измерения 6 ч.
6 Луч 3 ч.
7 Повторение материала, изученного в 1 классе. 2 ч.
ИТОГО 32 ч.
2 класс
№ п/пТема Количество часов
1 Углы 6 ч.
2 Многоугольники 16 ч.
3 Окружность 5 ч.
4 Повторение материала, изученного во 2 классе. 5 ч.
ИТОГО 32 ч.
3 класс
№ п/пТема Количество часов
1 Окружность 4 ч.
2 Многоугольники 21 ч.
3 Объёмные фигуры. Куб. 4 ч.
4 Повторение материала, изученного в 3 классе. 3 ч.
ИТОГО 32 ч.
4 класс
№ п/пТема Количество часов
1 Треугольники. 10 ч.
2 Координатная плоскость 10 ч.
3 Объёмные фигуры. 10 ч.
4 Повторение материала, изученного в 4 классе. 2 ч.
ИТОГО 32 ч.
Содержание программы.
1 класс
Введение в страну Геометрию (1 час)
Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с веселой точкой.
Пространственные и временные представления. (3ч)
Последовательное расположение цветов радуги. Сравнение величин и расположение в пространстве: ( направо, налево, узкий, широкий, под, около, над, перед, между)
Линии (14 ч)
Прямая линия и ее свойства. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Точки пересечения кривых линий. Пересекающие линии. Вертикальные и горизонтальные прямые линии. Решение топологических задач. Знакомство с сетками.
Отрезок (3ч)
Построение и сравнение отрезков. Обозначение отрезка буквой и цифрой.
Величины и их измерения (6 ч)
Длина. Сравнение длин отрезков. Сантиметр. Ломаная линия. Длина ломаной линии.
Луч (3 ч)
Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ.
Повторение материала, изученного в 1 классе. (2ч)
Обобщение изученного. Геометрический КВН.
Практические задания:
Рисование радуги.
Построение и выкладывание отрезков на большом Геоконте.
Выкладывание и рисование кривых линий.
Измерение длины отрезков и ломаной линии при помощи циркуля и линейки.
2 класс
Углы (6 ч.)
Угол. Вершина угла. Его стороны. Имя угла. Прямой угол. Острый угол. Тупой угол. Развёрнутый угол.
Многоугольники (16 ч.)
Многоугольники. Треугольники. Имя треугольника. Типы и виды треугольников. Четырёхугольник. Прямоугольник. Трапеция. Квадрат. Ромб. Плоские фигуры и объёмные тела
Окружность (5 ч.)
Окружность. Круг. Циркуль-помощник. Диаметр, радиус окружности. Касательная.
Повторение материала, изученного в 2 классе. (5 ч.)
Повторение изученного. Урок-праздник «Хвала геометрии! Геометрический КВН.
Практические задания:
Построение углов.
Построение треугольников.
Построение четырёхугольников (прямоугольников, квадратов, ромбов, трапеций)
Построение круга и окружности.
3 класс
Окружность (4 ч.)
Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. Радиус, диаметр окружности. Сектор круга. Сегмент.
Многоугольники (21 ч.)
Параллельные и перпендикулярные прямые .Виды четырёхугольников. Построения на нелинованной бумаге. Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. Вычерчивание «Розеток». Решение топологических задач. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Периметр многоугольников. Площадь. Единицы площади. Нахождение площади равностороннего треугольника. Плоскость. Угол. Угольный радиус. Сетка.
Объёмные фигуры. Куб. ( 1 ч.)
Куб. Прямоугольный параллелепипед. Каркасная модель куба. Площадь полной поверхности куба.
Повторение материала, изученного в 3 классе. (3 ч.)
Повторение изученного. Театрализованная викторина.
Практические задания:
Построение сектора и сегмента круга.
Построение параллельных и перпендикулярных прямых линий.
Построение диагоналей.
Построение выпуклых и невыпуклых многоугольников.
Изготовление параллелепипеда.
Изготовление каркаса куба.
Изготовление куба.
4 класс
Треугольники. ( 10 ч.)
Равносторонний и равнобедренный треугольники. Измерение углов. Транспортир. Построение углов заданной градусной меры. Построение треугольника по трём заданным сторонам. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации.
Координатная плоскость (10 ч.)
Числовой луч. Сетка. Измерение площади палеткой. Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам. Осевая симметрия.
Объёмные фигуры. (10 ч.)
Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда. Цилиндр. Конус. Пирамида. Шар.
Повторение материала, изученного в 4 классе. (2 ч.)
Обобщение изученного материала «Геометрические тела» Олимпиада «Знатоки геометрии».
Практические задания:
Построение углов с помощью транспортира.
Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.
Построение числового луча и координатной плоскости.
Измерение площади фигур сложной конфигурации с помощью палетки.
Изготовление прямоугольного параллелепипеды.
Изготовление цилиндра, конуса и пирамиды.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ учебно_познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
_ умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
_ понимание причин успеха в учебной деятельности;
_ умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью
одноклассников, учителя;
_ представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
_ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
_ анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
_ различать способы и результат действия;
_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
_ проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
_ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
_ анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
_ устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;
_ осуществлять синтез как составление целого из частей;
_ выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
_ формулировать проблему;
_ строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
_ устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ различать обоснованные и необоснованные суждения;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать участие в совместной работе коллектива;
_ вести диалог, работая в парах, группах;
_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
_ координировать свои действия с действиями партнеров;
_ корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
_ задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
_ осуществлять взаимный контроль совместных действий;
_ совершенствовать математическую речь;
_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ критически относиться к своему и чужому мнению;
_ уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
_ принимать самостоятельно решения;
_ содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Предметными результатамиосвоения данного курса будет:
· использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
· овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
· приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно- познавательных и учебно – практических задача;
· вычислять периметр геометрических фигур;
· выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
· строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
· выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
· распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;
Выпускник научится:
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры геометрических объектов
Выпускник получит возможность научиться:
· распознавать плоские и кривые поверхности;
· распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
· распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Оценивание работы учащихся
Курс «Наглядная геометрия» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательными является выполнение перечисленных ниже требований.
Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
Основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет никакие оценки не выставляются.
Основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копилки достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов – на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Рекомендуется по курсу «Наглядная геометрия» использовать не количественные, а качественные оценки. Например, аналогом отметок могут быть оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще».
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года как в ходе проведения обычных уроков математики, так и в рамках курса «Наглядная геометрия», а итоговый − на уроках по курсу «Наглядная геометрия». Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Например, ученик в индивидуальной беседе со взрослым может сам зафиксировать свои достижения и проблемы (то, над чем ему еще надо поработать), предложить свой вариант итоговой оценки, сравнить свой вариант с вариантом, обоснованным учителем, и, если потребуется, сам скорректировать свой выбор. Вера ребенка в себя и способность к адекватной самооценке своих достижений – ключевые метапредметные умения, определенные ФГОС.
Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными (то есть не было аналогов двоек). Например, можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично» или +, +!, +!! и т.д.
Список литературы :
Жильцова Т.В. «Поурочные разработки по наглядной геометрии» М. «ВАКО» 2010.- 288 с.
Соколова С.В. Оригами для дошкольников. СПб.2010. – 235 с.
Математика и конструирование. «Просвещение»; 2012 г. – 80 с.
Волкова С.И Султанова М. Веселые уроки. (Книжка с заданиями по развитию пространственного воображения) М. ООО «Хатбер –пресс» 2010г. – 65 с.
Математика в твоих руках. 1-4 классы Калинина А.Б. «Вако» 2012 г
CD-ROM. Супердетки. Геометрия в игровой форме, 21 февраля 2012 г.
D-ROM. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Математика. Геометрические фигуры и величины. Версия 2 (V 2.0)
Кормишина С.Н. «Геометрия вокруг нас» Тетрадь для практических работ 1-4 класс . Самара.: «Учебная литература , 2013. – 180 с.
Узорова О.В. «300 примеров по математике. Геометрические задания.» 1 класс, М.: АСТ – 2013, - 40 с.
Узорова О.В. «300 примеров по математике. Геометрические задания.» 2 класс, М.: АСТ – 2013, - 48 с.
Узорова О.В. «300 примеров по математике. Геометрические задания.» 3 класс, М.: АСТ – 2015, - 64 с.
Узорова О.В. «300 примеров по математике. Геометрические задания.» 3 класс, М.: АСТ – 2015, - 64 с.
Календарно - тематическое планирование занятий по курсу
«Наглядная геометрия» в 1-м классе
№
урока Тема Дата проведения Корректировка
1 Введение. Путешествие в страну Геометрия.
Знакомство с веселой точкой. 2 Пространственные и временные представления.
Цвета радуги. Их очередность. 3 Сравнение величин. Взаимное расположение предметов 4 Сравнение величин. Взаимное расположение предметов 5 Линии. Прямая линия. 6 Прямая линия и ее свойства. 7 Волшебные гвоздики на Геоконте. 8 Кривая линия. 9 Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 10 Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. 11 Замкнутые и незамкнутые кривые линии. 12 Решение топологических задач. Лабиринт. 13 Пересекающие линии 14 Решение топологических задач. 15 Направления движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. 16 Вертикальные и горизонтальные прямые линии. 17 Первоначальное знакомство с сетками 18 Обобщение изученного. 19 Отрезок. 20 Отрезок. Имя отрезка. 21 Отрезок. Закрепление изученного. 22 Величины и их измерения. Сравнение отрезков. Единицы длины. 23 Ломаная линия. 24 Ломаная линия 25 Ломаная линия. Длина ломаной линии. 26 Решение задач на развитие пространственных представлений. 27 Обобщение изученного 28 Луч. 29 Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. 30 Луч. Закрепление изученного. 31 Уроки обобщения и закрепления. 32 Урок веселой геометрии Календарно - тематическое планирование занятий по курсу
«Наглядная геометрия» в 2-м классе
№
урока Тема Дата проведения Корректировка
1 Угол. 2 Прямой угол . Вершина угла. Его стороны. 3 Острый угол. Имя острого угла. Имя прямого угла. 4 Тупой угол. Имя тупого угла. 5 Развёрнутый угол. Имя развёрнутого угла. Развёрнутый угол и прямая линия. 6 Острый. Прямой и тупой углы с вершинами в любой точке на Геоконте. 7 Многоугольники. 8 Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». 9 Треугольник. 10 Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. 11 Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. 12 Треугольник. Виды треугольников. 13 Четырёхугольник. Прямоугольник. Трапеция. 14 Четырёхугольники. Прямоугольник. 15 Равносторонний прямоугольный четырёхугольник – квадрат. Ромб. 16 Квадрат. 17 Обобщение изученного. 18 «Весёлые игрушки». Плоские фигуры и объёмные тела. 19 Многоугольники. 20 Периметр многоугольника. 21 Периметр многоугольника. 22 Периметр многоугольника. 23 Окружность. Круг. Циркуль – помощник. 24 Окружность и круг. 25 Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. 26 Радиус, диаметр круга. 27 Касательная. 28 Закрепление изученного материала. 29 Обобщение материала. Изученного во 2 классе. 30 Контроль и учёт знаний. 31 Повторение , изученного во 2 классе. 32 Урок-праздник «Хвала геометрии!» Календарно - тематическое планирование занятий по курсу
«Наглядная геометрия» в 3-м классе
№
урока Тема Дата проведения Корректировка
1 Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. 2 Радиус и диаметр окружности. 3 Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. 4 Сектор и сегмент. 5 Параллельные прямые. 6 Виды четырёхугольников. 7 Обобщение изученного. 8 Построение на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. 9 Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. 10 Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. 11 Диагонали квадрата. 12 Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». 13 Решение топологических задач. 14 Обобщение изученного материала. 15 Многоугольники выпуклые и невыпуклые. 16 Периметр многоугольника. 17 Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. 18 Площадь. 19 Площадь. Единицы площади. 20 Площадь. Единицы площади. 21 Нахождение площади равностороннего треугольника. 22 Плоскость. 23 Углы. Угловой радиус. 24 Сетка. 25 Решение топологических задач. Подготовка к изучению объёмных тел. 26 Куб. 27 Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда. 28 Каркасная модель куба. Развёртка куба. 29 Куб. площадь полной поверхности куба. 30 Знакомство со свойствами игрального кубика. 31 Закрепление изученного материала. Театрализованная викторина. 32 Контроль и учёт знаний. Календарно - тематическое планирование занятий по курсу
«Наглядная геометрия» в 4-м классе
№
урока Тема Дата проведения Корректировка
1 Повторение материала, изученного в 3-м классе. Урок – путешествие. 2 Геометрический КВН. 3 Равносторонний и равнобедренный треугольники. 4 Измерение углов. Транспортир. 5 Построение угла заданной градусной меры. 6 Построение треугольника по трём заданным сторонам. 7 Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. 8 Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. 9 Обобщение изученного материала. 10 Площадь. Измерение площади палеткой. 11 Числовой луч. 12 Числовой луч. 13 Сетка. Игра «Морской бой» 14 Сетка. Координатная плоскость. 15 Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам. 16 Обобщение изученного материала. 17 Осевая симметрия. 18 Симметрия. 19 Симметрия. 20 Поворотная симметрия. 21 Прямоугольный параллелепипед. 22 Прямоугольный параллелепипед. 23 Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда. 24 Цилиндр. 25 Цилиндр. 26 Обобщение изученного материала. 27 Конус. 28 Пирамида. 29 Пирамида. 30 Шар. 31 Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела» 32 Итоговая контрольная работа.