Сетка Схема самоанализа учителя
Схема самоанализа включает следующие разделы:
Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой).
Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия).
Система воспитательной работы и ее результаты.
Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях.
Повышение квалификации.
Остановимся подробнее на содержании каждого из разделов.
1. Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой).
Содержание информации по первому критерию может включать в себя:
Педагогическое кредо учителя и задачи обучения.
Формы организации учебного процесса, помогающие достичь позитивной динамики учебных достижений (формы уроков, выбор технологий, приемов, домашних заданий).
Работа с разными категориями учащихся (одаренными, слабо успевающими и др.).
Методическое, дидактическое обеспечение учебного процесса (при необходимости).
Для подтверждения данных Вы можете привести результаты итоговых контрольных работ, ЕГЭ, поступаемость в ВУЗы, качество обучения, отсутствие неуспевающих, интерес к предмету, выявленный в ходе анкетирования (если анкетирование проводилось).
2. Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия.Важно представить внеурочную деятельность как систему работы по формированию личности средствами предмета. Для этого необходимо сформулировать задачи внеучебной деятельности, основные направления, например:
факультативы, элективные курсы по предмету, кружки, секции, творческие объединения; особенность их работы, наличие плана, форм творческой отчетности учеников;
формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам, творческим конкурсам по предмету;
связь с вузами, учреждениями дополнительного образования школьников;
возможные формы организации работы по самообразованию учащихся: обучение дистанционно, решение олимпиадных, конкурсных заданий вузов.
3. Система воспитательной работы и ее результат.
Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания учебного предмета.
Рекомендуется учитывать:
Направления и формы работы с классным коллективом (классные часы, экскурсии, беседы, выходы, дни здоровья, праздники…).
Работу с социальными партнерами, сотрудничество со школьным психологом.
Развитие классного самоуправления.
Работу с родителями.
Положительные результаты работы следует подтвердить данными исследований: анкетирования, тестирования, другим методиками, доказывающими наличие в классе благоприятного психологического климата (атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности), отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю), активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения и местного сообщества.
4. Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях.
Данный критерий позволяет судить о роли учителя в профессиональном сообществе, о востребованности опыта педагога в системе образования. Как правило, распространяемый опыт связан с методической темой, которую учитель теоретически исследовал и представил в практике своей работы.
Если Вы принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, то следует отразить задачи участия педагога в конкурсе, обосновать содержание и выбранную форму представляемого опыта.
5. Повышение квалификации.
Данный критерий характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей компетентности, его возможности для профессионального роста.
В самоанализе можно указать:
Темы самообразования, методические темы, темы экспериментальных площадок, в составе которых работает учитель.
Работу в качестве эксперта муниципальной, главной аттестационной комиссий.
Руководство методическим объединением, научными работами.
Посещение постоянно действующих семинаров, конференций.
Оппонирование на диссертациях.
Примечание: самоанализ сдается в электронном виде.
Спасибо за сотрудничество!