Конспект урока по литературному чтению Колыбельная песня 2 класс
Тема: Колыбельная песенка.
Цель: знакомство с жанром народной колыбельной песенки.
Задачи:- учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения и прозу; - воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;-развивать навыки беглости и осознанности чтения;-развивать речь учащихся;-развивать умение - развивать познавательную активность;- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;- воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;- воспитывать добрые и нежные чувства;- создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе;
6 Формировать:
- коммуникативные УУД через аргументацию собственного мнения, построение монологических высказываний, постановку вопросов;
- регулятивные УУД через постановку целей и задач урока, контроль и оценку себя и товарищей;
- познавательные УУД через анализ, сравнение, преобразование и обобщение информации;
-личностные УУД через мотивацию изучения темы, личностное самоопределение.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1. Вводно-
мотивационый
(организационный)
2.Актуализация опорных знаний
Речевая разминка
3.Постановка темы, цели и задач урока
Проблемная ситуация
Решение проблемной ситуации
Речевая зарядка
Первичное чтение 1-й колыбельной
Самостоятель-ная работа
Физминутка
5.Закрепление
Творческая работа
Итоги урока
Рефлексия Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души-
До чего ж мы хороши!
- ребята, с каким настроением начнём урок, у вас на партах знаки-настроения, покажите мне, какой выбрали вы, почему?
-Какой у нас сейчас урок?
-Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
На уроке не молчим!
Мы все время говорим!
Я знаю ,докажу,
Объясняю,расскажу.
Речевая разминка.
Дарья дарит дине дыни
--Прочитайте молча,шопотом,вслух друг другу.
--Прочитайте с интонацией удивления,радости.
--Прочитайте с логическим ударением на1 слово,на 2 слово,на 3 слово,на 4 слово.
С чем мы работали. Для чего?С какой целью?
Включается колыбельная песня (песня –видео Серенькая кошечка)
-Ребята, послушайте музыкальное произведение и скажите, как оно называется?
Организует беседу
Что вы сейчас прослушали?
- О чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?
-В каком случае исполняют такие песни?
Какие слова и выражения помогли понять, что это колыбельная?
-Что вы можете сказать про мелодию колыбельных песен? И почему она именно такая?
Почему песня называется колыбельной?
На доске: колыбель
(люлька,качалка,зыбка)
- Назовите тему урока.
Цель-
Задачи-
А) узнать
Б) будем учиться-
Ребята, в колыбельных песнях «героем» часто бывает кот. Мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребёнку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал.
-Сегодня мы познакомимся с двумя народными колыбельными песенками.
Предлагается открыть учебник с.40
Послушаем колыбельну песню
в исполненииДомрачева А.
Какую картину вы представили?
Кто является героем в этой песне?
Первичное чтение 1-й колыбельной
Предлагает самим познакомиться с колыбельной
-Прочитайте колыбельную и найдите кому поют эту песенку?
Предлагает проанализировать прочитанную колыбельную
-Какие слова в колыбельной создают ощущение доброты и ласки?
Предлагает прочитать выразительно
- С какой интонацией нужно читать колыбельную песенку? (1-я особенность)
Предлагает оценить ребят- кому наиболее точно удалось передать интонацию (маячки, хлопки)
Организует работу по выявлению особенностей колыбельной песенки
-Какие слова и выражения в тексте песни повторяются?
-Как вы думаете зачем?
-Легко ли читать это стихотворение? Почему?
На доске появляется схема
Особенности колыбельной песенки:
Стихотворный текст
Интонация( читать спокойно, ласково, напевно)
Наличие повторов
Рифма
Главный герой-котик
Можно подставлять в текст имена (кому поётся колыбельная)
Можно пропеть
Предлагает прочитать колыбельную выразительно,учитывая выявленные особенности
Предлагает оценить выразительность чтения (маячки, хлопки)
Организует физминутку
Котик шёл,шёл, шёл,
Котик мышку нашёл,
Сел, поел
И дальше пошёл. (повторяет несколько раз)
Предлагает вернуться к теме урока и задачам.
- над какими задачами уже поработали? (отмечает +)
Организует работу над второй колыбельной
- Ребята, скажите, что лучше слушать стихотворение или песню.
Поёт 2-ю колыбельную
-Вы внимательно слушайте и скажите, кто главный герой этой песенки?
-Кому эту песенку поют?
Зарядка для глаз.
Предлагает познакомиться с колыбельной самим
- Прочитайте песенку ещё раз и найдите повторы.
Использование ЦОР,задание 1
Предлагает сравнить колыбельные
-Для чего в колыбельной нужны повторы?
-Что общего у этих песенок?
-Можно ли подставить в эти песенки другие имена?
-Каким вы себе представляете кота? Почему?
Организует работу с выставкой рисунков (выставка работ Васнецова в конце учебника)
-К какой песенке иллюстрация?
-Какая погода стоит на улице?
-Какое время суток? Почему?
-Что делает на улице бабушка?
-Вызывает ли кот у вас доверие?
- Можно ли ему поручить убаюкать кота?
Организует работу с выставкой книг
-Ребята мы с вами на выставке рисунков побывали, а я ещё вам предлагаю сходить на выставку книг.
Народные колыбельные песенки- «Не пора ли баиньки?
Авторские колыбельные песенки- «Месяц, месяц, мой дружок»
Предлагает вернуться к теме урока и задачам.
-Все ли задачи мы выполнили?
Сегодня с нами на уроке были куклы .Они устали.Давайте споем ей колыбельную,успокоится и уснет.
Вызывает ученицу, которая подготовила колыбельную
Предлагает оценить исполнение (маячки, хлопки)
-Назовите особенности колыбельной песенки.
-Для кого придуманы колыбельные?
Для чего нам нужно знать колыбельные? Где это может пригодиться?
--Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни?
__понравились ли вам песни,которые сегодня звучали?
А кто захотел бы,чтобы мама тоже спела колыбельную?
Высказываются, обозначают свой выбор знаков-настроений
Ответы детей
Скороговоркаясно говорить,выразительно читать
Слушают музыкальное произведение
Ответы детей
- песня Серенькая кошечка.
-колыбельная песня
о колыбельной песне
Поют для детей
перед сном
слова баю-баю
- мелодия нежная, спокойная, ласковая, плавная, напевная, чтобы дети успокаивались и быстрее засыпали
Определяют тему, цель и задачи урока
-колыбельная песенка
- знакомство с народными колыбельными песенками
-особенности колыбельной песенки
-читать выразительно
ребенок устал,глаза слипаются,но вдруг залаяла собака,..В песне просят их не будить засыпающего ребенка
собачка,корова,петух
Слушают
Работа в парах
Читают колыбельную (жужжащее чтение)
Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста колыбельной
Спокойно, ласково, напевно
Выходят 4 ученика и читают текст выразительно
Оценивают, аргументируют свою оценку
Ответы детей
Хорошо читающий ученик читает выразительно.
Оценивают чтение
Выполняют физминутку
Повторяют тему и задачи.
Слушают и анализируют
Читают колыбельную про себя
-про котика
-одинаковые строки
В первую подойдёт любое имя,т.к. имя стоит в середине строки. Во второй имя стоит в конце строчки, оно должно рифмоваться со словом «спатеньки»
Добрый, заботливый, чуткий
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Рассматривают книг
Повторяют тему и задачи.
Инсценирование колыбельной
Ученица поёт колыбельную, укачивая свою куклу
Оценивают исполнение колыбельной
Ответы детей
Коммуникативные
Мотивация напозитивный настрой
Личностные
Регулятивные
Познавательные,
коммуникативные
1) формируем умение слушать и понимать других
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные
(принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста)
Познавательные,
коммуникативные
Регулятивные
познавательные
(удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений)
Познавательные
коммуникативные
(умение аргументировать своё предложение)
Познавательные
коммуникативные
Познавательные
коммуникативные
Регулятивные, коммуникативные
(умение аргументировать своё предположение, договариваться, находить общее решение)
Познавательные
коммуникативные
Познавательные
(умение работать самос-
тоятельно)
Личностные(умение оценивать собственной и коллективной деятель
ности)
Познавательные, коммуникативные, регулятивные
Регулятивные(контролирование своей деятельности)
Коммуникативные
, познавательные
Познавательные, коммуникативные
(умение подбирать верную характеристику героя)
Познавательные, коммуникативные,регулятивные, личностные
Регулятивные
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;