Конспект урока литературного чтения 2 класс А.Майков Колыбельная программа школа 21 века
Дата проведения 06.03.2015г.
Учитель Гаврилова Елена Анатольевна
Предмет. Программа. Класс. Тематический раздел. Литературное чтение. «Начальная школа 21 века».2 класс .
Тематический раздел: «Семья и я»
Тема урока: В.Осеева «Сыновья», А.Майков «Колыбельная песня».
Цель: создать условия для повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся малых жанров фольклора, как одним из литературных жанров и как средством развития у них интереса к чтению и потребности в нем.
Задачи:
Образовательная:
• работать над формированием представления о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
Развивающие:
.развивать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, способствовать умению употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова мамочка, сестричка, сынок и т.д; развивать мышление, память, внимание;
• способствовать развитию умений выявлять и различать малые жанры устного народного творчества;
• развивать навык использования их по назначению в различных ситуациях, создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
.побудить учащихся задуматься о том, что такое семья, какими должны быть отношения домочадцев друг к другу; научить видеть и ценить любовь матери, уважать старших;
• ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения и читательского опыта, и способности понимать силу слова;
• формировать любовь к Родине с помощью фольклорных произведений;
• способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, развивать интерес и способности детей к творчеству; прививать уважение к народному творчеству.
Планируемые результаты Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;
метапредметные:
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;
познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;
коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;
предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).Источники учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»2класс, рабочая тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение»2класс, иллюстрации к тексту, пословицы о семье, о матери, записи фонограмм песен.
Дополнительная литература Словарь Ожегова, Песни. Заклички. Считалки. Пословицы, поговорки. Книги В.Осеевой.
Оборудование Карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, доска, сигнальные карточки, презентация к уроку.
Этап урока Содержание Формы деятельности УУД Контроль
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Внимание! Проверь готовность к уроку! фронтальная Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Само-контроль
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности -Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу над темой «Семья и я».
Давайте спланируем наш урок.(слайд №1)
И сегодняшний урок у нас пройдёт под эпиграфом. «Всякое дитя своей матери мило».(слайд№2)
Какое задание вы выполняли дома?(чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья», подбор пословиц и поговорок о семье, семейных ценностях)
-Как вы думаете, почему рассказы В.Осеевой изучаются в разделе «Семья и я».Какие ещё произведения вы читали?(слайд №3)
Проверка домашнего задания:
1.Чтение рассказа «цепочкой»
2.Выборочное чтение по вопросам:
- Что говорили о своих сыновьях женщины?
-Как повели себя сыновья в ситуации, когда мама
понадобилась помощь?
3. Рассматривание иллюстрации на странице 76.
- Найдите к ней подходящие слова в тексте.
- Подумай, почему старичок увидел только одного сына?
2.Чтение по ролям.
Прочитаем пословицу:
Всякой матери свое дитя мило.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Подходит ли она к рассказу В. Осевой «Сыновья»
Вот почему я взяла эту пословицу, как эпиграф.
- Какие вы ещё знаете пословицы? фронтальная Познавательные:
Общеучебные-самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, логическое формулирование проблемы. Логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете, сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;
метапредметные:
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;
коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;
предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки)Устный
3.Постановка учебной задачи А сейчас я предлагаю Вам разделиться на группы для выполнения следующих заданий (задания оформлены виде карточек):
1.Группа «Соедини пословицы» .Дерево держится корнями, при матери добро.
За общим столом когда в семье лад.
На что и клад, еда вкуснее.
При солнышке тепло, а человек семьей.
Нет лучше дружка- коли в семье вражда.
Мать кормит детей, как земля людей.
Не будет добра, чем родная матушка
2.Группа «Подбери рифму, определи жанр произведения.»Раз, два, три, четыре,Кто у нас живет в квартире?Папа, мама, брат, …………..Кошка Мурка, два котенка,Мой щенок, сверчок и я -Вот и вся моя …….!Раз, два, три, четыре, ……Всех начну считать ……..Сестренка, собака, тётя, семья, скамья, десять, пять, сначала, опять
У меня небольшая……..:Дедушка, бабушка, я,Мать и отец.Вот и считалке.
Семья, квартира, начало, конец
Барсучиха-бабушкаНапекла…………………...Угостила двух внучат —Двух драчливых …………………………..,А внучата не наелись,С рёвом блюдцами …………………………..!
Оладушков, пирогов, барсучат, котят, утят, стучат, рисуют
3.Группа Отгадай загадки:
Днем работает она,Вечером она — жена,Если праздник, она — дама,Кто же это? Моя...
Кто любимей всех на свете?И за всю семью в ответе?От зарплаты до зарплатыЧто б мы делали без ...
Кто же с маминой сестройПриезжает к нам порой?На меня с улыбкой глядя,
Здравствуй, говорит мне…
Он трудился не от скуки,У него в мозолях руки,А теперь он стар и сед —Мой родной, любимый...
Кто любить не устает,Пироги для нас печет,Вкусные оладушки?Это наша...
4.Группа работает у доски:
Задание: определить жанр произведения на карточке и соединить с лепестком ромашки.
Потягунушки, Порастунушки, Поперек толстунушки, А в ножки ходунушки, А в ручки хватунушки, А в роток говорок, А в головку разумок.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Фотография стоитВ золотистой рамочке,Чей взгляд солнцем согревает?Взгляд любимой...
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
Жили-были старик со старухой. И была у них внучка Машенька. Пошла Машенька
как-то с подружками в лес,
да и заблудилась
Физминутка (исполнение песни «Моя мама»)
Фронтальная, групповая, индивидуальная Регулятивные: определяют тему урока и цели, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата– принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;
метапредметные:
познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;
предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).Самоконт-роль4.Открытие нового знания -Ребята, а почему все эти литературные жанры объединены в ромашку?(слайд№4) Кто догадался? (потому что Ромашка-символ семьи, любви и верности в России, а все задания в карточках объединены этой темой)
Остался один закрытый лепесток. Чтобы догадаться что это, нужно прослушать фонограмму.( включается фонограмма колыбельной)
-Кто догадался какое новое произведение будет сегодня?
(колыбельная) Что это за произведение?
- К какому литературному жанру относится?(фольклор) Что ещё вы знаете о фольклоре?
-Найдите в учебнике, авторское это произведение или народное? Знакомство с автором произведения (слайд № 5 )Работа над произведение А. Майкова «Колыбельная песня»
Читает подготовленный ученик у доски (инсценировка с куклой).
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
- Похоже оно на сказку?
- Чем?
2. Словарная работа. (слайд№6 )
Али – или по-старому.
Воевал – доставал, добывал.
3. - Подумай, почему поэт выбрал заголовок «Колыбельная песня»
- Кто поёт эту песню?
-Как нужно читать это стихотворение? Почему? Фронтальная
самостоятельная Регулятивные: определяют тему урока и цели, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата– принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои совместные действия;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) конкретной деятельности;
метапредметные:
познавательные – повторяют, расширяют, систематизируют и обобщают свои знания о малых жанрах фольклора; выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;
предметные: учатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки).устный
5.Первичное закрепление 1. (Отработка навыков выразительного чтения)
Работа над стихотворение «Колыбельная песня»
- Перечитайте стих медленно, четко, старайтесь представить себе то, о чем читаете. Определите своё отношение к событиям, героям.
2. Выразительное чтение стихотворения.
3. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению, найдите в тексте те строки, которые относятся к этим иллюстрациям.
- Прочитайте диалог (разговор) матери и ветра.
Фронтальная
Самостоятельная Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, рабочих тетрадях, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять анализ объектов и синтез целого из частей.
Личностные: понимать значение границ собственного знания, незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении задачи, проблемы устный
6.Итог урока -Что нового вы сегодня узнали? Что повторили? фронтальная Регулятивные: контроль, оценка, коррекция полученной информацииЛичностные: понимание значения границ собственного знания и незнания, осознание необходимости самосовершенствования.
Коммуникативные: выполняют оценку результатов работы Самокон-трольустный
7.Рефлексия -Какое у вас настроение в конце урока? Что понравилось? Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке? (слайд№7) фронтальная 8.Домашнее задание Чтение колыбельной А.Майкова, работа в печатной тетради. Творческое задание: придумать свою колыбельную.(слайд №8) фронтальная Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность, осуществлять анализ объектов и синтез целого из частей.
Личностные: понимать значение границ собственного знания, незнания; осознают необходимость самосовершенствования Самоконт-роль