Литературно — краеведческий проект -Поэзия родного края

Краеведческий проект: «Поэзия родного края».
«Я зову тебя в край-
Древнерусский, былинный,
Где уносится в даль
Тонкий клин журавлиный».
И.М.Бадикова.
Автор проекта: Никитина Галина Владимировна, Заведующая школьной библиотекой МБОУ Спасской СОШ.


.Консультант: 1.Морозова Ирина Евгеньевна – член Международного сообщества писательских союзов от Рязанской писательской организации, Почетный гражданин Спасского района, заслуженный учитель РФ.
2. Минин Игорь Юрьевич – новый поэт, поэт нынешнего времени в хорошем и добром смысле.
3. Помощники: Учащиеся из библиотечного актива 6 «А» и 8 «А» классов.


Информационная справка школьной библиотеки:

Количество учащихся 520
Читателей библиотеки №1 390
Фонд библиотеки 15278
Фонд учебной литературы 4449
Фонд художественной литературы 10729
Обращаемость за год( примерно) 60%

Техническое оснащение школьной библиотеки.
Компьютер 1
Телевизор «XYUNDAI»
ДВД «LG»

Резюме.
Заведующая библиотекой –
Никитина Галина Владимировна.
Год рождения – 1965
Образование – среднее 1984г. Спасское педагогическое училище. Учитель начальных классов, воспитатель ГПД.
Стаж работы в школьной библиотеке МБОУ Спасской СОШ -28 лет.
Участие и победы в проф. Конкурсах: 1998 год- МИСС библиотека Спасского района.
Областной конкурс: «Моя профессия- школьный библиотекарь» 2 место в области.

Участвовала в работе Всероссийского Форума школьных библиотек «Михайловское 2009»

Побывала на 7 Всероссийской конференции по теме «Национальная программа поддержки и развития чтения» Москва, «Президент – Отель» 2013 год.

Награды – Грамота министерства РФ.

1
За хорошую работу библиотека награждена «СЕРТИФИКАТАМИ» на 5000 тысяч,3 тысяч, 1300 рублей направлены на приобретение новых книг.

Повышение квалификации: 2005год – по теме «Духовно- нравственное воспитание и развитие личности». 2005год по теме «Информационно – образовательным технологиям. Обучение для будущего».
2007 год- по теме «Школьная библиотека – центр информационной поддержки и развития интеллектуального потенциала учащихся».
2009 год – краткосрочное обучение в г. Москва. ФГОУ «Академия повышения квалификации и проф. Переподготовки работников образования» по проблеме «Тенденции инновационного развития библиотек в условиях модернизации образования».
2010год- по теме «Современные подходы к организации деятельности школьных библиотек».

ПРОЕКТ: «Поэзия родного края».

Методическое представление:
Введение.
Описание проблемы.
Цели и задачи.
Методический паспорт краеведческого проекта.
Работа над проектом.
Результаты.
Заключение.

1. Введение

Краеведение – неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен.
Работа с краеведческой литературой является частью деятельности библиотек. Краеведческая работа в большей степени способствует осуществлению связи деятельности школьной библиотеки с жизнью писателей и поэтов Спасского района.
Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина, на событиях из истории своего края.

Аннотация.
Школьный библиотекарь с детьми из библиотечного актива и поэтами Спасского района представляют совместный проект, который разработан и выполнен в МБОУ СОШ г .Спасска. Имея в фонде библиотеки книги И.Е.Морозовой, И.Ю.Минина, И.М.Бадиковой, И.Малахова , П. А. Шарова и других поэтов и писателей, познакомились с их творчеством, прочитали книги. Поработав с консультантами подготовили сообщения, обзоры. Подготовили развернутую выставку «Край мой – гордость моя». Подобрали стихи о нашем городе Спасске, о Спасской земле.

2. Описание проблемы.
Чтение – явление не простое. А тем более чтение учащихся нашей школьной библиотеки (5 – 11классы), где мало книг современных авторов. Фонд библиотеки в основном состоит из программной литературы. Нас всегда интересует, как и что читают наши дети (10 – 15 лет). Я повела ряд мероприятий направленных на изучение читательских интересов и потребностей: опросы, анкетирования, тесты, Подготовили
2
выставки в библиотеке: «Краеведческая литература - помощник в учебе», «Люби и знай свой край», «Спасск - старинный город». Провели изучение творчества Т.Смолы, И.Минина, И.М.Бадиковой, И.Е.Морозовой . Большим и наиболее интересным было исследование учащегося 8 «а» класса Кирюхина Андрея «Гордость Спасской земли – И.Е.Морозова». Он написал творческую работу на районный конкурс «Вместе с книгой мы растем». В последнее время я обратила внимание на то, что среди учителей и читателей – детей увеличился спрос на краеведческую литературу. Это связано с тем, что 2012 год истории, повысился интерес к прошлому вообще и сейчас историческая тема занимает видное место на страницах газет, журналов, театральных сценах и кинематографе. Отсюда и возросший интерес к прошлому «малой родины». Многие поэты и писатели Спасского края отразили в своем творчестве приметы «малой родины», характеры ее жителей, особенности народного языка. Живя в краю с такой богатой историей и культурой, нельзя не интересоваться его литературным краеведением.

3. Цели проекта.
Воспитательная:
- Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой Спасский край, наш город.
- Воспитание культурных и духовных ценностей путем чтения и изучения книг Спасских поэтов
- Воспитание гражданского и патриотического самосознания.
- Уважение к старшему поколению и талантливым людям нашего города.
Развивающая:
- Развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию; развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний.
Информационный:
- Популяризация среди учащихся культурного наследия.
- Представление открытого доступа к информации (к книгам в библиотеке).
- Формирование устойчивого интереса к чтению краеведческой литературы. – Формирование читательской самостоятельности у учащихся

Задачи проекта.
-Создание благоприятных условий для занятий, общения и проведения досуга.
- Пропаганда литературы краеведческого характера.
- Знакомство с поэтами, писателями г.Спасска и Спасского района.
- Приобщение детей (5 – 8 кл), подростков (9-11кл) к чтению краеведческой литературы.
- Повышение интереса к краеведческой литературе учителей, воспитателей и родителей.
- Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям.
- Формирование у подростков- читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
- Расширить литературно краеведческий кругозор.

Объекты влияния.
Читатели школьной библиотеки: дети, учителя, родители.

Актуальность проекта: «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Актуальность заключается в том, что (через книгу, поэзию)сознание будет выполнять важную социальную миссию: воспитывать патриотические чувства, расширять знания о крае, его истории. Развивать интерес к прошлому, настоящему, способствовать

· 3

пониманию красоты звучания стиха, особенности, неповторимости наших красивых мест города, района.

4. Методический паспорт библиотечного проекта.

Тема проекта: «Поэзия родного края».
Предмет: связь школьной библиотеки с уроками литературы, истории.
Классы: 6 «А» , 8 « А»
Возраст: 10-12 лет
Количество учащихся 35
Тип проекта: познавательный.
Время работы над проектом: 5 лет (Долгосрочный)
Форма работы: внеурочная.

Оценка эффективности проекта.
Эффективность данного проекта будет оцениваться с учетом субъективных и объективных факторов.
- Провести анкетирование на выявление знаний о родном крае, знаний о поэтах и писателях нашего города и района.


Ожидаемые результаты.


- Привлечение в библиотеку новых читателей.
- Развитие интереса к чтению краеведческой литературы, произведениям авторов- земляков.
- Продолжение и пополнение (сбор книг в школьную библиотеку)
- Продолжить знакомство с поэтами и писателями Спасского района.


Продвижение проекта.

С результатами тестирования и анкетирования выйти на уровень администрации школы.
(с целью приобретения в школьную библиотеку книг краеведческого содержания).

Организации, которые принимают участие в реализации проекта.

Газета «Спасские вести».
Поэтическое сообщество «Откровение»
Центральная библиотека.
Совет ветеранов города Спасска.
Администрация МБОУ Спасской СОШ .

5. Рабочий план реализации проекта.

1 этап: организационный : сентябрь, октябрь.(_Каждого года)
- Осуществить взаимодействие с учащимися, выбрать темы исследования, разделиться на группы, определить задачи и спланировать свою деятельность. Роль библиотекаря – направляющая на основе мотивации.
2 этап: работа с фондом : весь год.
4
– Организовать пополнение книжного фонда краеведческой литературой.
- Принять участие в презентации книги «Стихами с вами говорю» КОНСТАНТИНА БИЧИНА,
- книги « Не иссякнет Родник» ВИЛЕНА АЙЗЕНШТАДТ.
И других новых изданий.
Роль библиотекаря – организационная.

- Изготовление рекламной продукции.
Сделать буклет по творчеству Спасских поэтов.
Презентацию.
Роль библиотекаря – наблюдательная.

3 этап: исследовательский: ноябрь, декабрь.
- Провести
анкетирование : «Знаешь ли ты свой город?»
- Интервью с редактором газеты «Спасские вести», А.Б.Суворовой.
Роль библиотекаря – консультационная.
- Встреча с И.Е.Морозовой, В. Айзенштадт, И.Малаховым и др.
Роль библиотекаря – организационная.
4 этап: Экскурсии. Поездка к И.Е.Морозовой, подготовка сообщений, рефератов и тд.
Составили папку «Поэт, Учитель, Гражданин» Литературные встречи и вечера.

Материальные затраты:
1) Поездка к И.Е.Морозовой ---------- 250 руб (дорога, цветы, торт)
2) Встреча с В. М. Глагазиной-----------------------50 руб (цветы)
3) Встреча с Иваном Малаховым---------------------50 руб Цветы)
4) Поэтический вечер «Мы дети войны» с участием В.Айзенштадта------100 руб
5) Приобретение книг И.Е.Морозовой 5 экземпляров на 500 руб
В.М.Глагазиной 2 книги на 60 руб
Константина Бичина 3 книги на 150 руб
Вилен Айзенштадта 3 книги на 150 руб.
Иван Малахов 1 книгу на 100 руб
П.А.Шаров 1 книгу на 70 руб

ИТОГО: Затраты на 1380 рублей


6. Результаты : - Состоялась поездка к И.Е.Морозовой. Фото прилагаются:
- Приняли участие в презентации книг: - В.Айзенштадта «ПРОСЕЛКИ», «НЕ ИССЯКНЕТ РОДНИК».
- К. Бичина «СТИХИМИ С ВАМИ ГОВОРЮ».
- И.Малахова «МЫ ЛЕГЕНДА ЭПОХИ».
- Учащиеся писали сообщения, рефераты, сочинения по творчеству Спасских поэтов. (использовали на различных конкурсах)
- Пополнили фонд школьной библиотеки книгами: И.Е.Морозовой, К. Бичина, И.Малахова, П.А.Шарова.
Состоялась встреча с В.М.Глагазиной, И.Д.Малаховым.


5












Выводы консультантов:
И.Е.Морозова «В руках у меня краеведческий проект заведующей школьной библиотекой МБОУ Спасской СОШ Никитиной Галины Владимировны. Это серьезный, вдумчивый, давно работающий в библиотеке человек, знающий все тонкости и потребности сложного библиотечного дела(школьной библиотеки)
Из проекта следует, что школьная библиотека имеет большое количество учащихся всех возрастов. Фонд библиотеки немалый, однако, из проекта видно, что Галина Владимировна постоянно заботится о его пополнении, как учебной, так и художественной литературой. Библиотека пользуется большим спросом у учащихся, о чем свидетельствуют цифры обращаемости библиотечного фонда. Библиотека ( стараниями Г.В.) технически оснащена, еще нужна копировальная техника (хотя я за то , чтобы дети списывали с энциклопедий). Несмотря почти 30- летний стаж работы, Галина Владимировна постоянно повышает свой образовательный уровень и старается идти в ногу со временем. Участвует в городских и областных конкурсах (и с победами). Обладая неуемным характером и страстным желанием знать больше, дать больше детям. Постоянно повышает свою квалификацию, о чем сказано в проекте. Совместно с консультантами (Морозовой И.Е. и Мининым И.Ю.) разработали проект «Поэзия родного Края».Упор сделали на краеведческий материал .«Краеведение – выяснила Г.В.Никитина общаясь с детьми, неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен».Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить гражданина, любящего Россию и свою малую родину – Спасский район. К работе с детьми Г.В. привлекает местных поэтов, родителей. Большой интерес вызвала развернутая выставка «Край мой – гордость моя». Однако, есть проблемы, которые не могут не тревожить настоящего, любящего свое дело библиотекаря. В библиотеке мало книг современных авторов. Фонд библиотеки в основном состоит из программной литературы. Библиотекарь старается , по возможности заполнить этот пробел (Выставками «Краеведческая литература – помощник в учебе», «Люби и знай свой край Рязанский», «Спассск – старинный город») Библиотекарь познакомила детей с творчеством мастных поэтов: Т.Смола, И.Минина, И.Бадиковой и др. Цели и задачи проекта актуальны. Внимательно прочитав и проанализировав краеведческий проект Г.В. Никитиной «Поэзия родного края», считаю его достойным и важным в изучении родного края и воспитании детей. ПРОЕКТ (Форма работы) достоин распространению среди библиотечных работников школ района и заслуживает внимания вышестоящих инстанций».
Ирина Евгеньевна Морозова – Заслуженный учитель Р.Ф, Почетный гражданин Спасского района, член Международного сообщества писателей союза от Рязанской области.



6











15