Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках ОПК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области



Выступлениена заседании круглого стола
МО учителей начальных классов
«Введение ОРКСЭ в курс школьной программы»
на тему:

«Возможности использования
личностно-развивающего
обучения на уроках ОПК».


Подготовила
учитель начальных классов
Тульченко И. А.,


21. 10. 2012г.

Возможности использования личностно-развивающего
обучения на уроках ОПК

«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».
Г. Галилей.
«Следует все изучать не для школы, а для жизни, чтобы ничто по выходе из школы не улетело на ветер. Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело И если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума»
Ян Амос Коменский

Для учителя православной культуры самым простым методом преподавания ее детям явился бы пересказ учебника Закона Божиего в надежде на то, что постепенно усвоенные знания сформируют необходимые личностные качества у детей и приобщат их к православной культуре. Однако современная государственная общеобразовательная школа имеет светский характер. Как же решить задачу увлечения детей Божественной Истиной, отраженной в многообразных формах проявления красоты православной культуры в окружающей жизни? От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Напомню, что личностно-развивающее обучение способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

Современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. И все же далеко не всегда его можно считать личностно - развивающим.
Нередко под личностно-развивающим уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу.
Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-развивающим. Сущность последнего - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.

Рекомендации к подготовке, проведению и анализу урока:

Важное место при подготовке урока отводится разработке гибкого плана. Он включает в себя:

Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; Подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение; Планирование разных форм организации учебной деятельности; Выявление требований к оценке продуктивности работы с учетом характера заданий. Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока включает в себя:
-использование разных форм общения (монолога, диалога) с учетом конкретных целей урока;
-проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учетом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парами и т.п.);
-использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге "ученик - учитель", "ученик - класс";
-предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция их по ходу урока.   Планирование результативности урока предусматривает:
-обобщение полученных знаний и умений, оценка их освоенности;
-анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
-внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату
Значимое место при проведении урока отводится: использованию учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы; создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; при опросе на уроке анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;
Основные особенности урока в личностно-развивающем обучении:
Я высказала те рекомендации к подготовке и проведению личностно-развивающему уроку, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными. Некоторые из них, естественно, известны каждому учителю, используются им в повседневной работе. Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно-развивающего урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом, дефектологом, умеющим осуществлять комплексное психолого-педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления. Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, развиваются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно-развивающий урок.
Подчеркнем в заключение его основные особенности: конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке с учётом полисенсорности восприятия; продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников; предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы; поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа); стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника, учитывая его психофизические особенности; использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика; применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний; продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся. Чем больше углубляешься  в проблему личностно-развивающего обучения, тем больше вопросов возникает: Как научиться анализировать свою работу с точки зрения ученика? Как научиться ставить себя на место каждого ребёнка? Как предотвращать перегрузку детей? Как правильнее проводить оценку моих учеников? За что её ставить(за конечный продукт? За его презентацию? За сам процесс работы?)
Ученики с минимальными знаниями и низкой мотивацией будут ставить цели и выбирать задания, не требующие от них большого напряжения. Как создать условия для того, чтобы они сделали следующий шаг? Как в теме, обязательной для всех, найти разные смыслы и интересные проблемы для таких разных детей? Как сказал известный вам Симон Соловейчик: «Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится. В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.» Это можно отнести не только к детям , но и к нам педагогам.
Схема анализа личностно-развивающего урока:
Аспекты самоанализа
Вопросы для самоанализа

1.Цели (задачи) урока
В чём заключается основной замысел проведённого мною урока?
Как он связан с групповыми и индивидуальными психофизическими особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе?
Какие цели (задачи) планировал(а) достичь, решить в ходе урока в системе целостного корреционно-педагогического процесса?

2.Содержание и организация учебного занятия, его коррекционная направленность.
Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия, органично ли они увязаны с коррекционно-компенсаторной работой?
Соответствовали ли они принципам личностно-развивающего подхода к учащимся, целям(задачам) урока?

3. Технология работы педагога
Какие технологические приёмы и средства использовал(а) для того, чтобы на уроке:
актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;
стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;
создавать для учеников ситуации выбора;
строить учебное взаимодействие;
учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников

4.Результативность проведённого урока.
Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные цели (задачи)?
Насколько проведённое занятие было направлено на:
становление и проявление индивидуальности учащихся;
развитие творческих способностей школьников;
формирование положительной Я-концепции личности учеников; 
выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?
В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока?
Что не удалось решить при его проведении?
Как можно исправить недостатки урока?




Переход от традиционного урока к уроку личностно - развивающему представляет собой работу по преодолению множества затруднений, главное из которых – работа самого учителя по переоценке сформированных ранее педагогических ценностей. Этот переход требует времени.
Но уже сегодня, анализируя урок, учитель выбирает такие формы урока, которые позволяют раскрыть способности ученика, сделать его активным субъектом образовательной деятельности.


В заключение хотелось бы процитировать всего несколько строк замечательного поэта Максимилиана Волошина, переживавшего вместе с Россией период закаливания и очищения православного народа от фарисейства и предательства огнём и кровью и глубоко понимавшего и чувствовавшего причины бедствий и промысл Божий в судьбе России:
Русь! Встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей,
И старинное пламя усобиц
Лижет ризы твоих Богородиц
На оградах Печерских церквей.
Всё, что было, повторится ныне
И опять затуманится ширь,
И останутся двое в пустыне –
В небе – Бог, на земле – богатырь.
Не будем опускать руки, давайте их объединим для нашего совместного педагогического творчества – ради духовного и физического спасения, на благо будущего наших детей, на благо нашей великой Отчизны!