Конспект урока по ручному труду. Мягкая игрушка рыбка.
Конспект открытого урока в 4 классе по труду.
Тема урока: Изготовление мягкой игрушки «Рыбка»
Цели урока:
Образовательные:
1.познакомить учащихся с технологией изготовления мягкой игрушки «Рыбка»;
2.закрепить навык выполнения смёточных и петельных стежков;
Коррекционно-развивающие:
1.развивать общетрудовые умения и навыки учащихся;
2.работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при закреплении навыка выполнения смёточных стежков;
3.развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
1.воспитание положительного отношения к труду;
2.формирование у учащихся такого качества как аккуратность при выполнении задания;
3.развитие эстетического вкуса.
Тип урока комбинированный, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Наглядность:
Образец, предметно-технологическая карта, словарь, ОК с видом ручных стежков, прямых и петельных.
Игрушки из различных материалов (ткани, меха, комбинированные из меха и ткани).
Плакат с изображением рыбы
Оборудование:
Ножницы, линейки, карандаши, ручки, булавки, 2 иголки с большим и маленьким
ушком, подставка для игл и булавок, нитки швейные и для вышивки, 2 детали кроя рыбки, 2 пуговицы, игрушки из ткани, меха, комбинированные.
Папки по ТБ «Охрана труда».
Детали кроя рыбки на столе учителя для показа процесса изготовления рыбки ученикам.
ТСО (аудиокассета), мультимедийный проектор.
Ход урока:
I. Подготовительная часть.
С какими ручными стежками вы знакомы? (прямыми, косыми, петельными).
Как правильно выполнять прямые стежки? (образец).
Как правильно выполнять косые стежки? (образец).
Какие обмёточные стежки вы знаете? (косые и петельные).
Как правильно выполнять петельные стежки? (слева направо, расстояние между стежками и высота стежков одинаковые).
У вас на парте лежат мягкие игрушки. Определите из какого материала они сшиты? (меха, ткани, комбинированные, т.е. из меха и ткани).
- Почему эти игрушки называются мягкими?
Они очень приятные на ощупь, мягкие, красивые. Ими дети с удовольствием играют. Есть кукольные театры, где главными артистами являются мягкие игрушки, которые участвуют в различных спектаклях («Репка», «12 месяцев», «Кот в сапогах», «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т.д.)
Мягкие игрушки дарят друг другу на день рождения, на праздники
Их изготавливают из разных материалов: меха, ткани, кожи и комбинированных материалов.
А теперь, перейдём к теме нашего урока, но название темы вам надо отгадать в загадках и записать тему на доске.
II. Основная часть.
Слушайте загадки:
В воде она живет
Нет клюва, а клюёт. (Рыба)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой . (Рыба)
Запись темы урока на доске: Мягкая игрушка «Рыбка».
Вопрос:
- А в какой сказке А.Пушкина главным действующим лицом является рыбка? ( в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Правильно.
- А сейчас посмотрите на доску. Вы видите плакат с изображение рыбы.
- На каких уроках вы изучаете животных? (развитие речи)
- Давайте повторим внешнее строение рыбы, т.е. их каких частей состоит тело рыбы, как оно разделено? (Тело рыбы разделено на голову, туловище, хвост. На туловище находятся плавники; на голове – глаза и рот).
- А теперь, вспомнив части тела рыбы, перейдем к нашей мягкой игрушке «Рыбка».
III. Анализ образца
Назначение – игрушка для игр.
Ткань – однотонное красное сукно.
Детали кроя:
2 детали основные (туловище)
2 детали дополнительные (глаза-пуговицы)
4. Виды ручных стежков: смёточные и петельные.
IV.Составление плана работы
1.Обвести детали используя лекала.
2.Вырезать детали.
3.Пришить глаза.
4.Сложить 2 детали туловища.
5.Заколоть детали.
6.Сметать детали.
7.Соединить детали петельными стежками
После того, как контурные срезы деталей обработали петельными стежками, надо удалить строчку смёточных стежков временного назначения.
Словарь:
мЯгкая игрУшка
детАли кроя
сметАть
смЁточные стежкИ
пЕтельный стежок
V. Показ учителем конкретной операции.
Дети подходят к столу учителя и все операции учитель показывает учащимся.
VI. Выяснение степени понятности материала по вопросам учителя.
С чего надо начинать работу?
Какими временными стежками будете соединять детали рыбки?
Какими постоянными стежками будете соединять детали рыбки?
VII. Дифференцированные задания разным группам учащихся.
Слабым учащимся:
Уменьшить размер рыбки, сделать контуры более обтекаемыми, заранее пришить глаза-пуговицы, выполнить точечную разметку для петельных стежков.
Сильным учащимся:
Выполнять работу по плану.
Индивидуальная работа.
Физкультминутка.
VII. Требования к качеству работы.
Высота стежков и расстояние между ними одинаковое.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз .
Мы вязали узелки
В этом руки помогли,
А глаза за всем следили
Взглядом круг они ловили.
А теперь ты посмотри-
Волны слева, впереди,
Овал глазами начерти.
Закрой глаза, теперь открой.
Поработай ты со мной.
VIII. Практическая работа.
Повторение правил ТБ при работе с иглой и ножницами (открыть папку «охрана труда», прочитать и повторить).
Включается аудиокассета со спокойной музыкой.
Далее – изготовление мягкой игрушки по плану.
II УРОК
XI.Текущий инструктаж по допущенным ошибкам
Обратить внимание учащихся на правильное совмещение деталей рыбки.
Правильно ли закололи детали? Лучше всего закалывать посередине, чтобы удобнее было прокладывать строчки сметочных стежков.
Отметить положительные и отрицательные моменты в работе.
Продолжение практической работы: Изготовление мягкой игрушки «Рыбка».
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться- три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
XII.Анализ качества выполненной работы
Анализ качества выполненной работы делается вместе с учащимися. Оценка выставляется в журнал и в дневник.
XII.Итоги урока.
- Уборка рабочего места.
- Уборка класса.
15