Разработка занятия элективного учебного предмета «Стилистика русского языка» (для учащихся 10-х классов) Грамотная речь как основное коммуникативное качество культурного человека


Занятие по стилистике в 10 классе
Грамотная речь как основное коммуникативное качество культурного человека.
Тип занятия: повторительно-обобщающий
Вид занятия: практикум
Формы организации учебной деятельности на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная
Цели занятия:
Познавательный аспект: проверить уровень усвоения изученных знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.
Задачи занятия:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ
Для реализации задач занятия использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Тест
Задание «Оратор»
Слайд-диктант
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Методы работы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.
СХЕМА «Грамотная речь»:
Грамотная речь:
Орфоэпические нормы
Морфологические нормы
Идейно-тематическое понимание текста
Изобразительно-выразительные средства языка
Синтаксические нормы
Лексические нормы
ХОД УРОКА.
Вернейший способ  узнать человека - его умственное развитие, его   моральный  облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит (Д.С.Лихачев)
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь. Читаю эпиграф. Задумаемся над словами учёного-филолога Д.С.Лихачёва. На какое размышление наводят вас такие слова? (О человеке судят по его речи).
О чём же мы будем говорить сегодня на занятии? ( О грамотности речи. Культуре речи)
Всё правильно.
Действительно, неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, т.е грамотно. Тема нашего занятия по стилистике русского языка «Грамотная речь как основное коммуникативное качество культурного человека»
Изучением культуры речи занимаются многие учёные-лингвисты. Этот вопрос заинтересовал и ученицу вашего класса. Как в нашей школе ученики понимают значение грамотной речи?
2) Отчет выпускника о результатах социологического опроса среди 10-11 классов о культуре речи.
В рамках индивидуальной траектории развития старшеклассников, профессионального самоопределения Настя провела опрос среди учеников нашей школы.
Ученица. Я провела социологический опрос среди учеников 10-11 классов, искала ответ на вопрос: «Нужно ли говорить правильно? Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось? (Ученик называет результаты исследования в виде диаграммы) в %.
3)Слово учителя.
- Ребята, радует, что ученики 9 школы осознают роль грамотной речи в жизни. Именно за вами сохранение языка, нашей культуры. Соблюдение норм литературного языка особенно актуально для вас, выпускников. Владение лексическими, морфологическими и синтаксическими нормами необходимо вам при выполнении не только части А, Б, но части С, когда вы будете писать сочинение.
Как вы думаете, какова цель нашего занятия? (Продолжать работу по культуре речи, учиться видеть грамматические ошибки, уметь их исправлять, тем самым готовиться к ЕГЭ).
Ряд заданий ЕГЭ как раз проверяет уровень владения  языковыми нормами.
2. Работа по теме урока.
Ребята, на столе у каждого лежит оценочный лист, в котором вы будете ставить себе оценки за работу на занятии) (СМ. Приложение)
1)Орфоэпическая разминка (заранее подготовлена сильным учащимся, который проводит ее.)
Учитель; На каждом занятии, ребята, вы проводите лингвистическую разминку. Напомните, пожалуйста, кто готовился к сегодняшнему занятию? ( Сенецкая А. Уступаю слово Насте. )
Ученик: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ- 2013 года.
На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч. 2-3 мин. расставляют ударение).
ЗНАМЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАВИДНО, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОРЫ, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, ОПТОВЫЙ, СОЗВОНИМСЯ, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, ОБЛЕГЧИТЬ, ПРИБЫВШИЙ, ПРЕМИРОВАТЬ, ИЗБАЛОВАТЬ
(правильно: ЗНАМЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАВИДНО, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОРЫ, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, ОПТОВЫЙ, СОЗВОНИМСЯ, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, ОБЛЕГЧИТЬ, ПРИБЫВШИЙ, ПРЕМИРОВАТЬ, ИЗБАЛОВАТЬ)
Проверьте себя. (В это время кто-то читает эти слова)
Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. Критерии оценки вы знаете:
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
3. Слово учителя:
Соблюдение орфоэпических норм является одним из показателей грамотной речи, но не менее важным показателем грамотной речи является правильное образование форм слова, т.е. соблюдение морфологических норм языка?
Посмотрите на слайд, подумайте, есть ли здесь ошибки, сформулируйте правила, необходимые для правильного написания :
Смотрев вперёд
Около шестиста граммов
Одела шубу
Сохнул после дождя
Хорошо. Уровень владения морфологическими нормами проверяет задание А3 ЕГЭ.
Перед вами тест. Все примеры взяты из тестов 2013 года. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению.
А 3. Найдите  ошибки  в образовании  формы слова. Определите, к какой части речи относятся слова, в которых допущены морфологические ошибки.
 1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями
б) не прекословьте
в) эта ткань более светлее
г) килограмм помидоров.
2. а) к две тысячи восьмому году
б) ляжьте на пол
в) много вишен
г) опытные шоферы
3. а) несколько помидор
б) очень озяб
в) до две тысячи двадцать второго года
г) старые профессора
4. а) у обоих девушек
б) свыше четырех тысяч метров
в) несколько юношей
г) попробую
5. а) пара туфель
б) несколько полотенец
в) опытные доктора
г) около пятиста  километров
6. а) сильнейший борец
б) едь быстрее
в) сорока рублями
г) несколько цапель
7. а) девяноста студентам
б) постричься
в) трое подружек
г) пара чулок
Проверяем по ключу:
Ответы.
1.в) эта ткань более светлее;
2. б) ляжьте на пол;
3. а) несколько помидор;
4.а) у обоих девушек;
5. г) около пятиста  километров.
6. б) едь быстрее;
7. в) трое подружек
Оцените свою работу.
«Критерии оценки»
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
Вывод: Это очень сложное задание в ЕГЭ, поскольку оно связано с образованием форм разных частей речи.
4) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»
Сегодня на занятии мы не только объясняем грамматические и речевые ошибки, но и продолжаем учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.
(1 уч-ся выразительно читает стихотворение)
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
Следующий вид нашей работы - работа с текстом, который вы только что услышали.
Эту работу проводим в группах. Как обычно, у нас работают три группы. Ребята, определите, в какой группе вы сегодня будете, и займите своё место. Результаты работы группы представляет один ученик, он же и оценивает себя, дополнять могут и другие представители группы.
На занятии работают три группы:
«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);
«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).
Группа выбирает себе роль.
Индивидуальное задание: Подберите синонимы к слову речь(отметьте текстовые синонимы)
Найдите слова в переносном значении(сделать работу заранее)
Ребята, познакомьтесь с заданием.
Ученики знакомятся с заданиями к тексту, формируют пары, группы, кто-то решает работать индивидуально.
Группа Задание Практическая значимость
Литературоведы
Выписать ключевые слова, определить тему и идею стихотворения. Языковеды
Исследуют изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения В8
Лингвисты
Исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора
Задание “Оратор”.
Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
В) Устные высказывания учащихся: «литературоведов», «языковедов», «лингвистов».
1 группа «литературоведы»
1 ученик называет ключевые слова текста.
Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.
2 ученик
Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет
подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.
3 ученик подводит итог.
Тема текста совпадает с названием «Устная речь».
Идея выражена в последней строке:
«Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни».
Учитель: Подумайте, какую проблему можно определить в стихотворении?
4 ученик Индивидуальное сообщение.
В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает.
Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.
Учитель. Хорошо. Ведь если вы правильно определили проблему текста, значит вы правильно привели аргументы, что требует сочинение в ЕГЭ. Вы не только определили проблему текста, но и выразили авторскую позицию.
Учитель: Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?
3. Группа «языковеды» (исследование художественных средств)
Ученик .Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова.
ученик - Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова.
ученик - Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.
Ученик- сравнения взаперти, как птицы в клетках……
4. Группа «лингвисты» (исследование на синтаксическом уровне)
1 ученик.
Синтаксические конструкции: простые предложения. Бессоюзное предложение, сложноподчиненное. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни..
глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.
ученик
Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.
3 ученик
Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.
«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни»
Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.
Ребята, оцените свою работу в группе.
Подводя итог нашей работы, как обычно, один из вас должен выступить в роли оратора. Задание “Оратор” реализует сильный уч-ся (1 мин.) устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Рефлексия.
Ребята, так в чём же секрет грамотной речи? Каковы для вас составляющие слова «грамотность речи»? Схема на доске (Она заполнялась по ходу урока)./ Ответы учащихся/.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Посчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку.
«5» - 14-15 б.
«4» - 10-13 б.
«3» - 6-9 б.
3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Слово учителя. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ. Таким образом, материал нашего занятия имеет практическое значение.
Хочется закончить наше занятие словами Д.С.Лихачева, учёного – филолога, истинного российского интеллигента, блестяще владеющего русским словом. В книге « Письма о добром и прекрасном» писал: «… если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно».
Спасибо за работу.
Лист самооценки
ученика (цы) 10а класса ________________________________________
1. Орфоэпическая разминка
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
Ваша оценка –
2. Тест А3
«5» - нет ошибок
«4» - 1 -2 ошибки
«3» - 3 -4 ошибки
Ваша оценка -
3. Работа с текстом
Оцените свою работу от оценки «3» до оценки «5»
Дополнительную оценку получает «Оратор»
Итого за работу на занятии вы получаете оценку:
«5» - 13-15б.
«4» - 9-12б.
«3» - 7-8б.