Урок географии 7 класс по теме Природные зоны Африки

Урок географии 7 класс
Разработала и провела учитель географии
I квалификационной категории
МБОУ «Сретенская СОШ»
Радостева Л.П.

Тема: Природные зоны Африки

Цель: Формирование представлений, знаний о природе материка Африка

Задачи:
1.Углубить знания об основном законе географии – широтная зональность на примере природных зон Африки.
2. Пробудить познавательный интерес, развивать коммуникативные умения, умения работать с источниками информации ( карты, справочная литература, учебник, интернет и т.д.)
3. Повышать географическую культуру учащихся

Оборудование:
Физическая карта Африки, карта «Природные зоны Африки», атласы, компьютеры, мультимедиапроектор, экран, дополнительная литература, учебники, тетради и т.Д.)

Методы:
Проблемно-поисковые
Словесные
Наглядные
Поощрения
Контроля (взаимоконтроля, самоконтроля)

Формы работы
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная








Ход урока
1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Настроение у меня отличное, думаю у вас тоже. Я хочу, чтобы наш урок прошел хорошо, надеюсь, вы мне в этом поможете. Чтобы наша работа на уроке была успешной, попрошу вас быть дисциплинированными и активными, работать быстро и старательно, слушать меня внимательно.
2.Целеполагание.
Нет такого человека, которого бы не манили дальние страны и континенты.
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
всех её океанов, вершин ледяных и закатов,
только парус мечты вел по свету мои корабли,
только в фильмах и книгах встречал альбатросов и скатов. (Р.Рождественский) (Слайд1)
Ребята, а вы любите путешествовать пусть даже мысленно? (Ответы учащихся)
Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности. (К.Паустовский) (Слайд2)
Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по природным зонам Африки. Предстоит увлекательная и интересная работа.
-Что хотели бы исследовать во время путешествия?
(Наша задача: необходимо познакомиться с природными зонами Африки, выявить особенности природных условий природных зон Африки и как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов и особенностей природы этого необычного материка.) (Слайд 3)
2.Актуализация знаний
-Что такое природная зона? (Слайд 4)
-В каких природных зонах расположен материк Африка?
(Слайд 5,6)
Работа с картой «Природные зоны Африки».
Организуем три экспедиции, результатом работы каждой экспедиции будет заполнение таблицы. После вашего возвращения – мы обменяемся впечатлениями. Ну, а теперь, – получите свои путевые дневники и - в путь! (Слайд 7)
Оформление наблюдений в таблице (Слайд 8)
3.Изучение нового материала
1)Работа в группах по предложенному плану.
На партах лежат географические атласы, географические справочники, дополнительная литература, иллюстрации представителей растительного и животного мира, ноутбуки с выходом в интернет
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов!
Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
Выберите капитана – знатока этой местности,
Распределите обязанности в группе.
Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились - вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:
Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?
Где располагаются влажные природные леса? Покажите по карте.
Каковы климатические условия этой природной зоны? Посмотри в карту климатических поясов.
Какой тип почв в экваториальном лесу? Посмотри в почвенную карту.
Какие растения произрастают в экваториальных лесах и почему их называют вечнозелеными?
Вспомните, сколько ярусов в лесу? Кто потребляет продукцию верхнего яруса?
Почему среди животных экваториального леса так мало крупных видов? Какие виды вам знакомы?
Какие приспособления (адаптации) выработали животные к таким условиям среды обитания?
К чему может привести вырубка экваториального леса?
Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.
Природная зона
Географическое
положение
Климат
Почвы
Растительность (представители)
Животный мир (представители)

 
 

 
 
 

Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!


ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ:
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону саванн!
Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
Выберите капитана – знатока этой местности.
Распределите обязанности в группе.
Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились - вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:
Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?
Что называется саванной?
Где располагается саванна? Покажите по карте.
В пределах какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату. Посмотри в карту климатических поясов.
Пожары в сухой период бывают часто. Каковы главные причины возгорания?
По карте почв определите, какой тип почв в саванне и дайте ему характеристику.
Какие последствия наблюдаются после пожаров в саванне?
Какие растения восстанавливаются, а какие нет после пожара? Каким способом спасаются животные?
Разнообразие крупных животных - главная черта животного мира саванн. Как животные приспосабливаются к открытому пространству?
Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.
Природная зона
Географическое
положение
Климат
Почвы
Растительность (представители)
Животный мир (представители)

 
 

 
 
 

Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ:
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Африка – красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло – так как именно вам выпала честь исследовать природную зону тропических пустынь!
Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:
Выберите капитана – знатока этой местности,.
Распределите обязанности в группе.
Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились - вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:
Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?
Что такое пустыня? Какие впечатления возникают у вас перед глазами при упоминании этого слова?
Какие пустыни вы увидели на территории Африки? Покажите по карте.
Какая из пустынь самая большая? Какие типы пустынь вы увидели?
В пределах какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату. Посмотрите в карту климатических поясов.
По карте почв определите, какой тип почв в пустыне и дайте ему характеристику.
Какую воду используют жители? Как называются уголки жизни в пустыне?
Какие растения произрастают и как они приспособились к жизни в пустыне?
Какие животные обитают в пустынях? Как они приспосабливаются к условиям пустыни?
Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.
Природная зона
Географическое
положение
Климат
Почвы
Растительность (представители)
Животный мир (представители)

 
 

 
 
 

Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!
2)Выступления групп учитель сопровождает показом слайдов 9-17
Заполнение таблицы
4.Закрепление изученного материала. Итог урока.
-Какие природные зоны находятся в Африке?
-Чем объясняется такой набор природных зон в Африке?
-Что больше всего вас удивило во время заочного путешествия по природным зонам Африки? (Слайд 19)
Д/З прочитать параграф 18, 19, записи в тетради/ Задания по выбору: подобрать дополнительный материал о растениях и животных Африки или написать сочинение на тему «Три дня в Африке» (Слайд 20)
Учитель: « Наше путешествие подошло к концу, вы хорошо справились с поставленными задачами. Я учту ваши устные ответы, баллы, таблицу и практическую работу и за урок каждый получит оценки. Спасибо за работу, урок окончен, до свидания. (Слайд 21)


15