Работа с родителями будущих первоклассников Адаптация ребёнка к школьной жизни
Адаптация ребёнка к школьной жизни.
Учитель начальных классов
Гараева З.В.
Канун первого учебного года – важный этап в жизни ребёнка и его родителей. Ведь нужно не только своевременно выбрать учебное заведение, обеспечить ребёнка всем необходимым – следует позаботиться и о его психологическом настрое на предстоящую учебную деятельность, а при необходимости и обратиться за помощью к специалистам, которые могли бы выявить и устранить тот или иной недостаток в развитии дошкольника.
Поэтому-то забот и волнений хватает у всех. В основном заботы эти приятны. Многие дошкольники спокойно относятся к перспективе в ближайшее время стать учеником. Но есть группа детей, которые с большим энтузиастом и желанием ждут этого момента. В своём воображении они рисуют себе радостные картины школьной жизни: в классе за партами сидят ученики, поднимают руки, выходят отвечать к доске, сами пишут на ней мелом, а потом самостоятельно, без помощи взрослых, возвращаются домой, нагруженные ранцами с учебниками, тетрадями и другими школьными принадлежностями.
Привлекательной стороной учёбы для этих детей является обычно внешнее оформление, сам факт организации учебного процесса: школа, класс, парта, ранец, форма, учитель, уроки, звонки, перемены и т.п. Содержание занятий их интересует существенно меньше. Поэтому интерес таких детей к учёбе выражается в игре в школу, которая очень полезна для дошкольника: в ней происходит освоение новых норм социального взаимодействия. Играя с игрушками в школу, ребёнок одновременно представляет себя и учеником, и учителем, проводит грань между этими различными позициями.
Увлечённость детей игрой в школу, открытое выражение интереса к таким занятиям, желание приблизить момент наступления школьной поры являются хорошим показателем их развития и не должны вызывать особых тревог у родителей. Ведь ребёнок реализует свои желания в привычной и естественной для него форме игровой деятельности.
В то же время наличие в семье ребёнка или детей, которые своим положительным примером формируют у младших желание поскорее стать учениками, может привести как к позитивным, так и не совсем желательным последствиям. Если младший ребёнок пытается выполнять задания, которые получил в качестве домашней самостоятельной работы старший, то тем самым он вольно или невольно вступает с ним в отношения конкуренции. Часто дети-дошкольники хвастаются перед взрослыми или другими знакомыми, что они быстрее выучили стихотворение, сделали поделку не хуже старшего брата или сестры.
В таком поведении легко усмотреть, наряду с искренним интересом ко всему новому, пока ещё мало доступному дошкольнику, и его подспудное желание вступить в противоборство со старшими детьми, доказать своё превосходство над ними.
В этой ситуации взрослым важно занять правильную позицию: поддерживать интерес дошкольника к тому, чем занимается старший, но совсем нежелательно устраивать между детьми соревнования, сравнивая их друг с другом. В этом случае мы рискуем получить конкурентный тип учебной мотивации. Ребёнок будет стремиться заниматься только тем, в чём он может одержать верх над другими. Все остальные виды деятельности станут при этом малопривлекательными, будут порождать резкие формы протеста в поведении ребёнка.
Ситуация, когда у будущих первоклассников отсутствует желание учиться, является не слишком распространённой, но и не такой уж редкой. Темп взросления, психического развития детей индивидуален: кого-то раньше начинают интересовать буквы, цифры, величины, отношения, а кто-то довольствуется информацией, которую он может почерпнуть из игр и общения со сверстниками. Ничьей вины тут нет. Каждый ребёнок должен «дозреть», дорасти психологически до готовности принять на себя роль ученика школы.
По данным психологов, примерно 10% детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых и старших детей. Поэтому очень важно, чтобы будущий первоклассник получал о школе только позитивную информацию от близких ему людей.
Ещё одна весомая причина отсутствия желания пойти в школу заключается в том, что ребёнок просто «не наигрался». Такие дети могут опережать своих сверстников в темпе эмоционального развития и отставать в темпе развития социального. Даже чисто внешне они производят впечатление милых непосредственных деточек, которых трудно представить себе за школьной партой. Но в возрасте 6-7-8 лет психическое развитие очень пластично, и такие дети, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учёбы. Они быстро нагоняют своих сверстников, а часто начинают опережать их по ряду показателей (успеваемости, дисциплине, ответственному отношению к учёбе).
Школа – это всегда определённый круг обязанностей, возлагаемых на учеников, система требований по отношению к ним. Поэтому многие дети не хотят принимать на себя лишнюю ответственность. Таким требуется помощь взрослых. Именно они могут объяснить детям, что такое слово «надо», и подкрепить его рядом педагогических воспитательных воздействий (поощрений и наказаний, личным примером, включением игровой ситуации и т. п.).
Родительское принуждение не является чем-то из ряда вон выходящим. Часто дети просто не могут без него обходиться. Поэтому не обязательно до начала учебного года формировать у ребёнка любовь к школе (как можно любить то, с чем ещё не сталкивался?). достаточно дать понять ему, что учёба в школе – это обязанность каждого современного человека.
Такая установка помогает детям легче привыкнуть к школе, режиму работы в ней, получать удовольствие от добросовестного отношения к своим обязанностям.
Поэтому, если ребёнок не хочет в школу, то не надо винить его в этом. Лучше помочь ему обрести уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, даже если он не испытывает сильного желания делать её. А интерес, как известно, дело наживное. Ведь недаром говорят, что аппетит приходит во время еды. Поэтому пусть дошкольники на 100 процентов исчерпают возможности своего возраста, играют и резвятся до последнего дня, если у них есть такое стремление, а став учениками, научатся с вашей помощью обретать уверенность в себе и собственных силах, опираясь на родительскую поддержку, контроль и девиз «раз надо – значит , надо».
Признаки готовности к обучению.
Школьное обучение предъявляет к детям ряд специфических требований, поэтому можно говорить о наличии признаков готовности к школьному обучению.
Прежде всего, обучение в школе – это достаточно тяжёлая в умственном и физическом плане работа. Поэтому ребёнок должен быть физически готов к ней. Наличие у дошкольника острых или хронических заболеваний, недоразвитие определённых функциональных систем, не означает невозможность обучения, но требует от него специфических условий. Поэтому консультации у медиков – это обязательный этап подготовки ребёнка к школе.
Вторую группу признаков готовности к школьному обучению составляют признаки социальной готовности. Если ваш ребёнок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит, его социальное развитие благоприятно для начала школьных занятий. Чрезмерная робость, боязливость, безразличие к другим и самому себе могут на первых порах усложнить процесс адаптации к школе, но опять-таки не означают невозможность обучения. Таким детям требуется более внимательное и заботливое отношение со стороны родителей и учителей.
Очень важной является и интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Владение определённой системой знаний и умений – это наиболее частый камень преткновения для большинства родителей. Публикуемые в литературе тесты и задания чаще всего позволяют оценить именно эту сторону развития ребёнка. Возможность вашего сына или дочери-дошкольников с лёгкостью справляться с самыми разнообразными заданиями льстит родительскому самолюбию. Конечно, это неплохой показатель, но развитие – это многогранный процесс, и, если ребёнок чего-то не знает, это вовсе не означает его непригодности к обучению в школе. Такие дети могут знать многое другое, о чём и не догадываются спросить взрослые. Поэтому ориентация на тесты не должна заслонять личность и индивидуальность будущего школьника. Более того, чрезмерно осведомлённый ребёнок сможет быстро утратить свой познавательный интерес к школе.
Выше уже говорилось, что к концу дошкольного возраста, или «периода игр», у подавляющего большинства детей появляется желание пополнить свой багаж знаний посредством обучения в школе. Стремление к приобретению различных видов умелости, развитию компетентности является в это время возрастной нормой. Другое дело, что чрезмерно завышенные требования к ребёнку со стороны взрослых, жёсткий контроль их деятельности или напротив заниженная система требований, сюсюканье и попустительство в равной мере могут привести к задержке появления этих качеств и даже к формированию противоположных (пассивности в обучении и познании, готовности во всём полагаться на других). Эти социально нежелательные качества могут помешать будущему школьнику быстро адаптироваться в новых для них условиях школьного обучения.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
15