Беседа для родителей будущих первоклассников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
учитель начальных классов
Бычинская Алла Александровна
Беседа для родителей будущих первоклассников: «Чтобы ребёнок любил читать?»
Родители - первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна - корни, а другая - крылья. Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно постоянно возвращаемся к опыту детства к жизни в семье. Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дают ребёнку родители, чему их научили дома.
До недавнего времени учителя и родители считали, что дети учатся читать в школе. Сегодня благодаря исследованиям психологов Пиаже, Блума, Эриксона мы знаем, что запас знаний, который необходим для того, чтобы выучиться читать, ребёнок получает до школы. Малыш совершенствует владение языком при общении со взрослыми, и ранний опыт ребёнка,, создаёт тот фон, который ведёт к развитию навыков речи, умению слушать и думать и подготавливают ребёнка к вычленению смысла слов. А всё это необходимо для развития интереса к чтению.
"Годы чудес"- так называют исследователи первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
По мнению Коула, в домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развёртыванию этого естественного хода событий можно, создав ребёнку следующие условия:
регулярно читать малышу вслух, стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками;
читать рассказы, интересные ребёнку;
использовать каждую возможность общения: отвечать на вопросы ребёнка;
разрешить ребёнку пользоваться карандашом, ножницами, бумагой;
устраивать экскурсии по городу и обязательно обсуждать эти прогулки;
обстановка дома должна быть спокойной - родителям нужно быть терпеливыми;
сами родители должны подавать пример, читая книги, газеты, журналы;
время от времени малыша следует брать с собой в библиотеку, чтобы ребёнок, во-первых, мог полистать книги на полках, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.
Чтение - главная дорога в страну знаний. Всё последующее обучение будет основано на умении ребёнка понимать написанное, пользоваться языком, вычленять главное.
Чтобы ребёнок любил читать (советы психолога Юркевич).
Чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребёнок читать уже научился, но чтение у него ещё только техническое - то есть сам ещё читать не хочет и по-настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.
Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай ещё хоть одну строчку. Придумывайте любые игры, чтобы ребёнок сам захотел читать, хоть и не понимает, о чём это он всё-таки прочитал.
Есть этап технического чтения и этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нём застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребёнка понимая, что это действительно его маленькие победы. Родители являются основными учителями языка для своего ребёнка.
Учить языку - это не значит сесть за стол и обучать, а это то, что вы делаете с ребёнком в повседневной жизни. Для ребёнка вы являетесь языковым и речевым образцом. Ваш ребёнок будет говорить так, как говорят его домашние и соседи: и строй речи, и интонация, и тон. Поэтому тон всегда добрый, успокаивающий, никакого раздражения. Если ребёнок будет постоянно слушать шум, вдруг, брань, он привыкнет "отключаться" при звуке голоса родителей, а потом будет "отключаться" в школе при звуке учителей. Общаясь с ребёнком его надо научить слушать. Слушать и слышать это два разных глагола: "слышать" это значит отдавать себе отчёт в том, что раздаётся какой-либо звук, а "слушать" - это воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном.
Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи.
Ребёнок должен иметь возможность неоднократно:
слушать песни и пение, участвовать в играх, где необходимо петь;
рассказывать о том, что он предпочитает слушать, например, о любимых песенках или сказках.
Научиться слушать - дело долгое. Но очень важное, по оценкам специалистов 70% времени ребёнок в школе проводит слушая. Поэтому от того, как он будет слушать, будет зависеть, чему он научится в школе.
Как развивать умение слушать:
сами всегда внимательно слушайте ребёнка, показывайте своим примером, что значит слушать;
помогайте ребёнку развивать наблюдательность - пусть он попробует определить, что за звуки он слышит, и чем они отличаются друг от друга.
Звуки в комнате, в доме. Звуки на улице, слушаем Погоду/ стук капели по стеклу, завывание ветра, падающий снег
Улица/ ( гул машин, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, скрежет и визг тормозов, детский смех, звонок трамвая ). Слушаем, как рифмуются слова:
раз - два - кружева
три - четыре - свет в квартире
пять - шесть - кашу есть
семь - восемь - сено косим
девять - десять - вышел месяц (доскажи словечко...) Слушаем указания:
Наклей мальчика вверху страницы
Приклей дерево снизу
Зайчика справа от дерева, лисичку слева от дерева Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребёнок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.
Родители, так же, как и учителя заинтересованы в том, чтобы вырастить будущих читателей, поэтому родители должны развивать в ребёнке любовь к чтению.
Умение читать, как бы вырастает из знания языка: обучение языку началось задолго до того, как малыш достиг детсадовского возраста:
Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребёнка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Многие игры, развивающие мышление, логику, внимание. Они, несомненно, развивают и речь детей: Отвечаем на вопросы:
Что бывает?
Когда бывает?
Что сначала, что потом
Что будет, если...
Что можно делать с пылесосом, книгой
Кто что делает...
Что, где растёт? Кто, где работает?
Угадай кто это? Загадки.
Больше, чем. Меньше, чем...
Один – много: завод - заводы
Уменьшаем и увеличиваем: заяц - зайчишка, зверь - зверушка
Назови одним словом: Прибор для определения времени (часы)
Скажи по–другому: (синонимы) добрый - ласковый и наоборот (антонимы) добрый - злой
Продолжаем предложение, рассказ. Игра - главное дело в жизни дошкольника. В игре мы, взрослые, можем развивать речь, память, внимание, логику и обучать ребёнка таким сложным вещам, как основы грамоты незаметно для него.
Игры "Кто?" "Что?"
Рассказать всё о предмете. Чем больше предложений, тем лучше. Например, книги - они бывают большие и маленькие, интересные. В них можно прочитать сказки, стихи и рассказы. Бывают книги - энциклопедии. Книги могут быть для детей и для взрослых и т.д. Не хватает у ребёнка фантазии, помогайте ему, задавайте вопросы...
Сочиняем рассказ: Однажды...
Назвать только животных, растения, съедобное - несъедобное, имеет звук - нет, растёт -не растёт, твёрдое - мягкое, деревянное, металлическое, пластмассовое...
по цветам
по фигуре
Найди сходство: книги и стола (прямоугольная форма, оба сделаны людьми, сделаны из древесины ).
Найди различия: у книги нет ножек, у стола есть.
"Четвёртый лишний": яблоко, апельсин, груша, свекла.
Зрительные способности.
Может ли ребёнок выделять одинаковые и неодинаковые формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, например: кот/год
Зрительная память.
- Может ли ребёнок заменить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию изтрёх картинок, а затем одну убрать.
Зрительное восприятие.
Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности серию картинок). 4 предмета
Может ли он самостоятельно без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов. Мозаики
Может ли ребёнок по картине составить рассказ: выделить главную мысль, проследить связи.
Слуховые способности.
Может ли ребёнок рифмовать слова?
В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки: лес/вес.
Может ли ребёнок за взрослым повторить несколько слов или цифр.
Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив мысль и последовательность действий.
Например, пень, день, тень. Различить в словах одинаковые и различные звуки: суп - сок - соль
2) Слуховая память:
- удержать в памяти и выполнить три указания. Например: взять свитер, потушить свет изакрыть дверь.
3) Понимание на слух:
- вычленять смысл услышанного, например, как звали мальчика в рассказе? (рассказпрочитан или ребёнок смотрел инсценировку по телевизору). Чем мальчик занимался?Как ты думаешь, почему он так поступил? А ты знаешь, что случилось перед этим? Как тыдумаешь, что произойдёт дальше?
Из того, какой опыт накопил ребёнок до 5-6 лет, складываются показатели готовности к чтению:
Развитие познания:
Владеет ли ребёнок основными понятиями: например: правый/левый, большой/маленький, вверх/вниз.
Способен ли ребёнок понять простейшие случаи классификации: вещи, которые катятся; вещи, которые катиться не могут; фрукты, овощи, мебель, игрушки.
Угадать концовку незамысловатой истории.
Удержать в памяти как минимум три указания.
Базовый опыт ребёнка.
I. Приходилось ли ребёнку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин.
Был ли малыш в библиотеке.
Приходилось ли ребёнку бывать в зоопарке, в деревне, в музее.
Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребёнок повышенный интерес к чему - либо, есть ли у него хобби?
Языковое развитие.
II. Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребёнок объяснить для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?
Может ли ребёнок объяснить, где находятся предметы: на столе, под столом...
Может ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай.
Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
Правильна ли речь с точки зрения грамматики.
Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре с родителями, взрослыми, сверстниками.
Уровень эмоционального развития.
Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей).
Сформировался ли у ребёнка образ себя, как человека, который многое может? А это зависит от родителей.
Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи.
Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Общение.
Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними.
Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация, выполняет ли правила игры.
Способен ли ребёнок слушать других, не перебивая.
Физическое развитие.
Хорошо ли ребёнок видит, слышит.
Способен ли он спокойно посидеть в течение некоторого времени.
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, кататься на велосипеде.
Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым, здоровым, сытым и отдохнувшим.
Отношение к книгам.
Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно.
Внимательно ли с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух.
Задаёт ли ребёнок вопросы о словах и других печатных знаках.
К сожалению, ребёнок прав. Мы, сами того не ведая, действительно его обманули, потому что, кроме знания всех букв алфавита и направления чтения, необходимо знать ещё СЛОГИ СЛИЯНИЯ.
Слоги слияния - это сочетания согласной гласной буквы, например: МА, ПА, КО, НО, ТЬ, ЛЬ и т.д. Почему они так важны? Дело в том, что слова складываются из букв и слогов слияния. Например: КО-Т, ЧА-Ш-КА, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н, А-КУ-ЛА. Для ребёнка такое представление недоступно, потому что он не знает слогов слияния. Вот в этом - то и заключается самая главная причина «чтения - мучения». Типичные ошибки при обучении чтению.
Техника чтения слова содержит 4 основные элемента:
знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки;
знание направления чтения: слева направо;
знание всех слогов слияния, присущих языку, и умение их произносить.
умение разбивать любое слово на отдельные буквы и слоги слияния.
Незнание или недооценка элемента техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых дети испытывают серьёзные трудности при обучении чтению. Рассмотрим основные ошибки у ребёнка:
- малыша учат называть согласные буквы как в алфавите, например: К-«КА», М-«ЭМ»,
Н-«ЭН» и т.д.
Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого начала обучения! Потом, когда ребёнок хорошо освоит чтение, он быстро научится алфавитному названию согласных букв. Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К-«К», М-«М» и так далее.
- малыша начинают учить читать, когда некоторые звуки он вообще не умеетпроизносить. Если, например, ребёнок не может произнести «С» (вместо «Саша» онговорит «Шаша»), то обучение чтению следует отложить до того момента, пока непоявится правильное произношение. Если ребёнок слышит и различает сложные для негозвуки, его можно учить читать. Определить это может только логопед, к которому влюбом случае весьма рекомендую обратиться.
Обычно нескольких занятий бывает достаточно, чтобы ребёнок научился отличать звук «С» от звука «Ш» и через два раза на третий мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению.
- малышу всего один - два раза объясняют направление чтения: слева направо.Поскольку дети 4-5 лет ещё недостаточно хорошо владеют понятиями «левый» и«правый», то беглое объяснение не приводит к усвоению направления чтения. Они простоне знают - где первая, а где последняя буква слова.
Поэтому, не мудрствуя лукаво, начинают читать с той буквы, которая в тот момент им больше нравится.
- малыша учат читать слоги слияния путём произнесения отдельных согласных игласных звуков. Например, ему говорят: «Смотри, вот М-А. Как будет вместе?» Ребёнокне знает. Пробуют иначе: «Сначала потяни букву М. Вот так: М-М-М, а потом скажибукву А.» Не получается. Тогда пытаются по - другому: «Скажи быстро М-А, М-А, М-А.Что получается?» Получается быстрое произнесение двух разных звуков «М-А», нослитное «МА» не выходит никак. И никогда не выйдет, потому что речевой аппаратчеловека не в состоянии воспроизвести звучание слога слияния отдельным согласным и отдельным гласным звуком.
Слог слияния выговаривается как единое и неделимое целое, при котором язык, зубы и губы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло - для гласного. Таким образом, первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния.
Он взял самые обычные детские кубики и нарисовал на каждой грани по одной букве или по одному складу. Ребёнок просто складывает из них различные слова. Это была гениальная идея! Поскольку с самого начала обучения человек оперирует буквами и складами, то некоторые из вышеперечисленных ошибок чтения невозможно сделать принципиально! Кроме того, совершенно отсутствуют так называемые «муки слияния», когда ребёнок с трудами превеликими пытается из двух отдельных звуков произнести один склад.
Когда начинать обучению чтению.
Родители часто задают вопрос, в каком возрасте начинать обучение детей чтению? Ответ - в том возрасте, когда ребёнок к этому готов. Если он умеет хорошо разговаривать и произносить все звуки русского языка, то с ним уже можно начинать занятия.
Если ребёнок плохо говорит, это означает, что у него недостаточный словарный запас. То есть, он не знает ещё многих слов русского языка. Обучение чтению в этом случае проводить нельзя, потому что малышу приходится выполнять двойную работу: сначала прочитать само слово, а затем ещё запомнить его значение. Это настолько тяжело и утомительно, что желание учиться пропадает у ребёнка сразу и навсегда.
Если ребёнок не умеет произносить некоторые звуки, то это также создаёт дополнительные сложности. Эти «Р» и «С», которые у него не получаются, почему-то имеют противное свойство встречаться почти в каждом слове! Начинать обучение с таким произношением также нельзя. Необходимо либо подождать, пока ребёнок сам научится, либо обратиться к логопеду.
Чтобы малыш занимался легко и с удовольствием, он должен уметь хорошо говорить и произносить все звуки.
Как увлечь ребёнка чтением?
Человек увлекается чтением лишь тогда, когда получает от него удовольствие. Взрослый читатель получает удовольствие благодаря высокой технике чтения. Она позволяет ему быстро схватывать сюжет книги и следить за его развитием.
Метод детского психолога Искры Даунис, идея которого заключается в создании очень простых и, в то же время, интересных для ребёнка текстов. Вот как его описывает сам автор в 10-м номере журнала «Семья и школа» за 1980 год:
«.. .у меня возникло серьёзное затруднение (типичное для начальной школы): как побудить сына читать уже целые фразы и тексты, если это - дело трудное? Когда я его просила читать не только заглавие книги, но и сам текст, он отказывался.
Заставлять, настаивать - с риском отучить от чтения - не решалась. К тому же в его окружении не было читающих детей, которым сын хотел бы подражать, кого бы хотел догнать. И только, когда случайно был найден способ, вызвать потребность в самостоятельном чтении, дело стало быстро продвигаться.
Мальчику было тогда четыре с половиной года. Он увлекался волшебными сказками. И вдруг каждую ночь «волшебник» стал подкладывать ему под подушку письмо, написанное печатными буквами. Всего несколько слов. Первые дни ребёнок пытался заставить взрослых прочитать ему текст, но получил очередное «волшебное» письмо: «Читай сам» ( все тексты вначале пришлось писать из двух слов ). Игра тянулась до школы. На все события жизни «волшебник» отзывался письмами: поведение ребёнка, праздники, организация кукольного уголка, отношения со сверстниками и т.д.
Уже через год послания были в пол страницы (сколько хватало терпения писать у мамы). Конечно, скоро мальчик стал писать ответы - с того времени, как «волшебник» стал загадывать в письмах загадки. А задания прочитать что-то в книге, данные «волшебником», выполнялись обязательно и охотно. Конечно, за каждую удачу «волшебник», в письме хвалил мальчика. Как ни странно, фактически умея уже читать любые тексты, мой сын долго не решался самостоятельно браться за книгу. И вот однажды он пришёл из детского сада с радостным открытием: «Мама, оказывается, я умею читать». Он взял в детском саду в руки книжку С.Михалкова «Фома» и вдруг к своему удивлению легко начал читать.
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению.
Для детей большое значение имеет рассматривание иллюстраций в книге, поэтому первые книги должны быть яркие, с выразительными иллюстрациями.
Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.
Часто дети хотя и смотрят на картинки, но не всё видят в них. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок рассматривал изображаемое.
Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает речь. У него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более чётко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям.
Очень хорошо, если в семье практикуется систематически совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучать детей беречь книгу.
Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен падать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга.
15