Выступление учителя перед родителями первоклассников
Выступление на родительском собрании
в 1м классе по теме
ТРУДНОСТИ В УЧЕБЕ, ПРИЧИНЫ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ
учитель начальных классов
Верещак Н. Д.
Г. Шахтерск
По мнению психологов в настоящее время около 60% учащихся по тем или иным причинам испытывают трудности в учёбе. Неуспевающий ученик – это не обязательно двоечник, не успевающий за минимальными требованиями школьной программы. Такое глубокое отставание всегда связанно с выраженным неблагополучием ребёнка - с нарушениями или задержками психического развития, аномалиями семейных отношений, болезнями. Но пристально всматриваясь в любой класс, неизменно убеждаешься в том, что даже среди благополучных детей трудно найти ребёнка, которому никогда не нужна была бы та или иная помощь в преодолении школьных трудностей. Сплошные двойки по многим предметам редки. Поэтому, говоря о неуспеваемости, имеем в виду те случаи, когда ребёнок не занимается в полную силу и не дотягивает до своих возможностей.
Детские неудачи зачастую оказываются не причиной, а следствием родительских неудовольствий и разочарований. Это случается там, где родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Последние годы особой популярностью стали пользоваться информатика и иностранный язык. Мода – это хорошо, но то, что модно, подходит далеко не всем. Так как дети обучаются в школе с углублённым изучением иностранного языка, то этот предмет расценивается в качестве профилирующего. Школьникам предъявляют достаточно высокие требования. Малейшее отставание приводит к необходимости дополнительных занятий. В связи с этим школьники достаточно загружены. Вы сами сделали выбор.
Когда человек ставит перед собой какие-то цели, он обычно учитывает и свои возможности в достижении намеченного. Так, занявшись бегом, нетренированный человек едва ли станет притязать на рекорд и не огорчится, не найдя своё имя в первой десятке бегунов мира. Но нередко оценка собственных возможностей, а так же возможностей своих детей и соответственно выбор целей бывают нереалистичными. Источник неудач он ищет (и всегда находит) вовне: в несчастном стечении обстоятельств, в злонамеренности, нерадивости, интригах окружающих. Каждый мечтает видеть своего ребёнка культурным, образованным человеком. Предположим, что кто-то из присутствующих считает жизненно важным видеть свою дочь или сына лучшим учеником (или ученицей), которого все хвалят, ставят в пример, которым можно похвастаться перед соседями. Но ведь отличник – это не то же самое, что отличный человек. Вы напряжённо ждёте «пятёрок». Это вызывает напряжённость, тревожность в поведении вашего ребёнка. А это в свою очередь приводит к снижению внимания ученика. Появляются ошибки, исправления. Появляются «четвёрки». Реакция родителей на них лишь усиливает тревожную напряжённость ученика. Рука его пишет, а мысли далеко: ребёнок предчувствует последствия возможных ошибок – родительское неодобрение, холодность, эмоциональный разлад. Такое состояние ребёнка мало благоприятствует успехам в учебном труде. Нормальный ребёнок должен протестовать против того, что любовь родителей адресована не ему лично, а некоему идеалу, на которого ребёнок не похож и не всегда хочет походить. Это иногда выливается в капризы, упрямство, грубость, замкнутость, отчуждённость, уход в себя. А некоторые дети, попадая в ситуацию завышенных требований, могут совершенно пасть духом, отказаться от любых усилий, забросить все школьные дела, спрятаться от несправедливости взрослых в дружеской компании и действительно обрасти «двойками». И причины неуспеваемости в таких случаях следует искать не в ребёнке, а в аномалии родительских чувств, в неумении родителей восхититься сегодняшними достижениями ребёнка без того, чтобы тут же их принизить, сравнив с недостижимым идеалом.
Сопоставление общей динамики успеваемости младших школьников, воспитывающихся в семье и вне её, и их отношение к учебной работе наглядно свидетельствуют о том, что детям необходима психологическая поддержка семьи. Важно, чтобы кто-то интересовался успехами учеников, контролировал ход учебного процесса, и, в частности, выполнение домашних заданий. Если взрослые не ценят успех
·и детей и не заботятся об их успеваемости, такие ученики не достигнут даже среднего уровня. Можно ожидать результатов только в том случае, если родители ценят успехи детей, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряжённые занятия (при этом ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребёнка).
Успехи и неудачи младших школьников объясняются ещё и тем, с чем ребёнок пришёл в школу. И это не та информация, которую вы подготовили с детьми, чтобы они на собеседовании показали себя, а гораздо более важное. Имеется в виду умение учеников слушать, умение выполнять дисциплинированные правила и правила прилежания. Трудности в соблюдении правил послушания и прилежания уходят корнями в дошкольное детство и отсутствуют у тех детей, в чьём дошкольном развитии не было пробелов, кто исчерпал возможности дошкольного развития и вглубь и вширь. Трудности понимания, трудности в освоении материала – новые, собственно школьные, возникают, если до школы не заложены предпосылки для этого.
Ваш ребёнок любит читать книги, смышлёный и сообразительный. Почему он плохо учится? Дело в том, что ваш ребёнок обладает достаточным уровнем интеллектуального развития, чтобы учится хорошо, но ему не хватает самодисциплины. Он просто не может заставить себя собраться с мыслями, когда это необходимо. А в школе уделять такому ребёнку повышенное внимание, естественно, невозможно. Учителю пришлось бы сидеть с ним после уроков. И только в этом случае ученик смог бы ответить на «5». Помочь такому ребёнку могут только родители. Вам придётся ежедневно помогать своему ребёнку, готовить уроки, подробно объяснять ему непонятные темы и по несколько раз проверять выученные задания. На первых порах ребёнку придётся зубрить уроки, чтобы при опросе в школе ему не приходилось долго собираться с мыслями и он мог выдавать заданное без запинки. Не волнуйтесь, бессмысленная зубрёжка вскоре уступит место осмысленному усвоению урока, вместе с этим появится и способность уметь быстро собираться с мыслями.
Львиная доля учебных трудностей ребёнка в 1-2 классах является следствием «хвостов» в дошкольном возрасте, а следовательно, родительских упущений. Так плохое развитие моторики ведёт к неприятностям в письме, труде и рисовании. Недостаточное речевое развитие влечёт неудачи в овладении навыками чтения и орфографии. Понять эту истину мечтают взрослые, не желающие признать не только перед ребёнком, но и перед самими собой собственные ошибки. Жалобы на невнимательность – лишь ширма, уловки родительского самолюбия, попытка самооправдаться. Поэтому вопрос «Что с ним делать?» необходимо переформулировать так: «Что нам делать?». И начинать, как правило, надо не с ребёнка. Не в ребёнке дело, если мамины призывы быть внимательным срабатывают на считанные секунды. Своим призывом мама «включила» функцию внимания. Но ребёнок – не электроутюг, если его не научить быть внимательным, он сразу же «выключится».
Одной из проблем, мешающих успешности учебного труда, на мой взгляд, является нарушение режима дня или его полное отсутствие. Придерживаясь определённого распорядка дня, мы в значительной степени помогаем работе нервных клеток головного мозга. Определённый ритм труда и отдыха позволит избежать истощения нервной системы, переутомления. И особенно это относится к детям, нервная система которых ещё довольно слаба, неустойчива. Режим дня – понятие достаточно условное. Многое в нём можно изменять в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, условий его жизни. Но основные рекомендации должны быть выполнены. Прогулки на свежем воздухе – от 2 до 3 часов в день. Перерыв между школьными и домашними занятиями – не менее 2 часов. Сон – не менее 9 часов. Грубые нарушения режима дня приводят не только к снижению работоспособности. Следствием этого являются неорганизованность, опоздания, постоянная нехватка времени и так далее.
Желаю Вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребёнка, пусть он приносит вам радость и счастье.
15