ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Тема: ««Помощь первокласснику в период адаптации».
Цель: снижение уровня тревоги перед трудностями адаптации к школе. Знакомство родителей друг с другом для создания благоприятной психологической атмосферы. Обучение помощи детям в период адаптации.
Содержание занятия.
Разогрев. Из анкет, которые родители заполняли во время приема детей в школу, психолог заранее выписывает данные о любимых занятиях будущих учеников. Занятие начинается с проведения соответствующей «переклички» - ведущий зачитывает характеристики детей и спрашивает: «Есть ли здесь родители мальчика, который...».
Варианты характеристик могут быть такими:
Мальчик, у которого живут собака, кот и кролик. Он помогает по хозяйству, любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры.
Девочка, которая любит рисовать, играть с братом, строить.
. Девочка, у которой есть попугай, хомяк и две черепахи. Ей нравится помогать маме по хозяйству. Она любит сказки: «Синяя пиши». «Пеппи Длинный чулок», «Красавица и чудовище».. Мальчик, который любит кататься на горных лыжах, плавать, рисовать, лепить. Л играет он чаще всего в развивающие или подвижные игры.
• Девочка, которая с удовольствием ходит в театры, на концерты. Играть тоже любит в театр. У нее есть кот.
Информационный блок 1:
Родители могут существенно повлиять на процесс адаптации детей к школе, поскольку они находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми. Если начнут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребенку. Если же будут знать «сигналы» неблагополучия и способы помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут ему.
Что важно для ребенка в первые дни в школе? – Суметь познакомиться с другими детьми.
Игра «Восточный рынок».
Цели:
Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
Снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;
Обратить внимание участников друг на друга. Объединив их соревнованием в партнерских отношениях.
Размер группы: оптимальный – 15-20 человек.
Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; листы бумаги, ручки/карандаши.
Время : до 10 мин
Помните фильмы или передачи, где показывали восточный рынок? Какие ассоциации возникают при упоминании такого словосочетания «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля). Замечательно! Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться. Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки складываем на этот стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешать горку записок. Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями.
Обсуждение: Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию?
Вопрос к победителям, что им позволило так быстро справиться с заданием?
Назовите имена товарищей, которые вам удалось запомнить!
Задание. Знакомство из роли детей. Предлагается представить себя ребенком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, которые дети используют для знакомства друг с другом, их эффективность, возможность обучения им ребят.
Игра «Вездеходы»
Цели:
Разогреть группу в активном физическом воздействии;
Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия;
Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
Размер группы: не имеет значения.
Ресурсы: не требуются.
Время: до 10 мин
Ход игры.
У этого упражнения – «театральная природа». Оно помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно «запускает» спонтанность и творческое мышление.
Участники группы передвигаются по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристойка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, без разговоров и обсуждения!
-Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… крапива больно стегает по голым ногам… Комары заели! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются…
Снежное поле, пронизывающий зимний ветер… и пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться?! В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой… но очень холодной водой, градусов 8-10 от силы!
Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… ею наполнено пространство… нет, показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один… вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку! Скулы свело – ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!
Берег моря, идем по кромке воды… Достигаем своей цели.
Информационный блок 2:
Детям в классе важно не только познакомиться, но и установить дружеские отношения. Они делают это по-разному: предлагают игры, включаются в уже предложенные, привлекают внимание «шутовством», драками или какими-либо другими способами.
Игра «Будем знакомы!»
Цели:
Поставить себя на место ребенка в принятии участия в условиях формирования нового коллектива;
Сломать лед отчужденности и способствовать знакомству и сближению участников тренинга;
Побудить участников уделять больше внимания личным качествам и особенностям участников своей группы, проявлять гибкость и творческий подход при встречи с «иным»; освоить навык сотрудничества.
Размер группы: не имеет значения.
Ресурсы: не требуются.
Время: 20-30 мин.
Ход упражнения
Быть готовым к контакту с незнакомым человеком, завязать знакомство, «выйти из всоей раковины»… как непросто многим даются эти первые шаги, первые контакты! Что мешает? Не всегда – застенчивость и робость, не всегда – страх перед незнакомым, новым. Порой – незнание себя, неумение представить другому, кто ты сам есть на самом деле!
Давайте попробуем подготовиться к реальным в эту минуту (в рамках тренинга) и предполагаемым в будущем знакомствам. Для этого попытаемся сами себе ответить на ряд простых вопросов:
Легко ли я знакомлюсь, завязываю новые связи? Люблю ли я знакомиться?
Что может подвинуть меня на разговор с незнакомым человеком?
С кем бы я хотел познакомиться, если бы представилась возможность? (не ограничивайте свою фантазию, дерзайте!)
Какие воросы я задам незнакомому человеку при первой встрече?
Зачем нужны друзья?
Кто/что может заменить друга.
Родители – это друзья или просто мама и папа?
Подумайте, чтобы ответили ваши дети на эти вопросы. Необходима ли им ваша поддержка и помощь?
Задание: родителям предлагают из роли ребенка «нарисовать» портреты сверстника, с которым хочется дружить, и ребенка, с которым не возникает желание общаться. Затем их просят подумать к какому из портретом ближе их собственный ребенок и как приблизить его к желаемому образу.
Информационный блок 3:
Когда ребенок ведет себя так, как нравится взрослым, когда он радует их, его, как правило, хвалят и закрепляют положительные проявления. Важно, чтобы педагоги и родители придерживались одной воспитательной линии. Иначе в ситуации неопределенности у ребенка возникнет ощущение небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают?
Пример: соблюдение правил поведения на уроке и при выполнении домашних заданий. Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.
Игра «Воздух, желе, камень»
Цели:
Активизировать внимание участников, создать в группе рабочую атмосферу;
Привить навыки самоконтроля за «мышечным панцирем», освоить простейшие навыки релаксации и мышечного контроля;
Показать родителям работу эмоционально-волевой сферы будущих учеников в образовательной среде, чтобы выявить недостатки у детей и помочь им в адаптации к школе.
Размер группы: не имеет значения.
Ресурсы: не требуются.
Время: до 10 мин.
Ход упражнения.
Группа располагается в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» участники тренинга пытаются «сделать» свое тело максимально «Эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» они представляют себя в виде находящегося на тарелке желе – оно колышется, вибрирует, в нем ощутима структура. И наконец, последняя команда – «КАМЕНЬ!» - требует от каждого участника застыть в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело.
Ведущему важно не только время от времени менять команды, но и тщательно контролировать ход упражнения, проверяя степень расслабления-напряжения мышц, поддерживая в игроках интерес к изучению своего тела и групп мышц, задействованных в работе.
Задание. Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить и ругать ребенка. Выбирают по 3 самых значимых, на их взгляд, качества или варианты поведения. Записывают на листах бумаги и предъявляют их группе.
Рефлексия.