Консультация для родителей Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте
Основные направления коррекционно-развивающей работы по устранению и предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом с каждым годом становится всё актуальнее и является частью проблемы готовности к обучению в школе.
Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости — задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. В связи с переходом на обучение с шестилетнего возраста первостепенной задачей стало своевременное выявление детей данной категории, организация специальной работы по подготовке их к обучению в школе.
Большое количество детей, имеющих нарушения письменной речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких- либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением в период дошкольного детства.
На основании своего практического опыта работы дефектологом в дошкольном учреждении компенсирующего типа хочу отметить, что на всех занятиях с детьми должны обязательно присутствовать упражнения по профилактике возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи. Дефектологическая работа по профилактике дисграфии (нарушения письма) должна выражаться в постановке и реализации на каждом занятии задач по формированию основных компонентов письменной речи: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, моторно-двигательного развития, устной речи.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили"; различения силы и громкости звука: "Тихо-громко!”. Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием), сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем у ребенка слуховое восприятие неречевых звуков.
Для развития фонематического слуха (способность слышать и различать звуки речи) детей старшего дошкольного возраста следует учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Особую сложность вызывают игры и упражнения на развитие звукового анализа слогов и слов, когда необходимо узнать, сколько в слове (слоге) звуков и какие они (дать каждому характеристику). Такая работа скучна для детей и приходится предпринимать массу усилий и фантазии, чтобы создать интересное и познавательное задание (игру). Вот, например, дидактическая игра «Цветы и вазы», в которой нужно соотнести схему звукового анализа слова с определённым словом, очень сложная по своему содержанию, требует ряд последовательных мыслительных операций, однако очень интересна детям (фото №1).
Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти с целью профилактики нарушений чтения и письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков: умение анализировать и сравнивать предмет, его изображение, составлять картинку, разрезанную на части, конструировать по образцу, по предоставлению (например, из палочек), запоминать и различать буквы, дописывать элементы букв и т.д. Особый интерес у детей вызывают игры с палочками: «Буквенные превращения», когда нужно одну букву превратить в другую, или «Какая буква напечатана неправильно», когда дети выступают в роли учителя и сами с удовольствием ищут ошибки. Как правило, для детей с задержкой психического развития характерны трудности в запоминании, особенно страдает слуховая и тактильная память (на ощупь). Поэтому я уделяю большое внимание развитию всех видов памяти. Для этого использую такие игры и упражнения, как «Запомни ряд слов», «Определи на ощупь» по типу «Волшебного мешочка», «Рисунки на ладошке». Дети подготовительной группы, которые уже умеют читать, очень любят игру «Прочитай на ощупь», когда «читают не глазами, а пальчиками» (фото №2).
Моторно-двигательное развитие детей включает в себя формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при их выполнении, произвольного торможения, пространственной организации движений) зависит от формирования любого двигательного навыка. Установлено, что положительным фактором для детей при овладении графикой письма, является хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. И не секрет, что любимым занятием всех детей является физкультура, которая полезна не только для физического здоровья, но и для психического.
Развитие устной речи с целью профилактики дисграфии (нарушения письма), предполагает осуществление комплексной работы, направленной на формирование каждого ее компонента: ритмичность и выразительность, тембр, сила и высота голоса. Развивая речь ребенка, важно учитывать, что значение слова является первостепенной задачей в работе с дошкольниками. Поэтому подбирать задания необходимо так, чтобы было возможно решать несколько задач одновременно, например: " Придумай название действия на заданный звук" (на звук П - прыгать, плавать, пришивать, покупать и др.), "Придумай слова со звуком Р, отвечающие на вопрос "какой?" ( круглый, оранжевый, ароматный). Обогащение словаря и употребление различных категорий слов должны осуществляться грамматически правильно и подбираться с учетом определённой темы. Например, в игре «Разложи по порядку инструменты», дети вспоминают названия инструментов и отрабатывают навык правильного согласования числительных с существительными: «У меня один топор, два молотка, три пилы, четыре рубанка, пять гвоздей». Одной из проблем устной речи детей с задержкой психического развития является неправильное употребление категории рода. Очень часто мы слышим: «Отдай мой шапка или это моя стул» и т.д. Чтобы устранить данные ошибки в речи, я использую дидактические игры и упражнения типа «Чья игрушка?», «Кто в каком домике живет?», «Жадина». С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать игру «Он, она, оно, они» (фото №3).
Проведение систематической и целенаправленной работы позволяет предупредить возникновение у детей с задержкой психического развития специфических нарушений чтения и письма. Организация коррекционно-развивающей работы по основным направлениям способствуют разностороннему развитию дошкольников с задержкой психического развития, и позволяет за более короткий срок приблизить уровень их развития к норме.
Фото № 3.
Фото № 1.
Фото № 2.