Статья для выступления перед родителями первоклассников
Выступление на родительском собрании в 1 классе «Как помочь ребенку при обучении грамоте»
Оксана МишенёваВыступление на родительском собрании в 1 классе «Как помочь ребенку при обучении грамоте»
Как происходит процесс написания буквы?
При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему знаком. Ребенок должен осознать звук (работа слухового анализатора, вспомнить соответствующий зрительный образ (морфему, разложить его на элементы, соотнести их между собой в пространстве и во времени, т. е определить, какой находится выше (ниже, левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно- пространственного анализатора). Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (работа двигательного анализатора).
Я сказала это затем, чтобы вам было понятно, какой сложный процесс происходит в головеребенка, чтобы правильно написать каждую буковку.
И нам с вами надо помочь детям в овладении этим сложным процессом.
И так, как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы!
Чтобы помочь ребенку легче запоминать букву, рекомендуются следующие приемы:
1. Взрослый пишет «трудную» букву большого размера( 5-6 см, ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.(приложение 1)
2. Лепка ребенком буквы из пластилина
3. Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованным взрослым
4. «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет» написать» букву в воздухе- и ребенок мгновенно вспомнит ее)
5. Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-то сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме.
6. Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Реконструирование букв, то есть как бы» переделка» одной буквы в другую. (приложение 2)
7. «Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов. (приложение 3)
8. Нахождение» спрятавшихся» букв в так называемых» совмещенных буквах». Ребенкупредлагается определить, сколько и каких букв» спряталось» в каждой фигуре. (приложение 4)
9. Письмо буквы по контуру, нарисованным взрослым.
10. Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым. (приложение №5)
11. Обводка буквы, изготовленный из наждачной бумаги.
На заключительном этапе работы можно перейти наконец, к письменным упражнениям. Больше 2 минут писать нельзя для первоклассников это большая нагрузка, поэтому нужно делать перерыв.
У первоклассников часто встречается зеркальное написание букв. Особенно это свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых» переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а иногда и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.
2. Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, т. е воспитывать у него умения безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т. д.
3. Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов. Например: где от окна находится стол- справа или слева?
4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы(приложение №6).
- В каждой паре букв показать правильно написанную букву.
- Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную.
- Тонким карандашным штрихом (который можно легче стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы.
- Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный.
После этого можно переходить к письменным заданиям.
- Письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами.
Основной принцип работы всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.
Еще хочу посоветовать такой эффективный прием работы с буквами как» корректурная проба».
Психологи утверждают, что если использовать этот прием каждый день- в дальнейшемграмотность ребенка значительно улучшается. Суть приема заключается в следующем: даете ребенку небольшой текст (газету, журнал) и предлагаете ему в течение двух минут вычеркивать, например, букву Б. Завтра- букву Ж и т. д (текст меняете)
Успехов нам в деле приобщения ребенка к грамоте!
Авторские сказки по обучению детей грамоте «Гласные и согласные»
Лидия Тарасова Авторские сказки по обучению детей грамоте «Гласные и согласные»
Каждый учитель и воспитатель знает, что любой, даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации. В течение 40 лет педагогической работы, я самостоятельно придумываю такие сказки и яркие ассоциации. Предлагаю несколько вариантов моих сказок. Их может использовать логопед, воспитатель, учитель начальных классов.
Тема о звуко-буквенном анализе слов достаточно сложная для усвоения детьми, как дошкольниками, так и младшими школьниками. Даже в первом классе дети длительно не могут усвоить этот материал. После проведения 2-3 занятий со сказками дети мгновенно определяют гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
Для наиболее эффективной работы, я разделила материал на 3 части, которые можно проводить как фрагменты занятий или, наоборот, объединить нужные разделы (в зависимости от состава группы или класса, способностей детей):
I. Звуки и буквы.
II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки. Упражнения в узнавании гласных звуков.
III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные - согласные.
I. Звуки и буквы.
-У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? (Глаза,- чтобы видеть, уши,- чтобы слышать).
- Закройте глаза. Вы ничего не видите, зато вам всё слышно. Что вы слышите? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
-Открыли глаза. Это мы слышали звуки – звуки шума за дверью, звуки машины, звук телефона. Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши, хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою, вы тоже их откроете. Будете смотреть на меня, договорились?
Воспитатель или учитель закрывает свои уши, и говорит что-то очень тихим шепотом, или делает вид, что говорит, только шевелит губами. Затем открывает уши, дети тоже открывают.
- Вы слышали, что я сказала? (Нет). Почему? (Потому, что у нас были закрыты уши). А как вы догадались, что я не молчу? (Потому, что губы двигались).
- Пусть ваши глазки ещё поработают – будем только смотреть.
- Что вы видите? (Молча, показываем разные предметы, дети называют, что они видят. Последнее, что показываем - буквы. Это может быть алфавит или любая картинка с изображением букв).-Все предметы и буквы мы видим.
-Послушай, что я скажу: А, О, М, …. Что я сказала звуки или буквы? (ЗВУКИ, потому что мы их слышим).
Дети не станут ошибаться, когда начнут понимать разницу в понятиях видеть и слышать.
II. Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки.
- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.
- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).
- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).
- В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ.
Жили они дружно.
Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.
Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.
Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.
Примечание: Позже сказка будет продолжена о твёрдых - мягких, звонких – глухих.
1)Вокально-игровые упражнения.
1). - Гласные имеют голос (глас) и могут спеть любую песню. Когда они поют, можно узнать, какая это песня.
(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).
-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.
Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.
-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):
А-А-А-А-А-А-А-А
А-А-А-А-А-А…
Вот поёт эту песню звук О:
О-О-О-О-О-О-О-О
О-О-О-О-О-О-О…
-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.
(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).
- Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг» …
Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.
2).Упражнения: тихо – очень тихо.
Дети поют песни с помощью гласных тихо, затем очень тихо. В конце года можно познакомить ребёнка с понятием «про себя».
III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.
1). Повторение пройденного материала: Звуки и буквы. Гласные и согласные.
2). Упражнения в узнавании согласных звуков
- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:
Б– бухтит;
В– ворчит;
Г– гогочет;
Д– долбит;
Ж – жужжит;
З – звенит;
К – кряхтит;
Л– лопочет;
М– мычит;
Н– ноет;
П– пыхтит;
Р– рычит;
С– свистит;
Т– тарахтит;
Ф– фыркает;
Х– хрюкает;
Ц–цекочет (как кузнечик);
Ч– чухает (как поезд);
Ш– шипит;
Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…
Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.
Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.
3). Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.
-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.
-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:
«гласные – красные» – 1-й пальчик!
«гласные – красные» – 2-й пальчик!
«гласные – красные» – 3-й пальчик!
«гласные – красные» – 4-й пальчик!
«гласные – красные» – 5-й пальчик!
-А теперь вторая, правая рука: …
Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.
- Возьмём в руки красные и синие фонарики. Поднимите нужный фонарик: Если звук будет гласный, какой поднимем фонарик? - красный, если согласный - синий.
-Когда я назову звук, вы попробуете пропеть этим звуком вашу любимую песню. Только петь надо очень тихо. И вы сразу услышите,- поёт она или издаёт разные звуки, а песни не получается.
Учитель или воспитатель называет звук, дети поднимают нужный фонарик.
Этими занятиями я пользуюсь много лет. Бывшие выпускники наших групп говорили, что мои сказки очень помогали им в школе.
«Мир в буквах». Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте
Зинаида Ангарова «Мир в буквах». Методическая разработка для учителей первых классов, воспитателей и логопедов по обучению грамоте
Знание букв - это не главный и даже не первый шаг к чтению и письму. Буква - это знак звука, а знаки бессмысленно изучать в отрыве от того, что они обозначают. Буквы говорят малышу не больше, чем названия цветов слепому, до тех пор пока ребенок не услышит, что слово ЖУК начинается со звука Ж, а в слове ГРОМ что-то рычит.
Знание букв не гарантирует и начала чтения: буква М и буква Я, написанные рядом, не сливаются автоматически в МЯ. Поэтому изучению букв предшествует работа по развитию зрительного и слухового внимания, по развитию фонематического слуха, звуковой анализ и синтез.
Наша задача - научить детей осмысленному, а не механическому чтению, поэтому надо заставлять детей мыслить логически при изучении букв, фантазировать, конструировать, сравнивать. Стараясь помочь детям быстрее запомнить буквы, я предлагаю им упрощенный объемно-образный алфавит:
1. Буквочки - колеса:О,С,З,Ф,Ю.
2. Лестницы: Н,Е.
3. Заборы: Ш,Щ,Ц,И.
4. Ракеты: Л,Д,А.
5. Ворота: П,М.
6. Грбок, молоток:Г,Т.
7. Жучки, паучки: Ж,Х.
8. Рогатые буквочки: К,Ч,У.
9. Построенные буквочки: Б,Р,В,Я.
Во время ежедневной игры в буквы можно предлагать детям выкладывать их из палочек, из крупы (перловка, рис, гречка, лепить из пластилина, обрывать из бумаги "оживлять". Для осмысленного усвоения букв, полезно давать задания на сравнение букв с окружающимипредметами:
"О" - пуговица, колесо, крышка,кнопка,стакан и т. д.
"П" - дверной проем, рама, спинка стула, боковины стола и т. д.
"А" - ракета, телеграфный столб, лесенка стремянка, конец карандаша и т. д.
Примерные варианты игровых занятий могут быть такими:
1. На что похожа буква? Почему?
2. Найди букву в окружающих предметах.
3. Построй букву из палочек, из любого материала, нарисуй или вылепи.
4. Сконструируй из одной буквы другую (П-М, (О-Ф) и т. д.5. Фокусы с буквами (закрыть часть буквы листком бумаги, чтобы получилась другаябуква (В-З, Д-Л, П-Г).6. Конструирование букв из пальцев, упражнение "Сделай, как клоун".
7. Рисование картинок из букв.
Данные игры и упражнения способствуют быстрому обучению чтению и письму. А также значительно облегчают работу обучающегося, вызывая большой интерес.
Выход Оксана МишенёваСообщения | Обсуждение | Голоса | Мой профиль (портфолио) | Мой блог | Добавить публикацию (запись в блог) Заказать свидетельства и дипломы | Украсить профиль | Мои картинки | Мои соседи | HYPERLINK "http://www.maam.ru/concurs/new" \o "Новые работы на фотоконкурсах" \t "_blank" ФотоЛента
Можно заказать документы - надёжная система оплаты!ГлавноеНовоеЛучшееНовостиТемочкиКартинкиДетский сад
КонспектыРазработкиСценарииОформлениеПоделкиИгрыШкола
1-4 класс5-9 класс10-11 классКонкурсыСвидетельства и дипломыШаблоныСоздать сайтПоиск
Поиск материалаПоиск коллегОбщение
Коллеги советуютКомментарииПомощьЗадать вопросО порталеОтзывыРоссийская ГазетаСовет ФедерацииКонспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу»
Альбина Александровна Хабарова Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по волшебному листу»
«Путешествие по волшебному листу».
Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе.
Хабарова Альбина Александровна
Цели: Закрепить знания, полученные ранее. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Задачи:
Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить,закрепить и обобщить знания детей по темам: транспорт, времена и месяцы года, антонимы, позицию звука в слове, звуко-буквенный анализ слов, чтения слогов и слов, продолжать разгадывать ребусы.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление, связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: Создавать условия для формирования коммуникативных навыков детей. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка листов путешествия к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог,ударный слог, слово.
Материалы: листы путешествия.
Ход занятия
.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А как вы думаете, на чём можно путешествовать?
Дети:На машине, автобусе, самолёте, корабле, велосипеде …
Воспитатель: То есть на всех видах транспорта. Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Существует 4 вида транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный.
Воспитатель: Ребята, а какой бывает транспорт?
Дети: Транспорт бывает грузовой и пассажирский. (Дети называют нескоторые виды грузового и пассажирского транспорта: самосвал, развозные грузовики, автопоезд, троллейбус, автобус, трамвай и др.)
Воспитатель: Вот и мы с вами отправляемся в путешествие по нашему волшебному листу и узнаем, когда же можно путешествовать. И так, начинаем.
1. Игра
«Разгадай ребус».
Воспитатель: Впишите в квадратики первые буквы названий предметов.
Прочитайте слово, которое у вас получилось.
Дети читают свои слова.
Воспитатель: А что это?
Дети: Это время года.
Воспитатель: Ребята, а какие ещё бывают времена года? (Дети называют слова в правильном порядке: зима, весна, лето, осень.)
Воспитатель: Приступаем к выполнению следующего задания.
2. Игра
«Дешифровщик».
Дети. Это весенние месяцы: март,апрель,май, лишнее слово зима, так как это время года, а не месяц. Вывод: Путешествовать можно в любое время года.
3. Игра
«Найди букву».
Воспитатель: Ребята, а в этом задании нужно прочитать все звуки и обвести красным карандашом только гласные буквы.
4. Игра
«Какое слово спрятано».
Воспитатель: Ребята, прочитайте слоги и из этих слогов составьте слова.
Дети читают получившиеся слова и записывают их в выделенные клеточки (нора, кора, коса, раки, Кира, икра, Сара, окно,кино) арки, киса.
5. Игра
«Раздели слова на слоги».
Воспитатель: Ребята, сядьте все ровненько, выпрямите спиночки, правильно держите карандаш, помните, что он должен смотреть вам в правое плечико. Приступаем к заданию.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся ичитаются).
А какие бывают звуки? Ответы детей (Звуки бывают гласные, согласные).
Гласные звуки это, какие? (Гласные звуки произносятся только с голосом).
А согласные? (Согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом). Воспитатель: Прочитайте и сделайте звуко-буквенный анализ заданных слов, разделите
эти слова на слоги и поставьте значок ударения.
Дети читают слова.
Воспитатель:А теперь давайте разберем первое слово.
Сколько слогов в этом слове?
Ответы детей (в слове ШАР один слог)
Назовите все глаcные звуки в этом слове. [А]
Назовите согласные звуки. [Ш],[Р]
На какой звук падает ударение в этом слове. (В этом слове ударение падает на звук[А], но значок ударения не ставится, т. к. в слове ШАР одна гласная буква)
Воспитатель: Ребята, а в каких случаях ещё не ставится значок ударения?
Ответы детей (если в слове есть буква Ё, то ударение всегда падает на неё).
Воспитатель: Работаем дальше.
Назовите первый звук. [Ш]
Какой это звук? (всегда ТВЁРДЫЙ)
Каким цветом мы его обозначим (СИНИМ)
Какой второй звук в слове?[А]
Какой это звук? (ГЛАСНЫЙ) Каким кружочком мы его обозначим? (КРАСНЫМ)
Какой третий звук в слове? [Р]
Каким кружочком мы его обозначим? (СИНИМ)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ТВЁРДЫЙ)
Сколько всего букв в этом слове? (3)
Сколько всего звуков в этом слове? (3)
И так, разбираем все слова. (В словах ИВА, ЛУЖИ, ШКОЛА по два слога и т. д.)
Воспитатель: Давайте, ребята, немножко отдохнем и поиграем в игру
«Скажи наоборот»
(слова антонимы)
Физминутка (с мячом). Дети становятся в круг.
1. низкий – высокий; 8. чистый– грязный;
2. тяжёлый – лёгкий; 9. мягкий– твёрдый;
3. длинный– короткий; 10. узкий –широкий;
4. злой–добрый; 11. кислый –сладкий;
5. новый –старый; 12. умный –глупый;
6. хороший –плохой; 13. белый –чёрный;
7. весёлый –грустный; 14. шумный–тихий.
Молодцы! Ответили правильно. Отдохнули. Теперь пора за дело приниматься.
6. Игра
«Назови слова».
Воспитатель: Образуйте из слогов слова и прочитайте их.
7. Игра
«Сложи слоги».
Воспитатель: Ребята, сложите, пожалуйста, слоги и прочитайте слова.
9. Задание. Игра
«Добавь слог».
Воспитатель: Ребята, Вам показаны только первые слоги слова. Добавьте слоги до слов. Не спешите перед ответом. 1. са –
2. вол –
3. сли –
4. лу –
5. ши –
Воспитатель:Молодцы, ребята! Справились с заданием.
10. Игра
«Деформированные слова».
ОНС -- нос, сон.
АОРН — рано, нора;
РАФШ — шарф, фарш;
НКИО — кино, кони;
АИЛС — лиса, сила;
ОКТ — кот, ток, кто;
Воспитатель: Отличная работа!
Итог занятия: Ребята, наше путешествие подошло к концу, понравилось вам оно? Что больше всего запомнилось? (ответы детей). Вы были, сегодня, молодцы. Всем большое спасибо!
Публикации по те