Блок рекомендаций: «Инновационные образовательные программы, методические комплекты воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных организациях»
Блок рекомендаций: «Инновационные образовательные программы, методические комплекты воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных организациях»
Из истории мы знаем, что проблемам первоначального обучения маленьких детей числу и счету уделяли внимание выдающиеся мыслители прошлого (Я. А. Коменский, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори ) и в нашей стране (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер).
Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать ему детей как можно раньше, примерно с трех лет.
Программа развития элементарных математических представлений у дошкольников постоянно совершенствуется, обновляется в соответствии с последними результатами научных поисков психологов, математиков, педагогов.
Многие современные методические пособия для дошкольных учреждений созданы на основе дидактической системы формирования математических представлений A.M. Леушиной, которая разработала программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-6-летнего возраста.
В современной практике из всех методических пособий, которые используют педагоги в своей работе с детьми дошкольного возраста наибольшее распространение находят: «Занятия по математике в детском саду» JLC. Метлиной; «Математика уже в детском саду» М.Фидлер; «Формирование математических представлений» Е.В.Соловьевой.
Методической основой занятий, разработанных Метлиной, является дидактическая система А.М.Леушиной. В пособии четкое распределение материала поквартально, последовательность подачи материала, постепенное усложнение, соответствие предлагаемого материала возрастным особенностям детей, разнообразие предлагаемых заданий, постоянное закрепление усвоенных знаний. Это пособие дорабатывалось и переиздавалось несколько раз, но существенных изменений содержание занятий в переизданных вариантах мы не найдем. И все же, не смотря на то, что это пособие не меняется на протяжении достаточно длительного периода времени по содержанию, за что и критикуется в последнее время, оно остается самым системным из тех, что вышли за последний период.
Воспитатели, работающие по программе «Радуга», познакомились с занятиями, разработанными Е.В.Соловьевой. Задачи и содержание работы с детьми по разделу «Математика» включает много нового, интересного, порой сложного:
- счет наизусть до 20;
- представление о преобразованиях, изменяющих и сохраняющих количество;
- представление о преобразованиях, изменяющих длину, форму, площадь, объем;
- представление о действии сложения (знак «+»), вычитания (знак «-» ), отрицательные числа;
- запись цифрами чисел второго десятка;
- понятия «луч», «отрезок» т.п.
'Занятия предлагается проводить 2 раза в неделю.
Материал дается блоками, т. е. полностью прорабатывается одна тема, затем другая.
Многих педагогов привлекает новизна материала, необычность, интересное содержание занятий, в то же время они отмечают, что материал дается не всегда последовательно, нет четкой системы повторяемости пройденного из-за того, что материал дается блоками; детям, которые долго не посещают группу, или приходят в нее не сначала года, сложно усваивать материал.
Большинство математических понятий усваивается через систему знаков и схем. И все же большинство педагогов использует в работе пособие Л.С.Метлиной.
Занятия, которые она предлагает можно дополнить дидактическими играми и упражнениями, занимательными задачами и задачами-шутками, математическими играми, головоломками. Обычное занятие легко превратить в «Путешествие в зоопарк», пригласить детей на морское дно, в любую сказку, даже в гости к Бабе-Яге, подняться в космос, заглянуть в «треугольную страну», помочь Гному-часовщику починить «время» и многое другое можно предложить детям, чтобы помочь им полюбить математику, развивать умственные и математические способности, увлекать и развлекать детей, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении полученных знаний и умений в других видах деятельности, новой обстановке.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету и знакомству с геометрическими фигурами. Между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка» (Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова) являются:
Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Увеличение объема внимания и памяти.
Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Развитие вариативного мышления, творческих способностей.
Развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаются в процессе ознакомления с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Поэтому, занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками... Вся система, организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название программы - «Игралочка».
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. Работа с детьми в данном курсе ведется на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагаются, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей. Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.