Внеклассное чтение. Л.К.Андреев Петька на даче


Внеклассное чтение Л.Н.Андреев. «Петька на даче»
Тема урока: Л.Н.Андреев «Петька на даче». Класс: 6
Цели:
Ученик научится определять идейно-тематическое содержания произведения; выявлять смысл противопоставления мира города и дачи;
Ученик сможет научиться навыкам аналитической работы с текстом и построения речевого высказывания
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Форма урока: урок-практикум
Виды деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые методы, приемы формы: технология развивающего обучения
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять тему произведения, иметь представление о роли и значении контраста как литературного приема.
Личностные: интерес к изучению литературы, способность к самооценке
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, аргументированно выстраивать речевые высказывания, участвовать в диалоге, понимать и принимать чужую точку зрения.
Коммуникативные: выстраивать речевые высказывания, ясно выражать мысли, оценивать речь
Ход урока.
1.Рассказ «Петька на даче». Подробный пересказ с элементами цитирования.
2.Обсуждение следующих эпизодов:
1).Служба Петьки в парикмахерской. Обратим внимание :мы ещё не видим Петьку, а вместе с посетителем-клиентом видим маленькую ручонку. Какой смысл имеет здесь суффикс «онк» в слове «ручонка» и «жирные пальцы» парикмахера? Как живётся Петьке? Ему десять лет, .он самый маленький. «Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похожи один на другой, как два родных брата. Праздников не было».Нет игры, нет детства.
2)Что делает Петьку похожим на состарившегося карлика? Морщинки, сгорбившаяся, худая фигурка.
Чего хотел Петька? Ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать.
Как он понимает, что такое дача? Он не знал, что такое дача, но полагал, что она и есть то самое место, куда он так стремился.
Какое чувство охватывает Петьку на вокзале? Чувство возбужденности и нетерпения. Сразу меняется стиль рассказа. Какие сравнения вы можете найти в описании поведения Петьки на вокзале?
а) свистки паровозов ,грохот поездов сравниваются с густым и сердитым голосом Остапа Абрамовича или с визгливым , тоненьким голосом его больной жены;
б) стриженая головка Петьки, прилипшего к окну, вертится на тонкой шее, как на металлическом стержне;
в) лес кажется травкой;
г) белые радостные облака. Что это? Эпитет. Кто вызывает вашу досаду в вагоне? Только один господин со злым лицом.
3.Как изменился Петька в вагоне? «Глаза Петьки перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-то провёл утюгом, разгладил морщины и сделал его белым и блестящим».
4.Что же преобразило Петьку? Радость ,ожидание счастья. Он начинает жить в другом мире. В мире детства.
Впечатления первых двух дней. Вначале страх, так как все вокруг было для него живым, имеющим волю.
Как вступил Петька в полное согласие с природой? Какова в рассказе роль сравнений? С чем сравнивает автор гимназиста Митю? Его лицо он сравнивает по цвету с вагоном второго класса, такой он смуглый. А Петька, впервые попавший в воду. похож на щенка. Когда он одевался, он был синий, как мертвец.
Петька чувствует на даче как дома .Надежда радуется: смотрите , растолстел ,как купец.
Почему Петьке на даче некогда? Ему даже поесть некогда. «Дел было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей».
Что произошло с Петькой? Он изумительно помолодел.
Чем обрывается эта счастливая жизнь? Получением письма.
По ролям прочитаем сцену объявления Петьке о необходимости его отъезда.
В какой момент это произошло? Петька совершенствуется в прыжках и вдруг…
Петька ещё не может уйти из своего мира. Обратим внимание :как заплакал Петька, как почувствовал боль в руке от острых камешков, по которым он бьет. Петька катается по земле, кричит. Так легче перенести горе.
Понимает ли Петьку барин, заговоривший о «детском горе»? Нет, у него своя жизнь : сад Дипмана, танцы, музыка.
5.Опять вагон, в нём Петька ,но что изменилось? «Поля ,седые от росы, убегающие в ту сторону .Петька не вертится и не смотрит в окно. Ручонки, которые он доверчиво клал на вещи и колени пассажиров, теперь благонравно сожжены на собственных коленях. Глаза сонливы и апатичны. Тонкие морщинки, как у старого человека, ютятся у глаз и под носом».
Как говорит автор о городе? Большой, жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву . Игра кончена.
6.Начало и конец рассказа. Что повторяется ,что изменилось? Снова грязная, душная парикмахерская, маленькая грязная ручонка, зловещий шёпот: «Вот погоди!» Сонный мальчик, проливающий воду,- это всё то, что и в начале. А что изменилось? «По ночам звенит и волнуется тихий голосок и рассказывает о даче и говорит о том, чего не бывает.
Чего никто не видел никогда и не слышал».
Что же нужно детской душе? Мир добра и игры.
Подведём итоги урока.
1.Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему, с вашей точки зрения, судьба так несправедлива к Петьке?
2.Каков мир взрослых в рассказе? Почему Петька насильно втянутый в этот мир, становится скучным и безразличным?
3.Почему рассказ называется «Петька на даче»,а начинается и заканчивается в городе? Что утратил бы рассказ без городских сцен?
. Мы прочитали рассказ, определили композицию ,сделали портретную характеристику главного героя, проанализировали детали , ответили на вопросы т.е. проделали большую работу. А теперь давайте напишем Петьке свои пожелания
. Комментирование оценок.
 . Задание на дом.
1.Подготовиться к пересказу текста.
2. Написать эссе « Счастливое детство в моём пониманий»
3. Нарисовать иллюстрации к фрагментам рассказа.