Исследовательская работа младших школьников Мультфильмы в школе


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноармейский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
Направление: информатика
МУЛЬТФИЛЬМЫ В ШКОЛЕ
Работу выполнила:
Сеитбилялова Илина Искендеровна,
ученица 1 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноармейский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
Научный руководитель:
Белоконева Екатерина Степановна,
учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноармейский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
Красноперекопский район – 2017
Содержание
Вступление………………………………………………………………. 3
РАЗДЕЛ 1. МУЛЬТФИЛЬМЫ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ………. 5
1.1. Мультфильмы в жизни современных детей………………………... 5
1.2. Использование мультфильмов учителями начальных классов…… 6
РАЗДЕЛ 2. СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА ДЛЯ ПОКАЗА НА УРОКЕ………………………………………………………………………... 8
2.1. Создание мультфильма в программе Microsoft PowerPoint 2010… 8
2.2. Демонстрация мультфильма одноклассникам……………………... 9
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………... 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 11
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 12
Приложение А. Создание мультфильма……………………………………. 12
Приложение Б. Показ мультфильма на уроке……………………………... 15
Приложение В. Мультфильм «Берегите водоёмы!»………………………. 16

ВСТУПЛЕНИЕ
В современном мире значительную часть свободного времени младшие школьники проводят за просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал для них одним из основных носителей представлений о мире, отношениях между людьми и нормах их поведения [1, с. 17]. Обычно просмотр мультфильмов воспринимается как отдых, приятное времяпровождение. Но организованный педагогом анализ материалов и просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным, способствует активизации познавательной деятельности учащихся [2, с. 23]. Это обуславливает актуальность данного исследования.
Цель работы – изучить место мультфильмов в жизни школьника, создать учебный мультфильм.
Объект исследования – место мультфильмов в учебно-воспитательном процессе.
Предмет данного исследования – влияние мультфильмов на эффективность усвоения знаний, умений и навыков, на формирование интереса к предмету.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. определить место мультфильмов в жизни современных школьников;
2. узнать мнение учителей начальных классов о целесообразности использования мультфильмов на уроках и во время внеурочной деятельности;
3. создать мультфильм к уроку;
4. показать мультфильм одноклассникам на уроке.
Для достижения данных задач использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и источников сети Интернет, анкетирование обучающихся 1 класса и интервью с учителями начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красноармейский учебно-воспитательный комплекс», эксперимент по созданию мультфильма и демонстрация готового продукта на уроке.
Гипотеза – мультфильмы положительно влияют на эффективность учебно-воспитательного процесса, особенно те, которые изготовлены самостоятельно.
Новизна данного исследования заключается в том, что проведено комплексное исследование влияния мультфильмов на успеваемость младших школьников.
Практическая значимость научно-исследовательской работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы учителями начальных классов для продолжения исследования. Мультфильм, созданный в процессе работы, может быть использован на уроках Окружающего мира.

РАЗДЕЛ 1
МУЛЬТФИЛЬМЫ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
1.1. Мультфильмы в жизни современных детей
Для определения места мультфильмов в жизни современного школьника нами разработана анкета. В анкетировании приняло участие 12 учащихся 1-го класса. Они ответили на следующие вопросы:
1. Ты любишь смотреть мультфильмы?
2. Ты смотришь мультфильмы вместе с родителями?
3. Ты сам выбираешь мультфильм, который будешь смотреть, или смотришь то, что выбрали родители?
4. Какой мультфильм твой любимый?
5. На какого героя мультфильма ты хочешь быть похожим?
Анкетирование показало, что 100% первоклассников любят смотреть мультфильмы. Только 25% родителей смотрят мультфильмы вместе с детьми. Это значит, что большинство детей не получает комментариев относительно сюжета мультфильмов, поведения героев и т.д. 75% родителей сами выбирают мультфильмы для детей, значит они могут контролировать их содержание. Наибольшей популярностью пользуются мультфильмы «Фиксики», «Лунтик». Эти мультфильмы имеют не только интересный сюжет, но и учат детей новому, показывают предметы, окружающие нас, с неизвестных сторон. Большой популярностью пользуется также мультфильм «Маша и Медведь». Он учит детей дружить, формирует положительные черты характера. Дети подражают тем персонажам, которые имеют наиболее привлекательные для них черты характера. У мальчиков популярностью пользуются богатыри Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, фиксики и т.д. Девочки также выбирают фиксиков, а ещё Русалочку, принцессу Фиону и т.д. Никто из детей не назвал отрицательных героев мультфильмов.
Таким образом, мы выяснили, что мультфильмы занимают важное место в жизни школьников. Они оказывают значительное влияние на их психическое развитие, формирование у них преставлений об окружающем мире, поведении людей и их взаимодействии.
1.2. Использование мультфильмов учителями начальных классов
В нашем классе мультфильмы используются на многих предметах. Они делают урок интересным, увлекательным. Мы спросили у учителей начальных классов Харачих Айше Идрисовны, Переверты Елены Викторовны и Шипиловой Марины Александровны, что они думают по поводу использования мультфильмов на уроках.
Харачих Айше Идрисовна: «Просмотр мультфильма, или отрывка из мультфильма всегда вызывает нескрываемую радость у моих учеников. Конечно, он должен соответствовать теме урока. Сейчас создано большое количество развивающих мультфильмов, которые расширяют кругозор учащихся, учат детей читать, считать, различать цвета, а ещё красочно повествуют об окружающем нас мире. Мультфильмы развивают креативность детей. При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление и это может стать началом творчества ребенка. Нередко после просмотра мультфильма дети ставят себя вместо героев и думают, как бы они поступили на их месте. Иногда предлагается детям после просмотра только начала фильма самим придумать концовку с развитием событий. Дети дают волю воображению и «полету фантазии» и часто выдают очень интересные версии завершения серии».
Переверта Елена Викторовна: «Использование мультфильмов позволяет сделать урок интересным. Дети воспринимают просмотр мультфильмов как отдых, как приятное времяпровождение, а значит, процесс усвоения знаний становится для них легким и непринужденным. Детям нравится участие учителя в любимом для них деле с последующим делением своими эмоциями. Мультфильмы развивают воображение, память и мышление ребенка. Это происходит в процессе восприятия и анализа происходящего, сравнения, установления логики последовательности событий, а также рассуждений по итогам просмотренного. А ещё они способствуют пополнению словарного запаса, учат говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли. Ведь у некоторых персонажей дети перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром».
Шипилова Марина Александровна: «Современный урок предполагает мультимедийное сопровождение. Конечно, не на каждом уроке уместно демонстрировать мультфильм и не все мультфильмы для этого подходят. Не достаточно просто показать мультфильм, необходимо обсудить его с детьми и убедиться, что они поняли его правильно. Правильно подобранные мультфильмы учат доброте, искренности, трудолюбию, дружелюбию и сопереживанию. Герои мультфильмов учат не сдаваться, бороться со злом, и справляться со всеми трудностями. Анализируя поведение и действия этих героев, дети делают выводы, какие качества личности надо воспитывать в себе, а какие искоренять».
Таким образом, мы видим, что учителя начальных классов используют мультфильмы на своих уроках, а так же видят положительный эффект от их использования.

РАЗДЕЛ 2
СОЗДАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМА ДЛЯ ПОКАЗА НА УРОКЕ
2.1. Создание мультфильма в программе Microsoft PowerPoint 2010
Я очень люблю смотреть мультфильмы, это не только интересно, но и познавательно. Моя мама по образованию учитель информатики, она рассказала мне о том, как делают мультфильмы. Оказывается, раньше делать мультфильмы было очень долго и трудно. Героев мультфильмов рисовали, лепили из пластилина и глины. А теперь мультфильмы делают с помощью компьютеров, и моя мама показала мне, как можно это сделать. «Оживлять» картинки на экране монитора стало моим хобби. Я очень хотела, чтоб от него была польза, поэтому решила сделать мультфильм для своих одноклассников. Вместе с классным руководителем мы придумали сюжет мультфильма, который можно показать на уроке Окружающего мира.
Мой мультфильм будет называться «Берегите водоёмы!». Он посвящен необходимости защиты водоёмов от загрязнения мусором. Делать я его буду с помощью программы Microsoft PowerPoint 2010. Для этого я произвожу следующие действия:
1. для фона слайда использую изображение морского дна (рис. А.1);
2. добавляю изображения подвижных персонажей (рыбка, морской конёк, краб) (рис. А.2);
3. добавляю пути перемещения для персонажей и настраиваю их последовательность (рис. А.3);
4. перехожу к следующему слайду, для этого дублирую первый и добавляю ещё несколько элементов. Это изображения мусора, который падает в воду. Настраиваю анимацию (рис. А.4);
5. для третьего слайда дублирую первый и добавляю туда ещё два изображения рыб. Настраиваю анимацию (рис. А.5);
6. теперь делаю слайды с надписями;
7. вставляю звук воды на те слайды, на которых изображено дно водоёма;
8. озвучиваю слайды и записываю время показа слайдов;
9. сохраняю презентацию как видео.
Вот так у меня получился хоть и небольшой, но интересный и поучительный мультфильм (приложение В).
2.2. Демонстрация мультфильма одноклассникам
Мультфильм был показан на уроке Окружающего мира (приложение Б). Одноклассники были в восторге от этого. После просмотра школьники с удовольствием обсуждали увиденное, делали выводы и выполняли все последующие задания учителя. Этот урок дети запомнили надолго. Кроме этого, другие ребята тоже захотели научиться создавать мультфильмы. Это значит, что время у компьютера они будут проводить с пользой.
А ещё мы решили, что теперь желающие ребята будут готовить мультфильмы вместе с родителями на разные уроки, и мы будем все вместе их смотреть, а самые лучшие покажем ученикам других классов.

ВЫВОДЫ
Мультфильмы занимают важное место в жизни современного школьника. Во время просмотра мультфильмов дети узнают мир, перенимают образцы поведения, учатся взаимодействовать друг с другом, поэтому нужно избирательно обноситься к выбору мультфильмов.
Мультфильмы для детей – это не только отдых и приятное времяпровождение, но и источник информации об окружающем мире, а это значит, что их можно использовать на уроках. Мультфильмы на уроках нужно использовать правильно. Они должны быть короткими. К просмотру мультфильма детей нужно подготовить, указать, на что следует обратить внимание. Не достаточно просто показать мультфильм, его нужно проанализировать. Нужно правильно выбрать место мультфильма в структуре урока. При правильной организации, просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс усвоения знаний более эффективным и интенсивным.
Можно использовать не только готовые мультфильмы, но и создавать их самостоятельно. Сделанный нами мультфильм произвёл большое впечатление на учеников первого класса, дети захотели научиться создавать мультфильмы самостоятельно. Мы будем способствовать развитию этого интереса, так как это не просто интересное занятие. Оно позволит развить фантазию ребят, будет воспитывать целеустремленность, креативность, интерес к учебе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Северенчук Н. Влияние анимационных фильмов на развитие психических процессов ребенка/ Н. Северенчук //Психолог. – 2007. – №16. – С. 17.
2. Черная Л. Влияние современного телевидения на внутренний мир и поведение ребенка/ Л. Черная //Психолог. – 2009. – №15 – С. 23.

Приложения
приложение АСоздание мультфильма

Рис. А.1. Помещение изображения на фон слайда.

Рис. А.2. Размещение подвижных элементов.

Рис. А.3. Добавление путей перемещения подвижных элементов.

Рис. А.4. Добавление подвижных элементов и анимации на второй слайд.

Рис. А.5. Добавление анимации на третий слайд.

Приложение БМультфильм «Берегите водоёмы!»