Конспект по математике на тему Решение задач на встречное движение. (4 класс)
СТРУКТУРА УРОКА
Предмет: математика
Класс: 4Б
Учитель: Морозова О.В.
Тема: Решение задач на встречное движение.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: закреплять умения решать задачи на встречное движение, составлять и решать обратные
Задачи:
Образовательные: дать понятие о встречном движении, ввести понятие - скорость сближения научить решать задачи на встречное движение разных видов.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, математическую речь.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность I групповых взаимодействиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬ ТА ТЫ УРОКА:
научиться самостоятельно составлять задачи на встречное движение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контроль результата на основе сравнена с эталоном.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологически и диалогических высказываний.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Средства обучения: Учебник Математика. 4 класс. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., компьютер.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, дети. -Скажите, как вы понимаете пословицу? « Не бойся когда не знаешь, страшно когда не хочешь знать».
Страшно ни когда ты не знаешь, потому что можно прочитать или спросить и узнать, а страшно когда ты не хочешь знать, тебе не интересно.
Размышляют.
Рассуждают.
Комментируют.
Объясняют.
2. Актуализация знаний.
Начнём урок с устного счёта.
Организует устный счёт.
Вычислите цепочки:
18+13+22+27=
26+22+34+38=
37+28+23+32=
42+33+38+47=
23 4+27 4=
25+25+25+25=
(17+25)-2=
Теперь мы проведем блицтурнир. Послушайте
задачи и решите её.
1) Винни - Пух шел со скоростью 5км/ч от
своего дома до домика Пяточка. Какое
расстояние между их домиками, если
Винни - Пух был в пути 2 часа.
Какой чертеж подходит для этой задачи?
Составьте задачу про Винни-Пуха и Пяточка
ко второму чертежу.
Составьте задачу для Винни-Пуха для третьего
чертежа.
Посмотрите на чертеж. Как двигались Винни-
Пух и Пяточок в этой задаче?
Флажок показывает место встречи Винни-Пуха
и Пяточка. Равные отрезки показывают время
которое они были в пути.
-Через сколько часов Винни-Пух и Пяточок
встретились?
Если объекты вышли одновременно и
встретились то они были в пути одинаковое
время.
Такие задачи называются «Задачи на встречное
движение».
Ребята вы догадались с какими новыми
задачами мы сегодня познакомимся?
Решают примеры
80
120
120
160
200
100
84
Слушают условие задачи
Решают задачи
5*2=10(км)- между их домами.
Первый.
Винни-Пух шел со скоростью 5км/ч от своего
дома до дома Пяточка. Расстояние между их
домами 10 км. Сколько был в пути Винни-Пух?
10:5=2
Винни-Пух шел к Пяточку с какой то
скоростью. Расстояние между их домиками 10
км. С какой скоростью шел Винни-Пух, если в
пути он был 2 часа? 10:2=5
Двигались на встречу друг другу.
Отвечают на вопросы
Через 4 часа.
Размышляют.
Задачами на встречное движение.
Выявляют цель и формулируют задачи
урока.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
Откройте учебник на с. 16. Прочитайте задачу
№1.
Посмотрите на чертеж.
Как обозначено начало движения каждого
лыжника?
Как движутся лыжники?
Как это показано на чертеже?
Что сказано о времени их выхода?
Как обозначено место их встречи?
Сколько времени будет находиться в пути
каждый лыжник?
С какой скоростью шел каждый лыжник?
Кто из них пройдет большее расстояние до
встречи?
Как это обозначено на чертеже?
Что надо узнать?
Как видим, часть этого расстояния прошел первый лыжник, а другую часть- второй лыжник. Покажите эти части на чертеже. Как узнать расстояние между поселками?
Эту задачу можно решить по другому, другим способом. Еще раз посмотрим как двигались лыжники, (вызываю двух учеников, они показывают на черте
·же начало движения). Вы начали двигаться одновременно - передвигайте указки. Двигались 1 час. Отметьте точками где находились лыжники через час. Сколько км прошел первый лыжник? Сколько км прошел второй лыжник?
На сколько км лыжники сближались за 1 час? Расстояние пройденное вместе за 1 час называется скорость сближения
Прошел еще 1 час, (передвигают указки еще на одно деление). На сколько км лыжники сблизились? На сколько км лыжники сблизятся на третий час? Сколько раз они сближались на 26 км? Да, столько раз, сколько лыжники были в пути. Как же по другому решить эту задачу?
Запишем решение.
Физкультминутка:
Наклоны влево, вправо.
Вытянули ручки, делаем кулачки.
Ходьба на месте.
Приседания. Покружились на месте.
Читают задание
Один читает вслух
Точками на концах отрезка.
Навстречу друг другу.
Стрелками.
Они вышли одновременно.
Флажком.
3 ч.
Первый со скоростью 12км/ч, а второй со
скоростью 14кмЛь
Второй лыжник, у него больше скорость, а в пути
они были одинаковое время.
Расстояние между поселками.
Узнаем какое расстояние прошел первый лыжник до встречи, действием умножения, затем узнаём, какое расстояние прошел второй лыжник до встречи, действием умножение, потом узнаём всё расстояние между поселками действием сложения.) 12- 3=36 расстояние 1 лыж. до встречи. 14 3=42 расстояние второго лыж. До встречи. 36+42=78 (км) расстояние между поселками.
12 км. 14 км.
На 26 км
На 26 км.
На 26 км.
3 раза
Сначала узнаем на сколько км сближались лыжники за час, выполнив сложением, потом узнаём расстояние между поселками, выполнив умножение.
12+14=26 км (скорость сближения).
26 3=78 км (расстояние между поселками).
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Аналогично проводится работа по решению задач из №61 (2 и 3). Выясняется, что задачу №61 (2) можно решить одним способом. Задачу №61 (3) решают двумя способами. -Что общего у этих трех задач? -Какие три величины входят в каждую из них? -Чем различаются эти три задачи? -Сколькими действиями можно решить данные задачи?
-Что находим первым действием? -Каким действием мы находили 1 и 2 задачу? -Каким действием мы находили 3 задачу?
12+14=26
78:26=3 ч.
12 3=36; 78-36=42; 42:3=14 км/ч.
78:3=26; 26-12=14 км/ч.
Все три задачи на встречное движение. Скорость, время, расстояние. Различаются данным и искомым.
Двумя действиями. Скорость сближения лыжников. Действием сложение. Действием деление
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Организует выполнение самостоятельной работы.
Откройте рабочие тетради на с. 18 №24. (Во сколько раз 1 ц. больше, чем 1 кг?) Что у вас получилось в первой задачи?
Что у вас получилось во второй задаче? (на
сколько кг 1ц больше чем 1кг?)
Проверим д/з. откройте с. 19 №25 (Выполнить столбиком умножение) 423 80; 175 400; 315 200; 278 500.
Читают и осмысливают задание.
1ц =100кг; 100кг 1кг; 100:1=100(в 100 раз)
Выполняю задания:
100-1=99 кг (на 99 кг)
33840;70000;63000; 139000.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Ребята, а теперь откроем с. 16 и устно решим примеры №63. 600 : 3+7 5; 600 : ( 3+7 ) 5; 40
· (16 - 8) 2; 40 (16 - 8 2); -Молодцы!
Ребята, теперь на с. 16 выполним самостоятельно задание под вопросом. Организует взаимопроверку.
Читают и осмысливают задание. Решают примеры. (235; 300; 640; 40)
Читают и осмысливают задание. Выполняют задание. (294000; 28162) Осуществляют взаимопроверку по слайду. Выполняют задание самостоятельно. Исправляют ошибки.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Д/з: учебник с.16 №62, 64
Организует рефлексию учебной
деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Поднимите руки те, кто сегодня всё понял и
теперь сможет применять полученные знания.
-Поднимите руки те, кто всё понял, но ещё есть
то, что не получается.
Молодцы, вы хорошо поработали!
-Урок окончен.
Участвуют в рефлексии.
Вспоминают пройденный на уроке материал.
Осуществляют самооценку.
15