Статья Проблемный подход в изучении нового материала как срество активизации мыслительной деятельности на уроках математики.
Проблемный подход в изучении нового материала
как средство активизации мыслительной деятельности школьников
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать жизненные проблемы. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.
В условиях общеобразовательной школы, когда традиционная система обучения не позволяет в полной мере достигать современных образовательных результатов, актуальным становится применение проблемного подхода. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Показателем проблемности урока является наличие в его структуре таких этапов поисковой деятельности, как возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы, выдвижение предположений и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемы.
Рассмотрим действия учителя и ученика на этапах урока с использованием технологии проблемного обучения:
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
1. Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы Создает проблемную ситуацию, формирует противоречия, ставит задачу. Осознают противоречие, помогают формулировать проблему.
2. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы Организует дискуссию, обсуждение различных вариантов гипотез. Выдвигают различные гипотезы, варианты решения проблемы
3. Доказательство гипотезы Организует проверку, анализ различных подходов к решению проблемы. Доказывают, спорят, аргументируют, убеждают, критически оценивают.
4. Проверка правильности решения проблемы Обосновывает правильный способ решения, аргументирует его преимущества. Решают задачи, сотрудничают в достижении общего успеха.
5. Рефлексия Анализирует процесс и результаты совместной работы, вовлеченность детей. Анализируют, оценивают процесс и результаты совместной деятельности, вовлеченность каждого.
При использовании данной технологии создание проблемной ситуации является основным моментом, способствующим осознанию и разрешению ситуации в ходе совместной деятельности учащихся и учителя. Технология обеспечивает оптимальную самостоятельность школьников под общим направляющим руководством учителя, позволяет им овладевать знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Ситуации могут различаться степенью самой проблемности. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик сам формулирует проблему (задачу), сам находит ее решение, решает, самоконтролирует правильность этого решения.
Для создания проблемной ситуации на уроке могут применяться:
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
поиск истины (способа, приема, правила решения);
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
противоречия практической деятельности.
Чтобы «привести» учеников к проблемной ситуации, как правило, используются:
побуждающий диалог (обнаружение проблемы, вопроса, трудности, помощь в формулировании учебной задачи);
подводящий диалог (логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, «поводящих» к новому знанию, способу действия);
применение мотивирующих приёмов («яркое пятно» через сообщение интригующего материала, исторических фактов, легенд и т.п.; демонстрация непонятных явлений с использованием эксперимента и наглядности; «актуализация» при обнаружении смысла, значимости проблемы для учащихся).
Рассмотрим процесс проблемного введения новых понятий и способов деятельности на примере урока математики в 7 классе на тему «Решение систем линейных уравнений».
Погружение в проблемную ситуацию может быть обеспечено в ходе актуализации ранее изученного материала, когда учащиеся сами определяют круг вопросов, задают их друг другу:
Что называется уравнением? (Уравнение – это равенство, содержащее одну или несколько переменных. Линейное уравнение с 1 переменной ax+b=0).
Что называется линейным уравнением с 2 переменными? (ax+by+c=0). Приведите примеры линейных уравнений с 2 переменными.
Что является решением линейного уравнения с 2 переменными?
Какие свойства уравнений вы знаете? (Свойства уравнений: если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному; если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному).
Создание проблемной ситуации: разность двух чисел равна 4, а их сумма равна 0.Найдите эти числа.
х + у = 0
х – у = 4
Чем отличаются условия 1 и 2 задачи?
Мы получили с вами 2 уравнения, они объединены одним условием. В алгебре говорят, что получили систему уравнений (Системой уравнений называется некоторое количество уравнений, объединенных фигурной скобкой. Фигурная скобка означает, что все уравнения должны выполняться одновременно).Дальнейшая работа по обоснованию версий в группах направлена на нахождение способов решения данной системы:
Решите своим методом следующую систему уравнений.
Попробуйте обосновать свой вариант решения и сформулировать правило (алгоритм) решения системы.
Как узнать правильность предложенной вами гипотезы? (Как проверить, правильно ли решена система?)
Что является решением системы линейных уравнений с 2 переменными?
Предложите название своего метода решения системы.
На заключительном этапе группы представляют разработанные решения системы у доски. Учащиеся приходят к следующим выводам: а) решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство; б) способы в математике имеют свои названия: графический, сложения, подстановка.
Для подведения итогов групповой работы, оценивания вклада учащихся в работу группы можно использовать следующие показатели:
Показатели результативности Ф.И Балл
1. Высказал(а) идею, версию 2
2. Сформулировал(а) гипотезу 2
3. Уточнил(а) гипотезу 1
4. Задавал(а) вопросы 1
5. Отвечал(а) на вопросы 1
6. Составлял(а) алгоритм 2
7. Представлял(а) группу 2
8. Оформлял(а) 1
Отметка по пятибалльной системе оценивания:
12 - 9 – «5» 6 - 8 – «4»2 - 5 – «3» 0 до 1 – «2» Итого: 12
Подобная организация урока способствует самостоятельному усвоению учащимися нового понятия, название которого учитель вводит после усвоения его сущности. При разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение версий и их обсуждение, решение проблемы с использованием версий, проверка правильности решения проблемы. В результате, у школьников появляются важные исследовательские умения видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, обосновывать и доказывать их, применять на практике найденный способ решения учебной проблемы.
Ориентация образовательного процесса на проблемный подход способствует активизации познавательной деятельности учеников, придавая творческий характер процессу учения, создавая благоприятные условия для индивидуального развития мыслительных способностей школьников.