Статья на тему О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
УДК: 51:373.6.9:371-3
Муминов Улугбек
ассистент СамГУ,
г.Самарканд, Узбекистан
Инатов Аброр Исматович
ассистент СамГУ,
г.Самарканд, Узбекистан
E-mail: a-inatov@samdu.uz
Останов Курбон
канд. пед.наук, ст. преп. СамГУ,
г.Самарканд, Узбекистан
E-mail: ostonovk@mail.ru
О Некоторых СПОСОБАХ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Аннотация
В этой статье излагается некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.
Ключевые слова
Математика, обучение, способ, активизация, мыслительная деятельность, учебник, нетрадиционные уроки, творческие задания, дидактические игры, решения задач, мотивация, интерес.
Развитие мыслительной деятельности на уроках заставляет школьников задуматься над тем, как поддержать интерес ученика к изучаемому материалу и его мыслительную активность на протяжении всего урока. Поэтому в настоящее время интенсивно ведутся поиски новых инновационных методов обучения и таких методических способов, которые активизируют мышления учащихся, способствует развитию активности, самостоятельности, личной инициативы и творческих способностей учащихся.
На наш взгляд, основными дидактическими условиями формирования мыслительной активности учащихся являются содержание изучаемого материала и способы организация учебной деятельности. При отборе материала и планировании способов подачи его на уроке важно оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету, развития творческого мышления.
1. Одним из способов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики является работа с учебником. Это обусловлено тем, что работая с учебником не только успешно закрепляется учебный материал, но и развивается умственная деятельность школьников, так как такая работа связана с использованием метода сравнения, с аналитико-синтетической деятельностью мышления. Формирования умений и навыков самостоятельного чтения и понимания у учащихся целесообразно начинать с 5 – го класса, так, как школьники в начальной школе не владеют умениями работать с материалом учебника, кроме того, в 5 классе учебник содержит много теоретического материала, требующих самостоятельно изучать, поддержанию интереса прочитать. Поэтому применение на уроке и предлагать в виде домашнего задания следующие задания: найти в материале то, которое излагалось на уроке; выяснить смысл тех или иных предложений; определение количества повторений понятий (например, число, сумма), и имеется ли различия в их употреблении, которого можно обозначить по другому; найти определения понятий, терминов и формулировка правил, теорем; проведение конкурса на самое изящное и компактное определение, изучаемых понятий.
В настоящее время в связи использованием инновационных технологий нетрадиционные уроки, такие как уроки-сказки, уроки-путешествия, диспуты, соревнования, турниры, интегрированные уроки и т.п. также позволяет развитию положительной мотивации и отношения учеников к учебе, формированию у них умение овладеть знаниями по изучаемым дисциплинам, потребности в самообразовании, а также поддержания мыслительной активности учащихся, повышают эффективность обучения. Например, интегрированные уроки «Алгоритм вычисления корней квадратного трехчелена», 8 класс (алгебра + информатика), «Приближенные вычисления», 7 класс (математика + физика) и т.д.
3. При рассмотрении различных способов решения задач, ознакомлении с различными математическими методами, и закреплении их в учебной деятельности целесообразно использовать типовые, поисковые и исследовательские задачи. Решение типовых задач легко и быстро приводят к желаемому результату, незнание же способов и алгоритмов их решения приводит к ошибкам, потере учебного времени и неуверенности в себе. К поисковым задачам относятся задачи, методы решения, которых имеют поисковый характер и не могут сведены к одному из известных способов решения типовых задач. В исследовательских задачах приходится выбрать некоторые связи и соотношения между элементами условий и требований данной задачи. Такие задачи имеют соревновательный характер. Поэтому в классе всегда найдется какой-то ученик, который мыслит нестандартно. Иногда предлагать учащимся решить задачу по-другому. Например, решение задач на нахождение процента от числа или числа по его проценту в 6 классе, задачи по геометрии и т.д.
Литература
Семушин А.Д., Егоров Е.Е., Кретинин О.С.Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения математике .-М. : Просвещение, 1981.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.-1972
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998
15