Занятие по ОБЖ в подготовительной группе «Безопасность на льду водоёмов».
Занятие по ОБЖ в подготовительной группе
«Безопасность на льду водоёмов».
Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на льду водоема.
Задачи:
1.Формировать у детей представления о безопасном поведении на водоеме, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.
2. Закрепить знания детей о воде, её состояниях; развивать внимание, мышление, память, речь; развивать способности к осмысленности восприятия опасности на водоеме, закреплять знания об основных спасательных средствах.
3. Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, опыты с водой, наблюдения за льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».Материал и оборудование: картинки зимы, зимних развлечений, картинки-плакаты о безопасности на льду.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать? ( ответы детей)
( Вода)
Воспитатель : Правильно! Вода. Ребята, скажите, где можно встретить воду? ( ответы детей)
Воспитатель : Правильно! В реке, море, океане, роднике, колодце, водопроводном кране и т.д.Воспитатель : Ребята, что можно делать с водой? (ответы детей)
Воспитатель : А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
Когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы).
Воспитатель : А сейчас отгадайте загадки о воде в разных состояниях:
1.Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
2. Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
3.И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Какое сейчас время года? ( зима).
И сейчас именно такое состояние воды.
Воспитатель : Зачем нужна вода? ( ответы детей)
Воспитатель : В какие игры можно играть с водой? ( ответы детей)
Воспитатель : Пускать кораблики, плескаться и обливаться водой в жаркий день, купаться в водоеме и т.д..Воспитатель : Вода это прекрасно. Кажется, что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.
Воспитатель : Как вы думаете почему вода может быть опасной? ( ответы детей).
Воспитатель : А теперь давайте поиграем.
Игра «Капельки»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные. ( Дети хаотично гуляют по кругу.)
Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. ( Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом.)Воспитатель: А теперь ручеек течет в реку и потом впадает в море. (Дети берутся за руки и образуют большой круг.)
Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода (Круг из детей вытягивается в овал.)
Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара. (Дети бегают по группе.)
Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее. (Дети обнимают друг друга.)
Воспитатель: Молодцы. Вот так вода и превращается в лед. Садимся на места.
Воспитатель: Ой, ребята, кто там стучится? Посмотрим, кто же там? (Воспитатель достаёт игрушку – куклу.)
Воспитатель: Здравствуй, кукла Маша. ( кукла в зимней одежде).
Воспитатель: Куда ты собралась?
Ворона: На речку. Я видела, что она покрылось льдом. Я буду на льду кататься, с берега на санках спускаться.
Воспитатель: А опасно ли, кукла Маша на реке?
Да, Маша , посиди и послушай, что тебе расскажут дети. Слушай и запоминай!
Соня Е. Дорогая наша Маша,
Все тебе расскажем мы.
Правила запоминай-ка
Что бы не было беды.
Ваня Е. Слушай все внимательно
И за нами повторяй,
А потом все обязательно
Ты на деле применяй!
Данил: Сама на лед ты не ходи,
Чтобы не было беды
Ну а с папой, с мамой можно
Только все же осторожно!
Вика : Если капает капель
Солнце греет целый день
С этим делом не шути
На водоем нельзя идти!
Даша: А если стоят сильные морозы и лед на водоемах толстый и прочный,
то ничего страшного нет.
Воспитатель: Ой, Маша, Маша! Да зима-то уже заканчивается, морозов сильных уже нет, оттепель, лёд уже тонкий становится. Давайте, ребята, послушаем, что может случиться на тонком льду. И ты, Маша, садись с ребятами послушай.
Воспитатель : Зимой вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться.
Воспитатель : Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось? Надо знать, правила безопасного поведения на льду.
Воспитатель: Во-первых, нельзя ходить на молодой лёд. Но даже когда лёд толстый, местами могут образоваться проталины. Например, где быстрое течение. Поэтому лёд надо проверять палкой, безопасней ходить там, где уже протоптаны тропинки, там лед уже проверен.
Безопасней ходить по льду на лыжах.
Нельзя ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.
Вот видите, ребята, как много правил безопасного поведения на льду надо знать! Поэтому никогда не ходите на лёд одни без взрослых. Только взрослые могут определить, достаточно ли безопасно ступать на лёд.
Воспитатель : А что делать, если все-таки беда случилась? И Кто-то провалился в воду? Подать ему руку и вытащить? (ответы детей)
Воспитатель: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался.
Надо быстро звать на помощь. Не подходить близко к провалившемуся под лед , а лечь на лед подальше. Лучше, подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку), за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?
(ответы детей)
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим, как вы усвоили правила безопасности
Словесная игра « Да или нет».
(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет, то руки опускаем.)
- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?
- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?
- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?
- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Маша, ты запомнила правила безопасного поведения на льду?
Маша: Да!
Воспитатель: Давайте тогда отправимся все вместе покататься на лыжах.
Физкультурная пауза «Прогулка на лыжах».
Воспитатель: Вначале оденемся. Свитер наденем? (Да) Чтобы не замерзли. Шапку? (Да) Шарф? (Да) Чтоб горло не продуло. А курточку, какую наденем, теплую зимнюю или облегченную? (Облегчённую.) Мы же двигаться будем, согреемся, курточка должна только от ветра защищать.
Оделись, теперь надеваем лыжи. (Дети имитируют одевание). Берем лыжные палки в руки, строимся, держим расстояния, чтоб палками не задеть друг друга. Поехали! (Имитируя движения, дети за воспитателем «катятся на лыжах» змейкой по ковру.)
Воспитатель: Молодцы. Маша, ты запомнила, как надо себя вести?
Ворона: Да! Да! Я пойду и расскажу друзьям о правилах безопасности на льду. А на озеро только вместе с мамой, папой пойду. До свидания, ребята!
Воспитатель : На этом наше занятие закончилось.
Итог занятия: Скажите, о чём мы говорили на занятии? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Воспитатель : Ребята, находясь на водоёме, зимой или летом, будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.
Правила безопасности на льду водоема:1. Не выходите на тонкий лед в начале зимы .3. Без особой необходимости не выходите на лед. Зимой двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.4. Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь.5. Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.6. Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема.7. Запомните, что менее прочным лед бывает, там где:— наметены сугробы;— растут кусты;— трава вмерзла в лед;— бьют ключи;— быстрое течение;— в реку впадает ручей.