Урок По М.А. Шолохову
УРОК – МАСТЕРСКАЯ ПО РОМАНУ М. А. ШОЛОХОВА
«ТИХИЙ ДОН».
ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ .Цели урока:
Обучающая:
Через основные этапы мастерской вывести учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых писателем ( порядочность в любви, верность, семейные связи) ; систематизировать информационный материал, подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по роману.
Развивающая:
Развить творческие способности при написании мини- сочинения в жанре эссе.
Воспитательная:
Утвердить в глазах учеников незыблемые истинные ценности: семью, нравственность, национальный дух.
Вступительное слово учителя ( фрагмент):
История семьи Мелеховых начинается с любви, и центром семейной трагедии тоже становится любовь. Сегодня на уроке мы будем говорить о любви.
Почему именно вокруг героя Григория Мелехова складывается эта коллизия?
Почему любовь трех женщин : Аксиньи, Натальи, Ильиничны -приносит ему и им столько горя?
Сегодня нам предстоит написать групповую творческую работу в жанре эссе на одну из тем:
- Какою быть должна любовь…
-За что нам Бог дает любовь…
= ИНДУКЦИЯ.
Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринимается непременно как часть общего- семьи, рода. Сложные философские проблемы взаимоотношений в семье, противоречивые искания и трагические судьбы героев передаются на широком эпическом фоне: мужчины решают вопросы мирозданья, а удел женщины_- покорно ждать.
= На экране репродукции к роману. Читается стихотворение В.Высоцкого.
Так случилось- мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон-
Растворились в дорожной пыли.
Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых- любых,-
Только б не пустота похоронных,
Не предчувствие их.
Мы вас ждем – торопите коней!
В добрый час! В добрый час! В добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины…
А потом возвращайтесь скорей,
Ибо плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.
Какие чувства, ощущения, ассоциации, мысли, вопросы возникли у вас? Запишите это на индивидуальных листках.
2. Малое афиширование.
( Объединение в группы, выход на идею урока.)
Судьбы женщин переплетены в романе, но у каждой – своя судьба. Каждая «несет свою беду»
3.Самоконструкция.
Информация 1. Казачьи быт и нравы, место женщины в патриархальной семье.
Информация 2. Женщины семьи Мелеховых
+ групповая работа по карточкам - заданиям :а). Выразительное чтение отрывка ( разговор Аксиньи и Ильиничны)
б). Инсценировка фрагмента ( Дарья и Наталья)
в). ???- 1). За что Бог не дал Дарье ни любви, ни радости материнства?
2). Как автор рисует «великую материнскую тоску по сыну»? ( Ильинична).
3). Почему кроткая, беззаветно любящая Наталья берет на душу грех, желая смерти близкому человеку?
4. Социализация.
Творческая работа на одну из тем , предложенных в начале урока:
- Какою быть должна любовь…
- За что нам Бог дает любовь…
5. Большое афиширование.
Слушание +обсуждение работ.
6.Проект Мастера.
7.Этап мягкой коррекции.
Единое мнение по заданным темам.
Домашнее задание.
1.Ветер времени и людские судьбы.
2.Нравственные проблемы в романе Шолохова «Тихий Дон»
3.Ложные и истинные ценности в жизни человека.
8. Разрыв.
Любовь приходит к каждому неожиданно. Кому- то она дается в награду, кому – то в наказание, кому- то как испытание.
Каждая героиня Шолохова «несла свою беду», у каждой – своя судьба.
( говорят учащиеся):
У Аксиньи?- это любовь – награда
У Дарьи? – это наказание
У Натальи? – испытание
Как распорядились они своей любовью?
9.Рефлексия.
Перед вами веточка и три цветка: роза, нарцисс, мак.
Любовь кого из героев ассоциируется с этими цветами и почему?
= Наклейте на веточку (каждая группа) Розу , если вы считаете, что любовь должна быть бескорыстной, как у Натальи;
Нарцисс, если надо жить, заботясь о собственных удовольствиях, как Дарья;
Мак, если надо жить и любить безоглядно, сгорая за миг счастья, как Аксинья.
Исполняется романс В.Высоцкого «Я несла свою Беду…»
Вывешиваются листы с рефлексией.