Технология пошива юбки. Ступеньки мастерства
урок по теме "Технология пошива юбки." "Ступеньки мастерства"
Сапрыкина Галина Ефимовна , учитель технологии
Разделы: Преподавание технологии
Цели:
В увлекательной форме обобщить и систематизировать теоретические и практические знания по изготовлению юбки.
Совместимость работы в коллективе, сообразительность, логическое мышление.
Воспитывать эстетический вкус, культуру поведения.
Наглядные пособия:
Конверт с этапами раскроя;
две юбки прямые подготовленные к первой примерке;
два листа с записью терминологии ручных работ;
шесть юбок с различными способами обработки верхнего среза;
лото. Способы обработки нижнего среза;
набор букв для слов "модельер", "закройщик";
две пуговицы, иголки, нитки – для эстафеты;
образцы ткани 5х10 – 8 штук, иголки, нитки;
образцы обработки нижнего среза юбки (8 способов).
Методы: Инструктаж, практическая работа, игра, демонстрация моделей.
Словарь: Фурнитура, подиум, модельер, закройщик.
На доске:
Ступеньки мастерства.
9. Окончательная обработка юбки
8. Пришивание фурнитуры
7. Обработка нижнего среза
6. Обработка верхнего среза
5. Обработка застежки
4. Обработка после примерки
3. Первая примерка
2. Подготовка к первой примерке
1. Раскрой юбки
Межпредметные связи: Трудовое обучение, начальные классы - пришивание фурнитуры, обработка срезов петельными обметочными стежками.
Литература: пословицы:
“Люби дело – мастером будешь”;
“Недаром говорится, что дело мастера боится”;
“Делу время – потехе час” и т.д.
Ход урока.
Орг. момент
Готовность к уроку.
Отметить отсутствующих.
Запись домашнего задания.
Сообщить тему и цель урока.
Инструктаж
Деление класса на две команды. Выбор капитана, названия команды, девиз. Правила безопасной работы.
Ступенька 1. Раскрой изделия
(работают по командам)
Ваша задача - разложить карточки, имеющиеся в конверте, в правильной последовательности этапов раскроя изделия:
а) подготовка ткани к раскрою;
б) настил ткани;
в) раскладка выкроек на ткани;
г) обмеловка контура выкроек;
д) обмеловка контура выкроек с припусками на швы;
е) вырезание изделия.
Игровой момент: Дополнительно вопросы одной и другой команде по цепочке.
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Вопросы:
1. Что значит подготовить ткань к раскрою?
выполнить декатировку,
определить лицевую и изнаночную стороны ткани,
определить направление долевой нити,
характер рисунка,
найти дефекты,
выровнять срезы,
срезать кромку.
2. Во сколько слоев настилается ткань?
в один или в два.
3. Что учитывается при раскладе выкроек на ткань?
лицевая и изнаночные стороны, направление рисунка,
припуски, дефекты…
4. Чем обводят контуры выкроек?
мелом, мылом, карандашом.
5. Что нельзя делать при раскрое ткани?
нельзя двигать ткань, срезать припуски.
Итог: Кто быстрее и правильнее составит последовательность раскроя и у кого больше жетонов.
Молодцы! Первый этап Вы прошли успешно!
Ступенька 2. Подготовка юбки к первой примерке
Соревнование капитанов
Даны две прямые юбки, подготовленные к примерке. Ваша задача, по образцу правильнее и точнее рассказать о подготовке юбки к примерке и найти ошибки.
Контурные линии перенесены с помощью резца,
Середина отмечена прокладочными стежками,
вытачки сметаны от основания к вершине (нужно от вершины к основанию),
Сметаны боковые срезы правильно – (оставлено 14 – 16 см на застежку)
Контурные линии перенесены,
Не отмечена линия середины,
Вытачки сметаны от вершины к основанию,
Боковые срезы сметаны, но не оставлено расстояние на застежку.
Итог: Подвести итог конкурса капитанов и общий итог.
Ступенька 3. Первая примерка
Перекрестный опрос
Для чего проводится приметка юбки?
(Чтобы добиться правильной посадки юбки на фигуре человека).
По какой стороне выполняют примерку юбки?
(По правой стороне).
Как уточняют длину изделия?
(Спереди, по боку и сзади, измеряя линейкой от пола до линии подгиба низа).
Что нужно сделать, если юбка узка?
(Выпустить запас в боковом шве).
Причины возникновения дефектов в юбке?
(невнимательность во время снятия и записи мерок,
из-за неточности в расчетах конструкции,
при небрежной подготовке юбки к примерке.)
Как проверяют юбку по линии бедер?
(Уточняют положение боковых швов, степень прилегания.)
Подвести итог.
Ступенька 4. Обработка юбки после примерки
Практическая работа: обметать открытые срезы на образцах петельными, обметочными стежками.
За эту работу каждому поставить оценку.
Дополнительные вопросы:
Что еще нужно сделать до обработки открытых срезов?
(Стачать вытачки; стачать боковые срезы.)
Пока выполняют работу, посчитать количество баллов у каждой команды.
Ступенька 5. Обработка застежки
По юбке (одна юбка на команду) определить вид застежки и заполнить карточки по терминологии ручных работ.
Сметать
Приметать
Наметать
Заметать
Выметать
Обметать
Подшить
Пришить
Ступенька 6. Обработка верхнего среза
По юбкам определить способ обработки верхнего среза (по три юбки на команду).
Ступенька 7. Обработка нижнего среза
Лото (работа по командам)
К словам подобрать образцы обработки нижнего среза.
Шов в подгибку с закрытым срезом На универсальной машине с зигзагообразной строчкой Тесьмой Крестообразными стежками “козлик”
На специальной машине Окантовочный шов Шов в подгибку с открытым срезом Потайными подшивочными стежками
Ступенька 8. Пришивание фурнитуры
Шуточная эстафета
Какая команда быстрее нанижет ожерелье из пуговиц.
Вдернуть нитку в иголку, и по очереди каждая участница команды нанизывает пуговицу.
Дополнительные вопросы:
Что такое фурнитура?
(Вспомогательные материалы в каком – либо производстве).
Назвать фурнитуру.
(Крючки, пуговицы, застежка – “молния”, пряжки…)
Ступенька 9. Угадай профессию
Из букв командам сложить слова: МОДЕЛЬЕР и ЗАКРОЙЩИК.
Каждая команда рассказывает об одной из этих профессий.
Оценивается скорость сложения слов, полнота и увлекательность рассказа.
Дополнительные вопросы по окончательной отделке юбки:
В чем заключается окончательная обработка юбки?
Выполнить отделочные работы: пришить клапаны, карманы и другие отделочные детали, фурнитуру.
Удалить сметочные строчки, почистить юбку.
Выполнить В.Т.О.
Вершина ступенек. Подиум
Подиум (лат.)
Высокая платформа, на которой возводились античные храмы.
Возвышение в древнеримском цирке с креслами для высокопоставленных лиц.
У скульпторов, художников – возвышение для натуры.Итог урока:
Отметить лучшие работы.
Активную участницу.
Литература для учителя
Кожина. О.А. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений .стереотип – М.: Дрофа.2013 г – 275 с.
Виленкин Н. Я. И др., “Математика”, 5 класс, Москва, “Просвещение”, 2007