Конспект к уроку ИЗО, 6 класс. Пейзаж — сфера искусства, в которой формируется отношение к природе
Урок ИЗО (Программа Неменского Б.М.)
6 класс
Составитель Боликова Н.П.
Тема: «Пейзаж – сфера искусства, в которой формируется отношение к природе»
Цель: знакомство учащихся с творчеством русских художников;
сформирование понимания значения художника – патриота и гражданина;
развитие умения эмоционально воспринимать произведения живописи, выражать своё отношение к ним на примере работ И. Шишкина, Ф. Васильева
Оборудование: для учителя: ИД; презентация;
для учащихся: краски, кисти, баночки с водой
Ход урока
1. Организационный момент
2.Сообщение темы.
-Прежде, чем назвать тему урока мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили жанры изобразительного искусства (Слайд 3)
-Сегодня на уроке мы поговорим о пейзаже. Попробуем определить, что хотел сказать нам художник своим произведением, какие чувства передать. Попробуем сами создать пейзаж и обсудить получившиеся работы.
-Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Я нашла несколько определений. (Слайд 4)
- Сегодня мы поговорим о работах русских художников-пейзажистов. (Слайд 5)
Русский пейзаж в лучших его воплощениях всегда был средоточием глубоких переживаний, философских идей. Понять это нам поможет музыка. Сегодня прозвучат произведения Петра Ильича Чайковского.
3. Беседа о творчестве Ивана Ивановича Шишкина
-Начать разговор о пейзаже я хочу издалека. Помните, еще в начальной школе мы писали изложение. В тексте говорилось об истории создания одного пейзажа. (Слайд 6) Кто автор этой картины?
-Что вы помните? Можно я зачитаю фрагмент одной из ваших работ: «Глухой сосновый бор написал Иван Шишкин, а медведей – его друг художник Савицкий. Но мне кажется, что главный герой картины – лес. Без него картина была бы пустой и несказочной»
-Что вы можете сказать об этой картине?
-Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Ведь в ней "начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину".
-Представьте, что с картины исчезли изображения медведей, изменилось ли ваше впечатление? (Слайд 7)
На этом слайде изображены только медведи. Можно назвать это картиной? (Слайд 8)
О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...». (Слайд 9)
Одно из лучших творений художника – картина «Рожь»(Слайд 10)
- Что вы видите на этой картине?
Да, сюжет прост. Но смотришь на нее и глаз оторвать не можешь. Вот она – Россия, с ее раздольем, богатством земли.
-А какие краски использовал художник? ( Светлые, звонкие, лучезарные, голубовато-зеленые, золотисто-коричневые)
-Безупречно выстроена композиция, в картине нет ничего лишнего, все предметы имеют свое предназначение и глубокий смысл.
«Россия - страна пейзажей», - утверждал Шишкин. Им создано немало художественных пейзажей. (Слайд 11)
-Художника справедливо называли «богатырем русского леса», он умел показать в своих картинах силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.
4. Беседа о Федоре Александровиче Васильеве
-Одним из самых одаренных учеников Шишкина был Федор Александрович Васильев. (Слайд 12)
Он прожил всего 23 года, но создал ряд удивительных, запоминающихся картин. Художник безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество. Он говорил:
«Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества природы, будет отложен…»
Его лучшее произведение «Мокрый луг» было написано незадолго до смерти. Сложные чувства, царившие в душе художника отражены в картине. (Слайд 13)
Раннее утро. Рассвело. Робкая заря глядится в гладь озерца. За покатыми холмами золотится край неба. Зато ближе клубятся, ползут косматые, тяжелые облака. Тени облаков скользят по влажной земле, клочкам травы, кустам мокрого луга, темнеющим купам деревьев. Привольно, свежо. Легкая дымка скрывает дали. Художнику удалось самое трудное. Пейзаж живет. Неумолимая проза рождает щемящую поэзию приволья. Уже мерцает рябь воды, разбуженная ветерком. Уже шевелятся жалкие травинки на озаренной светом земле. И тьма, ползущая из глубины, отступает перед натиском рождающегося дня. Шелест чахлой травы. Неясный лепет воды. Немое, неодолимое перемещение туч. Игра света и тени, пробуждение природы, умытой дождем и готовой к встрече нового дня.
Одна из особенностей "Мокрого луга", свойственная и большинству других вещей Васильева, - это цельность образа и вместе с тем тщательная и подробная разработка деталей. Под кистью художника каждая травинка, камень с бликом солнца, сухая ветвь- все кажется одинаково драгоценным, на всем как бы лежит отсвет внимательного и любовного взгляда художника. (Слайд 13)
5. Практическая работа
-Сейчас я попрошу вас представить свой любимый уголок природы. Можно прикрыть глаза. Прислушайтесь к своим ощущениям. Подумайте, как передать их в рисунке, Может быть это будет хмурое осеннее утро, солнечный летний полдень, загадочный зимний вечер или что-то еще, но пусть это будет искренне, от души.
-Предлагаю начать работу широкой кистью. Наметьте линию горизонта, легкими мазками наметьте основные объекты. Помните, что это этюд. Не увлекайтесь проработкой мелких деталей, главное передать свое отношение, свои чувства.
Не забывайте об аккуратности.
6. Итог. Выставка работ.
-Посмотрите на работу. Какое настроение попытался передать автор? Как он этого добивался?
7. Рефлексия. Перед вами палитра, нанесите на нее тот цвет, который сможет передать ваши впечатления от урока. (Слайд 14)
7. Задание на дом.
-Пейзаж, как жанр живописи появился не так давно. Подумайте, как люди в древности изображали природу, выражали свое отношение к ней.
8. Дополнительное задание «Угадай картину» (Слайды 15-20)
Ссылки:
http://www.staratel.com/
http://www.artsait.ru/
http://www.bibliotekar.ru/
http://ru.wikipedia.org/