Разработка конспекта парламентского урока Право на будущее (7, 8, 9 классы)

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»








Парламентский урок
«Право на будущее»


Учитель Злыгостева В.Н.








2014 год
Тема урока: «Право на будущее»
Цель: создание условия для понимания учащимися значимости законов, принятых в государстве и в крае;  сформировать у учащихся потребность к активному исполнению законов.
Задачи:
- формировать у обучающихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России
- развивать кругозор, коммуникативные навыки при работе в группах, интерес к законотворческой деятельности депутатов
- воспитывать граждански активных и социально значимых качеств, чувство патриотизма, любовь к Родине
     

















I. Оргмомент. Звучит Гимн РФ
II. Сообщение темы      
В этом году Законодательному собранию Пермского края исполняется 20 лет. В связи с юбилеем сегодня мы проводим традиционный парламентский урок, который проходит каждый год в школах России и который очень важный для каждого из нас. Называется он «Право на будущее». 1слайд
Ш. Вводная часть. Мотивация
Мне хочется начать его с чтения рассказа В. Осеевой «Плохо»
Плохо.
1. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Учитель: Объясните, почему рассказ называется «Плохо»? Что можно сказать об этих мальчиках, какие они?
(Перед мальчиками стоял выбор спасти котёнка: отогнать собаку самим, позвать на помощь взрослых, или спокойно наблюдать, что же произойдёт дальше.
Мальчики сделали свой выбор: предпочли остаться в стороне, быть наблюдателями, они оказались равнодушными, чёрствыми ребятами)

Учитель: А как бы вы поступили на их месте?
Учитель: В жизни человеку всегда приходится делать выбор: как поступить? Сказать правду или промолчать?
Обозвать, ударить товарища по классу или решить конфликт мирным путём?
Заступиться за слабого или пройти мимо?
С кем дружить?
Какую профессию выбрать?
Это сложный выбор для каждого из нас.
Однако ещё сложнее сделать выбор, когда речь идет не только о личном благополучии или благополучии близких, но и о благополучии и судьбе нашей страны.
Словарная работа.

Мы живём в замечательной стране, имя которой – (Россия) 2 слайд
Основной закон нашего государства – (Конституция) 3 слайд
Столица России – (Москва) 4 слайд
Глава нашего государства – (президент Путин В.В.) 5 слайд
Государственные символы России – это (гимн, герб, флаг). 6 слайд
Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны.
Основная часть
-Что значит быть гражданином?
Быть гражданином – это значит соблюдать законы, иметь права и обязанности.
Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:
- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?

Мозговой штурм.
Напишите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.

Подведение итогов мозгового штурма.

Гражданин России 7 слайд
1. Любит свою Родину.
2. Активный в общественной жизни.
3. Бережёт и умножает богатства родного края.
4. Отвечает за свои поступки
5. Уважает и соблюдает законы государства.

Где принимаются законы государства? В Государственной Думе. 8 слайд
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА – один из высших органов власти в нашей стране. Это законодательный орган. Он составляет и утверждает законы для жителей региона.
По другому такой орган власти называют Парламентом. Вот почему наш урок называется парламентским.
Парламент – это место, где принимают законы.
Еще в глубокой древности люди поняли, что лучше жить по установленным правилам. Эти правила называются законами. А что такое закон?
Закон – это строгое, четкое правило, принятое и утвержденное в установленном порядке.
Может показаться, что для обычной жизни никакие законы нам не нужны. Но только представить себе, что произойдет, если вдруг отменить правила дорожного движения? Законы – те же правила, которые определяют, к примеру, сколько лет вам учиться в школе, какие экзамены сдавать, какие права и обязанности есть у граждан России и многое другое.
А кто принимает законы?
Депутат – умный и деловитый, уважаемый человек, избранный народом в Государственную Думу.
      Законы пишут выбранные народом люди – депута
· законодатели.

Учитель: Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ
В ней записаны права и обязанности
Что такое права? Что такое обязанности?
Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет) 9 слайд

Какие права есть у вас по Конституции? 10 слайд
- Право на жизнь
- Право на свободу
- Право на личную неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых
- Право на свободу слова
- Право на свободу совести
- Право на образование
- Право на медицинское обслуживание

Какие обязанности есть у вас по Конституции? 11 слайд
Основные обязанности гражданина России:
Соблюдать Конституцию и законы России
Уважать права и свободы других людей
Защищать Отечество
Платить налоги
Охранять природу и окружающую среду
Заботиться о детях, их воспитании
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Кто избирает депутатов?
А вы можете избирать депутатов?
Кто имеет право участвовать в выборах? (да или нет)
С 18 лет дети
недееспособные
заключённые
иностранцы
Учитель: Участие граждан в выборах является добровольным. Как вы думаете, нужно ли принимать в них участие?
Мы сами отвечаем за судьбу своей страны. От того, какими активными мы будем, зависит наше будущее.
Учитель: К сожалению, не все граждане пользуются своим избирательным правом. Почему так происходит? Наверное, потому, что они предпочитают остаться в стороне, как мальчики в рассказе В. Осеевой, и наблюдать.
Есть законы государственные: их обязаны выполнять все граждане государства. Есть законы для жителей региона: для нас они действуют в границах Пермского края.
Депутаты, которые работают в Законодательном Собрании, обсуждают, пишут, принимают законы, необходимые жителям Пермского края. За годы работы ЗС принято очень много законов, сделавших наш край богаче и лучше. С каждым днем он становится все лучше и краше. 12 слайд
Есть законы для жителей района, поселения. В нашем поселении также работают уважаемые депутаты. Одним из них является Хозилкин П.П. Он расскажет нам о работе депутатов нашего поселения.
В депутатской работе очень важно умение видеть и понимать проблемы жителей республики, города, посёлка, деревни. Чтобы стать хорошим депутатом, нужно много работать: изучать законы, встречаться с гражданами и помнить, что главная задача – защищать интересы избирателей, которые оказали доверие депутату, избрав его в качестве своего представителя.
Депутаты нашего поселения решают много важных вопросов. Сейчас хотела бы вам предложить подумать, Все ли вас устраивает в нашем крае, селе?
Какие проблемы в жизни ваших сверстников, да и вас самих наиболее актуальны. С чем уже нельзя мириться, что нужно изменить ради нашего с вами будущего?
V. Практическая часть. Классы делятся на 2 группы: избиратели и депутаты
Я вам предлагаю  выступить в роли избирателей. Подумайте и напишите обращение к депутатам, в котором вы посоветовали бы  обратить внимание на проблему, и предложили им вместе с вами разработать мероприятия для решения проблемы.
Команда депутатов обсуждает проблему, голосует, выносит решение.
              - Какой вывод можно сделать по проделанной работе?
         Вывод:   Наш дом – это наша малая родина и наша страна Россия, потому от того, как мы бережем её природное богатство, поддерживаем в чистоте водоемы и реки, улицы и леса, зависит наше благополучие, наше с вами счастливое будущее, на которое мы имеем право. Мы, взрослые, уверены, что и вы, став взрослыми, сумеете сделать правильный выбор в своей жизни, будете активными участниками в жизни страны.
VI. Итог. Право на счастливое будущее имеет каждый из вас. Что для этого необходимо?
1. Любить свою Родину. 13 слайд
2. Быть активными в общественной жизни.
3. Беречь и умножать богатства родного края.
4. Отвечать за свои поступки
5. Уважать и соблюдать законы государства.
VII. Домашнее задание: для выставки нарисовать любимые места нашего села.
Используемые литература и интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/03/11/parlamentskiy-urok
Конституция Российской Федерации

15