Кружок по обучению грамоте Грамотейка
Пояснительная записка
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). Это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим необходимо больше внимания уделять формированию звуковой культуры речи и элементам подготовки обучения грамоте старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён. В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; звуковая сторона речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров). Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширять словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребёнка. Курс подготовки к обучению грамоте рассчитан на один год. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Цель программы – сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
Задачи:
- формирование направленности на звуковую сторону речи:
- развитие умения вслушиваться в слово, владеть звуками, выделять звуки, оазличать звуки близкие по звучанию;
- делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении;
- развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова: последовательно выделять звуки; устанавливать их место в слове.
Планируемые результаты:
1. хорошо ориентируется в звуковой стороне речи;2. владеет действием звукового анализа слов, состоящих из 3-5 звуков;3. характеризует звуки, дифференцируя их на гласные и согласные, твёрдые и мягкие;4. сравнивает слова различных звуковых структур, используя действие моделирования;
5. подбирает слова по заданной модели;6. анализирует речевой поток, вычленяя в нём предложения и графически записывая их.Дети должны знать:— различия звука и буквы;
— различия гласных и согласных звуков.Дети должны уметь:
— определять отдельные звуки в словах;— определять количество звуков в словах и их последовательность;— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкиесогласные звуки;— определять количество слогов в слове;— определять место ударения в слове;— определять количество слов в предложении и количество предложений в тексте.
Времяпроведения Тема Цели и задачи Использованиеигр
Сентябрь Понятие о слове. Развитие представлений о многообразии слов. Закрепление понятия «слово». «Назови игрушку»«Детский мир»
Сентябрь Такие разные слова Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слово звучит по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). «Назови вкусные слова»«Слова-друзья»
Сентябрь Слово, слог, звук Закрепить термины «слово», «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Сентябрь Слог, звук Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. «Назови слова»
Октябрь Слог – часть слова Освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. «Телеграф»
Октябрь Слово, звук Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые звуки»«Назови слова со звуками «д», «дь».
Октябрь Звучащие слова Освоение звукового анализа слова, сравнение слов по звуковому составу (умение находить одинаковые и различные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые звуки»«Назови слова со звуками «м» и «мь»
Октябрь Звучащие слова Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые звуки»«Найди заблудившийся звук»
Ноябрь Звучащие слова Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Назови пару»«Живые звуки»
Ноябрь Какой это звук? Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. «Какой звук заблудился»«Назови слова»
Ноябрь Слово, слог, звук Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые звуки»«Построим дом»
Ноябрь Гласные звуки Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. «Назови слова»
Декабрь Анализ слов. Гласные звуки Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. «Живые звуки»»Найди гласный звук»
Декабрь Слова и звуки Продолжать учить детей слышать разные звуки, уметь их выделять; делить слова на части, изменять слова. «Измени слово»
Декабрь Согласные звуки - твёрдые и мягкие Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твёрдые и мягкие. «Назови пару»
Декабрь Гласные и согласные звуки Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твёрдые и мягкие). «Живые звуки»«Назови слова»
Январь Ударный звук Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяжённости слов, смыслоразличительной функции звука. «Какой звук заблудился?»«Поищи слова»
Январь Ударный слог и ударный звук в слове Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова к заданным звукам. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. «Назови слова»
Январь Звуковой анализ слов Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком. «Назови слова со звуком «ч»
Январь В стране слов и слогов. Ударение. Развивать умение определять количество слогов в словах. Освоение умения выделять ударный звук в слове. «Раздели слова на части» «Молоточки»
Февраль Слово и звук Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые слова» «Какой звук заблудился?»«Назови слова со звуками «г» и «гь»
Февраль Звуковой анализслов Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трёх звуков. «Назови слова»
Февраль Звуковой анализслов Развитие умения выполнять звуковой анализ слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. «Назови слова со звуком «ш»
ФевральМарт Подбери словоИзмени слово Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Развитие способности подбирать слова к трёхзвуковой модели. «Назови слова»«Назови пару»
Март Ударный звук Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком. «Живые слова» «Какой звук заблудился?»
Март Назови слово Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком. «Найди свой домик»«Назови слова»
Март Предложение Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составление его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Развитие способности подбирать слова к четырёхзвуковой модели. «»Живые слова» «Назови слова»
Апрель Предложение Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. «Живые слова» «Назови слова»
Апрель Составь предложение Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Развитие способности подбирать слова к четырёх – звуковой модели. «Назови слова»
Апрель Предложение и слово Совершенствовать умения анализировать предложение. Развитие способности называть слова с заданным звуком. «Телеграф»
Апрель Предложение, слово, звук Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели. «Телеграф» Игра-загадка
Май Предложение Совершенствовать умения составлять предложения из 2-3 слов; определять последовательность слов в предложении. «Слово-предло –жение»
Май Составь пред-ложениеУпражнять в составлении предложения по схемам. Закрепление умения составлять графическую запись предложения. «Назови слово»
Май Звук, слово, предложение Учить детей самостоятельно подбирать слова со звуками «с», «ш».Закреплять умение детей делить слова на части; самостоятельно преобра-зовывать слова, состоящие из двух слогов.Закреплять знания детей о составе предложений (из двух-четырех слов). «Назови слово»
Май Умники и умницы Создать у детей радостное настроение от игры. Закрепить приобретённые навыки. «Живые слова» «Молоточки» «Поищи слова» «Какой звук заблудился?»
Литература: Т.Р.Кислова, Ольга Новиковская,Ю.К.Школьник,И.А.Жукова.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
“Центр развития ребенка- детский сад №28”
Согласовано
зам.директора по УВР Волик Е.А.
Перспективное планирование дополнительной
образовательной деятельности в подготовительной к школе
группе “Б” - Кружок "Грамотейка"
Воспитатель: Каширная А.И.
г. Михайловск, 2015