Разработка открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических конструкций речи у дошкольников с ОНР


Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
Возрастная группа: старшая
Речевое нарушение: ОНР 3 уровня
Лексическая тема: Мой дом
Цель занятия: Формировать навыки словообразования на материале лексической темы «Мой дом».
Задачи:
Образовательные:
1. Пополнять и активизировать словарный запас по теме «Мой дом»;
2. Формировать навыки словообразования и подбора действий к предметам;
3. Учить образованию приставочных глаголов.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логическое мышление и долговременную память;
2. Развивать умение находить пути решения, проблемной ситуации.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, навыки культурного поведения в доме;
2. Способствовать проявлению сотрудничества, самостоятельности, инициативности в детском коллективе.
Оборудование: речевой материал, лото «Мой дом», конструктор, презентация, флипчарт, сундучок с заданиями
Ход занятия
Орг.момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости! Давайте дружно поздороваемся с ними!
ПсихогимнастикаА теперь, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Настал новый день! Сейчас мы улыбнемся друг другу! Как хорошо, что мы встретились, что все мы здоровы и в хорошем настроении! Давайте сделаем солнышко, будем подавать друг другу руки-лучики и называть свое имя. Я – лучик Анастасия Викторовна, а ты?
Ребята, сегодня у нас есть еще гости! Посмотрите, кто к нам пришел… . Ребята, вы видели, что Наф-Наф выбрал себе самую сложную задачу – строить домик из камня. Но поросенку трудно сделать это одному и он просит помощи у нас. Поможем ему? Наф-Наф прислал нам сундучок с заданиями, если мы, верно, выполним все задания, то окажем поросенку большую помощь! За каждое выполненное задание, поросенок будет получать строительные материалы для своего домика.
Письма- задания из сундучка
1) Ребята, я слышал, что дома бывают разными. А вы знаете, как они называются?
Дом из камня – каменный
Дом из дерева – деревянный
Дом из кирпича – кирпичный
Дом из соломы – соломенный
Дом из стекла – стеклянный
Молодцы, ребята! Вы все назвали правильно! Поросенок получает кирпичи!
Дети, в каждом доме есть разные комнаты. Каждая комната имеет свое предназначение. Ответьте, пожалуйста, что делают в детской комнате, в кухне, в ванной комнате, в гостиной?
Все правильно! Молодцы! За выполнение этого задания, наш поросенок, получает доски для строительства пола и потолка!
Ребята, я отправил вам лото, помогите, пожалуйста, мне собрать его. Какие предметы, должны находиться в каждой комнате? Составьте предложение. (В детской комнате есть… и т.д.)
Все правильно! Молодцы! За выполнение этого задания, наш поросенок, получает черепицу, чтобы накрыть крышу.
Ребята, я слышал, что дома могут состоять из этажей. Объясните, мне, пожалуйста, что это значит? (строительство дома для маленького друга). Назовите пожалуйста, какой дом вы построили? (одноэтажный , двухэтажный, трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный, небоскреб)
Хорошо! Вы справились с заданием! Поросенок получает инструменты, необходимые для строительства дома! .
А теперь, давайте поиграем. Что делает ваш маленький друг? (образование приставочных глаголов от глагола шел - пришел, обошел, ушел, зашел, вышел). Ребята, поросенок занят стройкой и совсем потерял бдительность, давайте посмотрим, а где же сейчас, злой волк?
Ребята, Наф-Наф предлагает нам поиграть в игру «Что где находится?»
Где ходит котенок? (по забору)
Где построен забор? (перед домом)
Где находится солнышко? (над домом, в небе)
Где находится дом? (за забором)
Все верно! Молодцы! За выполнение этого задания, наш поросенок, получает цемент.
У нас есть еще одно письмо от поросенка, давайте прочтем его. «Ребята, к сожалению, я не знаю своего домашнего адреса. Но мне очень интересно знать, где живете вы? А вы знаете свой адрес?»
Дети, вы отлично справились со всеми заданиями! Строительство у нашего поросенка идет полным ходом! Вы хотите посмотреть, как Наф-Наф строит свой домик? Давайте, посмотрим вместе!
Дети, но ведь у Наф –Нафа есть еще два брата, поросенка. Что же случилось с ними? Вам интересно? Оказывается братья тоже построили себе домики, Нуф-Нуф построил домик из соломы, но пришел злой волк и разрушил соломенный домик. Тогда, Нуф-Нуфу пришлось бежать за помощью к брату Ниф- Нифу, который построил домик из хвороста, но волк и его разрушил. Давайте посмотрим, что же было дальше, когда поросята оказались без жилья…
Ребята, поросята очень благодарят вас за помощь! Какой домик получился у Наф-Нафа, как вы думаете? (крепкий, прочный, надежный, красивый, теплый). Правильно! На память поросята прислали вам фотографии со своей стройки, вы можете раскрасить их дома, так, как вам хочется.