Конспект НОД Тема: формированию лексико – грамматических средств языка и развития связной речи в форме сюжетно – ролевой игры: «Путешествие в осенний лес»


Конспект НОД
Тема: формированию лексико – грамматических средств языка и развития связной речи в форме сюжетно – ролевой игры: «Путешествие в осенний лес»
Выполнила: учитель – логопед
Щепалова В.В.
Нижний Новгород
2016
Задачи:
Развитие словаря детей (расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов и природных явлений);
Формирование и совершенствование грамматического строя речи (совершенствование практического навыка образования и употребления существительных с суффиксами онок -, енок -, ат -, ет);
Развитие связной речи и речевого общения (продолжение развития диалогической формы речи, стимулирование собственных высказываний детей);
Формирование родовых и видовых обобщающих понятий, обобщение активного словаря притяжательными прилагательными;
Развитие фонетико – фонематической системы языка (автоматизация поставленных звуков в речевой деятельности, обеспечение усвоения слоговой структуры слова);
Дальнейшее развитие слухового внимания при восприятии неречевых звуков, совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги;
Пополнить литературный багаж стихотворением. 
Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний об осени, ее признаках, обобщение представлений об образе жизни диких животных).
Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников.
Материал:
Конверты с фотографиями;
Ватман
Листочки из бумаги (разноцветные)
Сигнальные карточки (красные, синие);
Обручи («домики для животных»);
Шапочки животных (по количеству детей);
Аудиозапись осенних звуков;
Оформление группы в соответствии с тематикой. 
Ход деятельности:
Логопед: Ребята, послушайте стихотворение.
Ветер подул,
Листик сорвал.
Дождь покропил,
Травку умыл.
Солнце блестит,
Где туча была,
Клен пожелтел,
Осень пришла.
Логопед: О каком времени года это стихотворение?
Дети:  Об осени.
Логопед:  Я предлагаю отправиться в лес и найти признаки осени. Назовите их.
Дети: Дождь, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, на небе серые облака, дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало.
Логопед: Вы очень наблюдательны! А знаете, осень можно не только увидеть, но и услышать. Предлагаю послушать осенние звуки (звучит аудиозапись «Звуки природы»). Какие осенние звуки вы услышали?
Дети: Услышали, шум воды, порывы ветра, шум дождя, птичьи голоса.
Логопед: Действительно, именно такие звуки можно услышать в осеннем лесу.
А теперь, ребята, помогите вспомнить мне, что же происходит в осеннем лесу.
Подбор слов-действий:
Лист – желтеет, вянет. опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы – улетают, перелетают, прощаются.
Дождь – моросит, идёт, льёт, капает.
Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет. Завывает.
 Логопед: Ох, как здорово вы справились с заданием. Прошу вас быть внимательными и приготовить свои сигнальные карточки. Нужно послушать и определить, чего же не бывает осенью, а что происходит в это время года.
Набухают почки, распускаются листья
Люди собирают урожай овощей и фруктов
Звенит капель, бегут ручьи
Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья
Дети купаются, загорают, носят легкую одежду
Дикие животные делают запасы на зиму
Ярко светит солнце, поют птицы
Птицы улетают в теплые края
Дети поднимают красную карточку если согласны, синюю - если нет.
Логопед: Ребята, предлагаю вспомнить вам, кто живет в лесу.
Дети: животные.
Педагог: верно. Каких животных вы можете назвать?
Дети: лиса, заяц, медведь, волк, еж, белка,
Логопед: Я хочу предложить вам на время стать маленькими лесными жителями. Выбирайте себе шапочки и занимайте домики. Я отправлюсь к вам в гости. Загляну сначала в дупло. Кто здесь живет?
Ребенок: В дупле живет белка с бельчатами.
Логопед: Пойдем со мной на прогулку, бельчонок! Давай, посмотрим, кто живет в норке?
Ребенок: Здесь в норке живет ежиха с ежатами.
(Педагог приглашает ежонка отправиться вместе с ними и заглянуть в берлогу)
Дети: В берлоге живет медведица и мы, медвежата.
(Педагог приглашает медвежат, и подходят к волчьему логову, затем к лисьей норе, находят под кустом зайчат, в мышиной норке – мышат ).
Логопед: Ребята. А кто скоро отправится в спячку?
Дети отвечают.
Логопед: А теперь мы отправимся на лесную полянку.
Логопед: Какая замечательная полянка. Давайте мы с вами порезвимся и сделаем зарядку.
Двигательная разминка «Звериная зарядка» (дети выполняют движения в соответствии с  текстом)
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
(кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть
(прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть
(легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый
(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы
(ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
(переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте
(раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала!
(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Логопед:  Мои маленькие лесные жители, посмотрите, осенний ветерок доставил нам письма. Присядем и посмотрим, что в конвертах.
Дети: Здесь фотографии.
Логопед: Это осень подарила их вам и просила составить весенний коллаж. Посмотрите, что изображено на фотографиях. Опишите, что вы видите.(дети описывают). Молодцы! Прошу вас взять фотографии, листья и составить коллаж.
Логопед: Дорогие мои зверята, пока мы с вами играли, на опушке волшебного осеннего леса появились такие красивые букеты из листьев. Я предлагаю вам подарить их своим мамам. Скажите, кому вы подарите свои цветы?
Дети называют своих «мам»: ежиха, медведица, зайчиха, волчица, мышь и т.д.Логопед: Вот и закончилась наша прогулка по осеннему лесу. Вам понравилось? (ответы детей)
Теперь пришла пора снова становиться детьми. Давайте попрощаемся с волшебным лесом до следующей встречи.
(дети прощаются)