Конспект урока по русскому языку на тему Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Класс: 2В
Учитель: Абдульменева Л.Р.
Тема: Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Цель:
– дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
– развитие умений находить в предложении действующее лицо и различать слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но выполняющие в предложении разные функции – действующего лица и объекта.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. обобщать и классифицировать по признакам.
3. выявлять сущность, особенности объектов.
4. на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
1. развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. развиваем умение слушать и понимать других.
2. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. оформлять свои мысли в устной форме.
4. умение работать в паре.
Личностные результаты
1. развиваем умения выражать свои эмоции.
2. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка буду проводить я, меня зовут Ляйсан Рамильевна.
В стране родного языкаНе всё известно нам пока,Но путешествовать начнёмИ сами до всего дойдём
Здравствуйте
Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать?
– Какую запись должны сделать дальше?
– Перед тем как начать урок, давайте проверим Д/з
1. Проверка домашнего задания
– Какие слова из упр. 95 с вопросами выписали?
- Сколько слогов в слове мокрый?
-На какой слог падает ударение?
-Сколько букв, сколько звуков в этом слове?
– Чем отличается слово носик от слова нос в разборе, который вы делали дома?
-Ребята, посмотрите на слайд и угадайте кто проведет урок с нами.
2. Словарная работа.
– Дополните предложения словарными словами, написание которых вы уже знаете.
- Обратите внимание на первое предложение. Как вы понимаете слово снуют?
(торопливо двигаться туда и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
| (как?) снуют (кто?). | Они (как?) чирикают. | Скоро у них появятся (кто?).
– Запишите 1-е и 2-е предложения. В словарных словах обозначьте опасные места.
-Дату
-Записать К.р.
-(кто?) Мы (что сделали?) заболели.
(кто?) Мы (что сделали?) пошли.
(кто?) Доктор (что сделал?) глянул.
- два слога
- на первый слог
- объясняют
- Весело снуют воробьи. Они громко чирикают. Скоро у них появятся птенцы
Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
- Определите на слух, сколько предложения я прочитала.
Котята за капустой
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
(И. Токмакова)
– Как вы определили, что я прочитала два предложения?
– А теперь посмотрите на запись.
На слайде (доске) – фрагмент текста.
– Сколько здесь строк?
А почему не четыре предложения?
Вопрос-провокация.
– В первом предложении есть слово огород. Я к нему задаю вопрос что? и говорю, что это главное слово. Права ли я?
– С каким главным словом связано слово ходили?
–Правильно,надо сначала понять, кто производит действие. Его ещё называют действующее лицо (оно может быть и неодушевлённым).
Запись на доске сочетания – действующее лицо.
Эти слова будут ключевыми на уроке.
– Какое действующее лицо для действия ходили в нашем предложении?
- Какое действующее лицо для действия повстречался в следующем предложении?
– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
- 2 предложения
-Говорится о котятах и о кроте.
- 4строки
-В первой строке не ясно, что делают котята, во второй непонятно без первой, кто ходит.
-Нет, к этому слову нельзя задать такой вопрос, вопрос нужно задавать от слова ходили: ходили (куда?) в огород.
-Котята.
-Котята.
- Крот
-Сегодня мы будем учиться отличать действующее лицо от других предметов.
Физминутка
- Ребята, пришло время отдохнуть
«Смешарики»
Руки? – НА МЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
Спина? – ПРЯМАЯ!
. Развитие умений – применение знания.
Работа в учебнике.
Упр. 96
– Какое действие названо в первом примере?
– Составьте предложение по рисунку.
– Кто пишет, производит действие? (Девочка.) Значит, она является действующим лицом. Обозначьте стрелочками связь между словами, называющими действие и лицо.
Девочка (что делает?) пишет письмо.
– Задайте вопрос к другому слову – пишет
Обратите внимание, стрелка направлена только в одну сторону.
Работа с примером из другого столбика.
– Какое действие названо в этом примере?
– Кто его производит? (Шарик.) Значит, шарик является действующим лицом.
– Запишите предложение по картинке.
- Покажите связь между действием и действующим лицом.
– Ребята, замените картинки словами и запишите полученное предложение. Покажите стрелочками, от какого слова к какому ставиться вопрос.
.
Ребята, какой вывод из данного упр. Можно сделать?
Гимнастика для глаз
Упр. 97 –Учащиеся выполняют это задание самостоятельно. Записывают предложения в тетрадях
Затем совместно с учителем идет проверка.
-Пишет.
-Девочка пишет письмо.
-Вырвался.
-Из рук девочки вырвался шарик.
- Чтобы установить, о ком или о чем говорится в предложении, надо установить, кто или что совершает действие.
-Пишут (Зайчик прячется под деревом. В небе сверкает молния. Кузнечик стрекотал в траве.)
Итог урока.
- Что такое действующее лицо?
-Как установить связь слов в предложении?
- Удалось вам правильно выполнить задание?
- Что у вас получилось лучше всего?
- В чем испытывали затруднение?
-это кто производит действие в предложении
- при помощи вопросов
Заголовок 315