Конспект урока по русскому языку на тему Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении (3 класс)
ТЕМА: Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Цели: выработать у учащихся умение устанавливать действующее лицо или
предмет в предложении; совершенствовать навыки устной и
письменной речи; развивать любовь и интерес к языку, осознание
его красоты и эстетической ценности; развивать умение работать в
группе.
I Оргмомент.
II Актуализация знаний.
- Ребята, в школе идёт неделя русского языка, а это
значит, что на уроках будет много интересного и занимательного
материала. Я хочу прочитать слова Максима Горького о русском языке:
« Слово – одежда всех фактов, всех мыслей »
- Как вы думаете, почему он так сказал?
- Верно, ведь словом можно выразить свои мысли и чувства, рассказать
о происходящем и просто общаться с друзьями.
- Вспомните, какие слова вы уже изучали? Что они обозначают, на
какие вопросы отвечают?
(им. сущ., им. прил., глаг)
- Что можно составить из слов?
III Чистописание:
-Открыли тетради, записываем число, классная работа.
а) Д д Д д да ди до дю
Что можете рассказать об этой букве?
Назовите соединения, в которых звук [д] твёрдый, [д’] мягкий.
б) Прочитайте предложение.
Дети читают интересные сказки.
Спишите.
Что вы написали? (предложение) Что вы знаете о предложении?
Состоит из слов.
Слова связаны по смыслу.
Первое слово пишется с большой буквы.
В конце ставится знак препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)
Поставьте вопросы от слова к слову.
- С каких слов нужно начинать? ( С главных – грамматической основы.)
О чём говорится в предложении?
Что дети делают? – читают.
Дети читают – это грамматическая основа, связь показываем двумя стрелками.
Поставим вопрос к следующему слову. Как вы думаете, к какому? (интересные) – какие? Связь показываем стрелкой к тому слову, к которому ставится вопрос.
- Что ещё можно сделать?
Составим схему предложения.
(что сделал?) (где?) (какой?) (что?)
IV Постановка цели и задач урока.
– Какая тема сегодняшнего урока?
Сегодня будем продолжать работу над предложением. Отработаем
умение находить главные члены предложения, ставить от слова к
слову вопросы, правильно составлять предложения. А зачем нам всё
это нужно? (чтобы наша речь была красивой)
V. Применение знаний и умений.
а) Коллективная работа.
Составьте предложение по схеме:
кто? что сделала? какую? что? Лиса построила ледяную избушку.
Запишите с комментироанием.
Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
Поставьте вопросы от слова к слову.
Запишите ешё одно предложение с комментированием:
Весной избушка растаяла. Выполните то же задание.
Объясните, почему в первом предложении слово избушка не является
подлежащим, а во втором – является. (в 1 она не выполняет никаких
действий, а во втором она (что сделала?) – растаяла) или (в первом
предложении говорится о лисе, а во втором – об избушке)
Физминутка
Кто знает, что сделала лиса, когда у неё растаяла избушка?
(выгнала зайчика). Кто же ему помог? Это мы узнаем, выполнив
ещё одно задание.
б) Работа в группах.
Из данных слов составить предложения.
Пришли медведь на помощь и петух зайке
Дружно звери и весело живут
убежала плутовка Рыжая
Списать так, чтобы получился текст.
Обоснуйте выбор последнего предложения.
в) Самостоятельная работа.
Подчеркните грамматическую основу:
1 вариант – в третьем предложении
2 вариант – во втором.
Взаимопроверка.
VII Работа с учебником.
С. 73 у.97 по заданию.
После коллективного разбора записать:
1 ряд – 1 предложение
2 ряд – 2 предложение
3 ряд – 3 предложение.
VIII Рефлексия.
Какой навык отрабатывали на уроке? Зачем?
Что было самое интересное? А самое трудное?
Что получили в результате труда? (знания)
Покажите своё настроение.
IX Оценки.
X Д\з РТ, упр. 1,2, стр. 33
13PAGE 15
13PAGE 14215
15