Урок по русскому языку для 2 класса Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении
Технологическая карта урока
Предмет: Русский языкКласс: 2Тип урока: Урок развития умений
Тема
Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении
Цель
Формирование умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении
Задачи
Образовательные:
- выработать у учащихся умение устанавливать действующее лицо или предмет в предложении;
- совершенствовать навыки устной и письменной речи;Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;
-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе;
УУД
Личностные УУД: проявлять интерес к русскому языку
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь задавать вопросы, владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД:
- уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении;
- видеть опасные места в словах; видеть в словах изученные орфограммы;
- уметь ставить вопросы к словам в предложениях
Планируемые результаты
Предметные:
Знать, что такое действующее лицо или предмет в предложении.
Уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Личностные: интерес к письму, к изучению русского языка, осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Основные понятия
Действующее лицо или предмет; грамматическая основа предложения; главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; части речи: глагол, существительное.
Межпредметные связи
Литературное чтение
Ресурсы:
Основные
дополнительные
1. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник 2 класс
2. Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс.
- электронные физкультминутки
ТЕМА: Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Цель: Формирование умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении
Задачи:
Образовательные:
- выработать у учащихся умение устанавливать действующее лицо или предмет в предложении;
- совершенствовать навыки устной и письменной речи;Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;
-развивать любовь и интерес к языку, осознание его красоты и эстетической ценности;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям, к процессу учения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Орг. момент
Актуализация знаний.
1. Я хочу прочитать слова Максима Горького о русском языке: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей »
- Как вы думаете, почему он так сказал?
- Верно, ведь словом можно выразить свои мысли и чувства, рассказать о происходящем и просто общаться с друзьями.
- Вспомните, какие слова вы уже изучали? Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?(им. сущ., им. прил., глагол)
- Что можно составить из слов?
Прочитайте предложение.
Интересные сказки читают дети.
(запись на доске)
Спишите.
- Что вы написали? (предложение)
- Что вы знаете о предложении?
Состоит из слов.
Слова связаны по смыслу.
Первое слово пишется с большой буквы.
В конце ставится знак препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак)
Разбор предложения:
- Как мы разбираем предложение?
- С каких слов нужно начинать? ( С главных – грамматической основы.)
- Сначала найдем грамматическую основу предложения: сказуемое и подлежащее.
- Какое действие совершается в предложении? Какое слово называет действие?
Поставим вопрос – (что делают?)
Кто совершает действие?
Поставьте вопросы от слова к слову.
О ком говорится в предложении?
Что дети делают? – читают.
Дети читают – это грамматическая основа, связь показываем двумя стрелками. Подчеркнем их. (на доске схема обозначения подлежащего и сказуемого)
Поставим вопрос к следующему слову. Как вы думаете, к какому? (интересные) – какие? Связь показываем стрелкой к тому слову, к которому ставится вопрос.
Отвечают на вопросы.
Работа в тетрадях – записывают предложения.
Ответы детей на вопросы.
Работа в тетрадях.
Ответы детей на вопросы.
Работа в тетрадях.
Разбор предложения.
Уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (личностные УУД)
Целеполагание
Мотивация учебной деятельности.
- Чему будем учиться на уроке?
- Какая цель нашего урока?
- Сегодня будем продолжать работу над предложением. Отработаем умение находить главные члены предложения, ставить от слова к слову вопросы, правильно составлять предложения.
- А зачем нам всё это нужно? (чтобы наша речь была красивой).
Ответы детей.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)
Словарная работа
Прочитайте слова.
П _ тух, л _ сица, м _ дведь, с _ бака, за _ ц.
- Что объединяет эти слова?
- Из какой они сказки?
Работа в тетрадях.
Ответы детей:
Сказочные герои.
Заюшкина избушка.
Развитие умений – применение знания
Работа с учебником
Упр. 96
Упр. 97
Коллективная работа
Составьте предложение по схеме:
кто? что сделала? какую? что?
Лиса построила ледяную избушку.
Запишите с комментированием.
- Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
- Поставьте вопросы от слова к слову. Запишите ещё одно предложение с комментированием:
Весной избушка растаяла.
Выполните то же задание.
Объясните, почему в первом предложении слово избушка не является подлежащим, а во втором – является.
- Кто знает, что сделала лиса, когда у неё растаяла избушка? Кто же ему помог?
Развивается умение отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки.
Коллективно под руководством учителя дети разбирают первую пару примеров.
– Какое действие названо в первом примере?
– Составьте предложение по рисунку.
– Кто пишет, производит действие? Значит, она является действующим лицом. Обозначьте стрелочками связь между словами, называющими действие и лицо.
Девочка пишет (что?) письмо.
– Задайте вопрос к другому слову – письмо. Покажите эту связь стрелкой.
- А от слова письмо можно задать вопрос к слову пишет?
- Обратите внимание, стрелка направлена только в одну сторону.
Работа с примером из другого столбика.
– Какое действие названо в этом примере?
– Кто его производит? Значит, шарик является действующим лицом.
– Запишите предложение по картинке. (Из рук девочки вырвался шарик.)
– Покажите связь между действием и действующим лицом.
– Как называются эти слова в предложении?
– Задайте вопрос(ы) к другим словам. Покажите связь стрелкой.
–Учащиеся могут выполнять эти задания в группах. (Зайчик прячется под деревом. В небе сверкает молния. Кузнечик стрекотал в траве.) Затем от каждой группы читают предложения, задают вопросы к словам.
П. Возможно дополнить задание: на доске изобразить схемы со стрелками:
|_____ _______ __ _______.
Зайчик прячется под деревом.
Конструируют предложения из слов с опорой на вопросы.
Устанавливают в предложении действующее лицо или предмет.
Работа в тетрадях.
Работа у доски.
Ответы детей:
в 1 она не выполняет никаких действий, а во втором она (что сделала?) – растаяла) или (в первом предложении говорится о лисе, а во втором – об избушке)
Лиса выгнала зайчика.
Устанавливают в предложении действующее лицо или предмет.
Ответы детей: пишет.
Составляют предложение:
Девочка пишет письмо.
Ответы детей: Девочка.
Работа в тетрадях.
Ответы детей.
Ответы детей: Вырвался.
Ответы детей: Шарик.
Работают в тетрадях предложение.
Ответы детей: Грамматической основой, главными словами.
Далее дети работают самостоятельно, проверяют в парах.
Работают в группах.
Записывают предложения в тетрадях.
Строят схему предложения.
Уметь устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Развитие умения отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки.
Развитие
умения подбирать нужные действия с опорой на рисунки и графически обозначать связь между словами
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)
Развиваем умения извлекать информацию из схем
(познавательные УУД)
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
(Личностные УУД)
Умение ориентироваться в учебнике, умение работать с иллюстрациями в учебнике, с текстом
(познавательные УУД)
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (коммуникативные УУД)
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными вопросами
(коммуникативные УУД)
Рефлексия
- Какая цель урока была?
- Что было самое интересное? А самое трудное?
- Что получили в результате труда?
- Чему учились на уроке?
-Чему научились?
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (регулятивные УУД)
Подведение итогов
Оценивание
Заголовок 315