Игры и упражнения по устранению оптической дисграфии


Разработанный комплекс игровых упражнений мы для удобства разделили на группы в соответствии с целью их применения. Так, для развития у детей зрительного восприятия и узнавания предметов, на подготовительном этапе мы использовали следующие виды работ:
Развитие зрительного гнозиса (развитие восприятия цвета, формы,
размера и величины).
С этой целью мы предлагаем следующие задания:
- назвать предметы по их контурам;
- назвать недорисованные предметы;
- назвать перечеркнутые изображения;
- выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;
- определить, что неправильно нарисовал художник;
- распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры);
- распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально
различающихся по величине);
- подбор картинок к определенному цветовому фону (детям предлагаются
фоны «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета и дается задание положить картинку на свою «лужайку»);
- подбор одинаковых полосок;
- подбор парных карточек с геометрическими фигурами;
- нахождение фигуры среди других;
- срисовывание изображений;
- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;
- составление разрезанных на части картинок;
- выполнение тестов Равена;
- конструирование из кубиков Кооса;
Игры на развитие восприятия величины:
- «Великан и гном» (необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика – маленьких предметов);
- «Три медведя» (найти вещи медведя-папы, медведицы-мамы и медвежонка);
- «Матрёшка» (сложить матрёшек или выстроить их по росту);
- «Четвёртый лишний» (среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой);
- «Геометрическое лото» (у детей большие карты, на каждой из которых геометрическая фигура, и картинки с изображением разных предметов, букв, цифр большого и маленького размера. Дети определяют, на что похож предмет, и кладут его на карту с похожей геометрической фигурой).
Игры на развитие восприятия формы:
- «Что это?» (по описанию учителя или одноклассника назвать геометрическую фигуру);
- «На что это похоже?» (найти предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал);
- «Кто больше?» (нужно назвать как можно больше предметов похожих на
«геометрические фигуры);
- «Четвёртый лишний» (среди предложенных фигур найти лишние, не похожие на остальные);
- «Конструктор» (из разных геометрических фигур построить что-либо, например: из треугольников – квадрат, из кругов – человека, из разных фигур – дом, животных и т. д.);
- «Сосчитай» (назвать из каких геометрических фигур состоит рисунок и сосчитать их);
- «Чем отличается?» (предлагается рассказать, чем отличается треугольник от квадрата, круг от овала и т. д.);
- «Конструктор» (из отдельных элементов составить целую геометрическую фигуру);
- «Огородники» (две команды детей, одни собирают в корзину овощи круглой формы, а другие – овощи овальной формы);
- «Геометрическое лото» (карточки с различными геометрическими фигурами, нужно соединить две одинаковые фигуры) и т. п.
Игры на развитие целостности восприятия:
- «Мозаика» (из отдельных элементов нужно собрать рисунок);
- «Мастерская» (предлагается «склеить» вазу, тарелку, картинку, букву, цифру и т. д.);
- «Забывчивый художник» (дети должны дорисовать «забытые» художником части предмета, буквы, цифры);
- различные «пазлы» (из частей необходимо сложить целую картинку);
- «Расколдуй зверей» (нужно правильно собрать изображения животных);
- «Что в корзинке?» (по частям нужно догадаться о том, что лежит в корзинке);
Игры на развитие избирательности восприятия:
- «Рисунки Хрюши» (рисунки со всевозможными «помехами», т.е. зачёркнутыми изображениями или заштрихованными, которые нужно узнать);
- «Прятки» (среди наложенных рисунков нужно найти и назвать всех животных, предметы мебели, посуду, продукты, буквы, цифры);
- «Найди отличия» (на двух почти одинаковых картинках нужно найти отличия).
2. Развитие буквенного гнозиса (развитие восприятия цвета букв, формы, размера и величины предметов и букв, дифференциация расположения элементов букв). Здесь можем предложить:
- найти букву среди ряда других (после длительного и кратковременного предъявления);
- конструирование букв из палочек, бумаги, пластилина;
- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
- назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- определить букву в неправильном положении;
- обвести контурные изображения букв;
- выделить буквы, наложенные друг на друга;
- на фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся буквы»;
- конструирование букв из их элементов;
- реконструирование букв путем добавления (уменьшения) количества
элементов или изменения их пространственного расположения.
- игра «Допиши букву» (нужно дописать недостающие элементы букв, сначала в печатном варианте, затем в рукописном);
3. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса).
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
- игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5 – 6 предметов, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно один из них. Дети должны его назвать.
- дети запоминают 4 – 6 картинок, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок;
- запомнить буквы, цифры или фигуры (3 – 5), а затем выбрать их среди других;
- игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4 – 6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
- Разложить буквы. Фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
ориентировка в схеме собственного тела. Просим ребенка поднять левую (правую) руку, показать правую (левую) ногу, глаз или ухо.
Ребенок должен показать, какой палец на его левой руке находится слева (справа) от среднего; положить правую руку на стол и переместить ее немного вправо или положить на нее сверху левую руку. Ребенок должен правой рукой взять себя за левое ухо; сложить руки за спиной так, чтобы кисть правой руки оказалась лежащей на кисти левой.
Ориентировка в окружающем пространстве:
- Положите перед ребенком два предмета: один – ближе к его левой руке, другой – ближе к правой. Ребенок должен показать вам, какой предмет находится слева, а какой – справа.
- Пусть ребенок положит какой-нибудь предмет слева от себя (или справа от себя).
- Положите перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать вам предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.
- Положите перед ребенком ряд плоских предметов «стопкой». Выберите из середины стопки один из них. Ребенок должен сказать вам, какой предмет лежит выше или ниже ее.
- Ребенок должен по вашей инструкции нарисовать на листе бумаги сначала точку, слева от нее квадрат, справа – круг, сверху – треугольник, снизу – крестик.
- Ребенок должен объяснить вам, в чем заключается пространственные отличия похожих друг на друга букв (например: р – ь, с – э, г – т).
- Вы чертите на листе бумаги несколько вертикальных линий. Ребенок должен пририсовать к этим линиям недостающие элементы букв (р, ь, г, т, в, ф, к) по образцу.
- Нарисуйте на листе бумаги несколько наклонных линий, ребенок должен пририсовать к ним недостающие элементы букв (а, у, и, м) по образцу.
- Нарисуйте на листе бумаги несколько небольших кружков, ребенок должен
«превратить» их в буквы (ю, ф, р, б) по образцу.
- Нарисуйте на листе бумаги правильно изображенные буквы и эти буквы в зеркальном отражении. Ребенок должен показать вам правильно изображенные буквы.
-Ребенок должен «превратить» нарисованную вами букву в другую по памяти. Например: ь – в, ь – ы, с – о, о – ф.
- Ребенок должен исправить неправильно нарисованную вами букву.
Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право. Верх – низ, перед – зад. Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги. Предлагаем «раскрыть тайны чистого листа». Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. «Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это неутомимый моторчик – сердце. Оно стучит под левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева. Называем так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: правое ухо, правая рука, правая нога (все перечисленное дети находят на своем теле). Положите ладони на лист. Под правой рукой – правая сторона листа, под левой – левая. Что еще можно найти на загадочном листе бумаги? Углы! Как мы их назовем? Тот, что сверху и слева, так и назовем «левый верхний», а под ним – «левый нижний», справа – «правый верхний» и «правый нижний». В разных частях листа бумаги дети создают изображения животных, птиц, различных предметов. В качестве небольшой физминутки между заданиями используем игровые упражнения для формирования умения ориентироваться:
- В своем местоположении относительно других людей («Я сижу слева от Маши, справа от Сережи, за Катей». Затем дети меняются местами и продолжают игру).
- В пространстве своего тела (прикоснуться левой рукой к своему правому колену, затем правой рукой к левому уху и т.д.).
- В пространстве тела соседа (прикоснуться правой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к правому уху соседа справа и т.д.).
- В пространстве за своей спиной. Движение рук за спиной осуществляется в отсутствие визуального контроля. Это расширяет границы возможностей ребенка по управлению телом. Упражнения «Песенка воды» и «Комарики» (вращательными движениями кистей рук «открывать» кран – с-с-с, затем подушечками пальцев рук выполнять хватательные движения – «комарики кусаются» - з-з-з). Движения выполняются правой рукой. Левой рукой, двумя руками одновременно, затем за спиной в такой же последовательности [27].
5. Для развития мелкой моторики и координации движений мы использовали следующие приёмы:
- Плетение, шитьё, вышивка, лепка, аппликация, оригами, «Мозаика», игры с конструктором, рисование.
- Пальчиковая гимнастика.
- Прохождение лабиринта (провести дорожку, показать маршрут).
- Графические диктанты (продолжить узор, выполнить рисунок под диктовку).
- Штриховки (заштриховать контур предмета, буквы, цифры определённым образом).
Все игры и задания по развитию мелкой моторики и координации движений можно проводить на всех уроках, а также предлагать родителям выполнить данные упражнения дома (один раз в день – обязательно).
6. Развитие зрительно-моторных координаций. (Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов смотри в приложении № 3).
На основном этапе наиболее полезным и эффективным способом восстановления оптического образа буквы, а также и тонкого дифференцированного восприятия букв, близких по своему рисунку (н, п, и), является прием "реконструкции буквы". Эти упражнения сначала проводятся на уровне материальной формы действия: дети из одной данной ему буквы (деревянной или пластмассовой и др.) составляет все возможные другие буквы, дополняя ее каждый раз недостающими для другой буквы элементами, лежащими перед ним, или устраняя лишние элементы из данной буквы (хорошо иметь составные буквы). После серии последовательных операций, включающих опору на вербальный осознанный анализ конструкции буквы, ребенка переводят на выполнение серии этих же операций, но уже на материализованном уровне - дорисовывание заданной буквы, и, наконец, на уровне представлений (устно перечисляют все буквы, которые можно построить из заданной буквы путем ее реконструкции). Эти действия начинают только после относительно восстановленного знания букв алфавита, так как этот метод направлен на восстановление тонких дифференцировок при оптическом восприятии буквы. Эти занятия проводятся систематически и в течение длительного времени. Очень полезен осознанный сравнительный вербальный анализ строения букв. Ребенок должен самостоятельно найти из выложенных перед ним букв сходные по внешнему виду и объяснить, в чем сходство и в чем их различие. Далее, начертание многих букв дети запоминают по словесной характеристике их конструкции. Например, буква о запоминается ими как «кружок» или «ноль», буква с - как «полукруг», буква ж - «большой жук» (идеограммный метод письма) и т. д. Полезен и метод нахождения слов, начинающихся на одну и ту же букву. При написании эта буква как бы выносится за скобки. Работа ведется с опорой на соответствующие предметные картинки. На уроке отрабатываются названия нескольких предметов, нарисованных на картинках. Все слова (названия предметов или действий) начинаются с одной (отработанной на данном уроке) буквы. Слова записываются в столбик следующим образом:
н(ога)
н(асос)
н(осок)
н(ора)
н(ос)
Затем дается другая группа картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с другой буквы, близкой по оптическому признаку, и слова тоже записываются:
п(огода)
п(отолок)
п(апка)
п(ар)
п(ол)
п(аровоз) и т. д.
На следующем уроке ребенку вперемешку предъявляются картинки, и он должен разложить их в две группы, обозначенные на столе буквами в и к. Эти упражнения рекомендуется проводить со всеми буквами, усложняя сочетания букв и увеличивая объем для одновременного их сравнения. Эта работа над зрительным дифференцированным восприятием букв и их письмом с опорой на значение слова сходна с работой над восстановлением акустического дифференцированного восприятия. Постепенно, по мере улучшения умения распознавания букв, вводятся упражнения по восстановлению знания рукописных букв. Очень полезны диктанты наиболее распространенных имен и фамилий, а также диктанты названий предметов, наиболее близких для младшего школьника. Многократное письмо диктантов имен и фамилий, привычных слов, начинающихся на ту или другую букву, помогает восстанавливать ее оптический образ через:
а) сохранный моторный образ буквы;
б) ее связь с определенными упроченными смысловыми связями;
в) с определенными эмоциями, возникающими в связи с написанием слов. Затем ребенку дается какой-нибудь элемент буквы, из которого он должен самостоятельно сделать как можно больше рукописных букв. При чтении текста младшему школьнику предлагается находить и подчеркивать отрабатываемые буквы, или похожие друг на друга, или соответствующие
данным рукописным и т. д. Все описанные методы, связанные с реконструкцией буквы, относятся не только к восстановлению письма при его оптическом нарушении, но также и к восстановлению чтения. Задачей второй стадии восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого оптического анализа при письме и чтении. Работа по анализу строения буквы внутри слова способствует восстановлению обобщенного и в то же время константного оптического ее образа. Для этого анализ структуры буквы (особенно это касается рукописного шрифта) рекомендуется проводить не отдельно, а внутри слова. Здесь нередко применяется прием вербального анализа при сравнении оптически сходных букв. Для сравнительного анализа следует подбирать слова, включающие буквы, близкие по оптическому рисунку и наиболее трудные для детей. Большое значение на этой стадии обучения уделяется письму отдельных букв и целых слов с опорой на моторный двигательный образ (письмо букв, слов в воздухе рукой, письмо с закрытыми глазами). Этот способ письма существенно помогает актуализации нужного графического образа отдельных букв и целых слов [26].
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. Представляем материал, помогающий ребенку откорректировать ошибки на уровне написания буквы и слога и проконтролировать свою работу, научиться соотносить звук и букву, различать буквы, сходные по написанию.
Упражнение 1. Вставь нужную букву б или д: _елил, _ал, про_ел, _удка.
Упражнение 2. От данных слов образуй новые с помощью приставки до-: брел - … , бил - … , брал - … , брил – … , белил - … .
Упражнение 3. Восстанови скороговорки, вставляя букву б или д:
И_ут _о_ры во сырые _оры.
Бо_ры хра_ры _ля _о_рят хра_ры.
Раз _рова, _ва _рова, три _рова.
Два _ровосека, _ва _ровокола, _ва _ровору_а.
Упражнение «Буква-потеряшка». Вставь пропущенные буквы а или о:
Глки стями летят – будет дждь.
Большй урожй рябины – к сильным морозм зимй.
Сухая и холдная зим – к сухм и жркму лету.
Если в рдуге преобладет синий цвет – к ненстью [26].
Важную роль при обучении написания букв играет конкретная роль графических норм, осуществляемый на двух уровнях – кинестетическом ощущении и зрительном восприятии. Для формирования кинестетического праксиса можно использовать упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур, образцы которых логопед может самостоятельно придумывать в зависимости от буквы, письмо которой требует коррекции. Фигура рисуется на доске. Прежде чем приступить к ее прописыванию, дети с помощью логопеда рассказывают о ней: определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (прямые не соприкасаются, находятся на равном удалении друг от друга и т.п.); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево); отмечают уменьшение амплитуды и т.д. Затем ученики берут карандаш и пишут предложенную фигуру в воздухе тремя способами, по 4-5 раз каждым из них. Первый - рука выполняет крупные движения от плеча. Второй - рука опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, от чего размер выписываемого в воздухе образца естественно уменьшается. Третий - опора на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети должны либо стоять, либо сидеть, выпрямив спину и не откидываясь на спинку стула. На кончик карандаша можно надеть пенопластовый шарик, кусочек ластика и т.п., чтобы он был лучше виден. Когда ребята поймут и освоят механизм работы руки, первый способ исключается, остаются только второй и третий. Тогда
дети начинают обводить фигуры, нарисованные не только на доске, но и на листе бумаги. Первые две-три минуты они работают с фигурой на доске: рассматривают ее, ставят руку на локоть, выпрямляют спину и обводят 2-3 раза, двигая запястным суставом, и 2-3 раза - только пальцами. Затем следует переходить к фигуре, изображенной на бумаге. Ученик кладет перед собой листок, на котором нарисованы все семь образцов, и рукой, лежащей на столе, ведет кончик карандаша в воздухе над фигурой, сначала сгибая запястье, затем только пальцы. Постепенно обязательное предварительное прописывание образцов с доски прекращается, логопед использует его фрагментарно, по мере надобности.
Объем работы можно определить тремя способами:
а) логопед указывает количество и вид фигур;
б) логопед указывает только количество фигур, а их вид выбирают дети;
в) дети самостоятельно определяют количество и вид фигур [28].
Для развития кинестетического праксиса можно использовать упражнения с исключением зрительного контроля. Их следует выполнять в предлагаемой последовательности, по степени усложнения. В случае пропуска одного из упражнений или нарушения их порядка изменится технология формирования умений, из-за чего у детей могут возникнуть трудности. Упражнения на усвоение общего графического образа объекта выполняются на белой нелинованной бумаге. Четыре упражнения сменяют друг друга по мере развития кинестетической зрелости детей:
1. Образец буквы написан на бумаге слева вверху. Получив задание, ученики воспроизводят букву, зрительно контролируя свою работу. При этом полезно комментировать движение пальцев и кисти (описывать словами форму образца и последовательность операций). Затем ребята пишут букву второй раз, глядя на образец. Таким образом, объект письма оказывается в области бокового зрения. Внимание учеников сконцентрировано на ощущении движения пальцев и кисти. Очертания написанной буквы снова сравниваются
с образцом. Логопед предлагает ученикам написать таким способом столько букв, сколько им понадобится для прочного усвоения двигательного образа: «Пишите, пока не запомните, как двигаются ваши пальцы». Убедившись, что ребята хорошо подготовились, логопед предлагает им закрыть глаза и написать букву один раз, только по двигательной памяти. Потом дети сверяют написанное с образцом. В случае ошибки они характеризуют ее, снова пишут букву, закрыв глаза, и опять проверяют. И так далее.
2. Образец написан на доске. Сначала дети устно характеризуют его, затем воспроизводят несколько раз на листе, глядя на то, что пишут.
После каждой буквы сверяют ее с образцом. Подготовившись таким образом, ученики пишут букву один раз на бумаге, глядя на доску и соотнося зрительный образ с двигательными ощущениями. Основное внимание должно быть направлено на кисть и пальцы руки. Потом дети сверяют написанное с образцом и снова пишут, исправляя ошибки (если они есть).
3. Образец одной и той же буквы написан на бумаге два-три раза. Ученики выполняют упражнение по варианту 1 с той разницей, что пишут заданное число букв, стараясь сохранить одинаковый наклон. Последний тоже включается в область контроля наряду с конфигурацией, в результате чего работа усложняется. Размер написанных элементов и ровность строки (если она есть) не учитываются.
4. Упражнение выполняется по варианту 3, но образец написан на доске.
Упражнения на развитие умения чувствовать размер объекта выполняются на белой нелинованной бумаге.
1. В левом верхнем углу листа представлен образец буквы. Сначала ученики воспроизводят его несколько раз, глядя на то, что пишут, но внимание при этом направлено на ощущение движений пальцев и всей кисти. Затем они работают, глядя на образец и стараясь запоминать не только форму, но и свои движения. Количество определяет каждый ребенок самостоятельно: он напишет букву столько раз, сколько ему нужно для усвоения размера. После такой предварительной работы ученики переходят к выполнению главного задания. Они закрывают глаза и пишут букву несколько раз, стараясь выполнять движения, одинаковые по конфигурации и по размаху.
2. Такое же упражнение выполняется по образцу, представленному на доске. Дети пишут букву один раз, глядя на него и стараясь запомнить свои движения, а потом сразу выполняют ее второй и третий раз, пытаясь сохранить размер. Затем ребята сравнивают свои объекты по величине и делают выводы об успешности первой попытки. Если она удалась, работа продолжается. Ученики пишут букву, глядя на образец или закрыв глаза, столько раз, сколько посчитают нужным, стараясь сохранять ее одинаковый размер. После каждых трех-четырех букв дети смотрят на свою запись и контролируют правильность выполнения задания.
Оба упражнения имеют две степени сложности:
а) сначала дети контролируют конфигурацию и размер (два параметра);
б) по мере овладения нужными навыками они контролируют также и наклон (три параметра).
Упражнения на развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке выполняются на бумаге, разлинованной, как тетрадь для 3-4 классов - в одну линейку. Расстояние между линиями должно быть не менее 1,5 см. Объектом контроля становится умение сохранять ровность строки.
1. Ученики пишут строчку элементов, глядя только на образец в начале строки.
2. Глядя на образец в начале строки, дети пишут букву несколько раз, запоминая, в каком направлении движется кисть. Для облегчения работы можно нарисовать в конце строчки красный кружок, который будет играть
роль маяка, поскольку боковым зрением обычная линия воспринимается слабо. Когда ребенку покажется, что направление движения им усвоено, он закрывает глаза и продолжает писать букву до конца строки. Для того чтобы
ученик не вышел за границы листка, целесообразно положить его на тонкую книгу, выровняв правый край. Тогда ребенок почувствует его ребром ладони.
Потом дети анализируют свою работу. Если строка поползла вверх, значит, надо изменить движение кисти чуть книзу, если вниз - кверху. Затем упражнение повторяется на следующей строке. Эти упражнения имеют три степени сложности:
а) сначала дети контролируют только ровность строки и конфигурацию составляющих ее элементов (два параметра);
б) затем включается размер элементов (три параметра);
в) наконец, дети контролируют ровность строки, конфигурацию, размер и наклон элементов (четыре параметра).
Работу над дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство, начнем с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв. Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению. Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки). Последовательность операций такова: поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчлененно, б) целостно. Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора. Полезен устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.
Работу на заключительном этапе мы проводили в конце обучения. Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв мы представили в таблице (смотри приложение № 3). Лексический материал на пары оптически сходных букв можно посмотреть в приложении № 3.
В своей работе мы использовали следующие виды письма, преломленные применительно к задачам логопедической работы:
Списывание: а) с рукописного текста, б) с печатного текста, в) осложненное заданиями логического и грамматического характера.
Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. После написания слухового диктанта, обходя учеников, логопед отмечает у
себя и объявляет количество ошибок каждого из учеников. На несколько минут открывается текст диктанта, записанный на доске, для исправления ошибок. Ученики делают исправления не ручкой, а цветным карандашом (чтобы отличить их от поправок, возможно имевших место в ходе написания диктанта).
Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения учащихся другие орфограммы.
Таким образом, устранение оптической дисграфии мы осуществляли приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяли сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.