Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса на тему «В зоопарке»
Конспект занятия
по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
у учащихся 3-го класса
на тему «В зоопарке»
Время занятия – 40 мин.
Задачи:
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- совершенствование и закрепление у школьников навыка правильного образования существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- уточнение у школьников значений и актуализация слов по лексической теме «Зоопарк»;
-- совершенствование у школьников пространственных представлений;
- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;
Воспитательные задачи:
-совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;
-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;
- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, тетради.
Ход деятельности:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Давайте проверим: : ноги на месте, руки на месте, логти у края, а спинка прямая!
2. Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним, какие у нас есть звуки? (гласные, согласные)
- А что происходит, когда они становятся рядом друг с другом? (получаются слоги)
- Слог может состоять из одной гласной буквы, из гласной и согласной, из двух и более согласных и гласной.
- Всем известно правило:
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов –
Это знает каждый
Из учеников.
- Слоги живет в домиках. В этих домиках двери могут быть открыты и тогда эти слоги называются (открытые) и закрыты (закрытые).
- Приведите примеры таких слогов (ла, ал).
- А когда слоги собираются вместе, то получаются слова. Из скольких слогов могут состоять слова (из 1, 2, 3, и более).
- Сколько слогов в слове электростанция?
1) Перед вами слоговица:
Раз, два, три, четыре, пять.
Потрудитесь ухитриться
Слоговицу разгадать.
- Разгадайте слоговицу, где каждая цифра обозначает слог, который может встречаться и в других словах: 1-кен, 2-гу, 3-ру, 4-ба, 5-нок.
1-2-3 - есть сумка, но не ходит в класс (кенгуру)
2-4 – на видном месте две у вас (губа)
3-4-5 – скользит и стружка из-под ног (рубанок)
- Запишите получившиеся слова, определите в нем количество слогов.
3. Слоговой анализ и синтез.
1) Сообщение лексической темы. Послушайте внимательно стихотворение:
Там и шум,и гам,Вон сидит гиппопотам,А на против в клеткеПопугай на ветке.Там пантера и лисица,Обезьяна,крокодил,Бродит важная тигрица,Спит сердитый гамадрил.Встал я возле странной клетки,Ноги есть,а тела нет.Да ведь это же жирафа!,Сверху шлёт большой привет!
- Ребята, как вы думаете куда мы с вами сегодня отправимся?
Сегодня мы будем говорить о зоопарке. Туда мы и отправляемся. Слушайте внимательно:
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденье,
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать!
- Прочитайте слоги, записанные на карточках и соберите слова.
Мот-бе-ге, дил-кро-ко, пан-шим-зе, ведь-мед, фин-дель, лин-пав, гай-по-пу, ног-ось-ми, дюк-ин, ра-зеб, я-зме, ца-я-ри-ще, дей-ка-ин, па-че-ха-ре, яц-за.
2) Закрепление знания о частях зоопарка и его обитателях.
- Перед вами картинки обитателей зоопарка (шимпанзе, медведь, павлин, дельфин, зебра, заяц).
- Определите, где они будут жить: в зверинце, океанариуме, птичнике.
3). Работа над слоговыми схемами слов
- Подберите к схеме слова, обозначающие названия животных или птиц.
_ _ _ _ _ _, _ _ _ _ _, _ _ _ _ _ _. (собака, индюк, павлин).
4). Игра «Цепочка»
- Продолжите цепочку так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.
Образец: ка-ша, ша-ры, ры-ба.
4. Физминутка
- Встаньте, пожалуйста. Внимательно слушайте слова. Если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши, если слово состоит из двух слогов – подпрыгните на месте, если слово из трех слогов – сделайте приседание.
Слова: мост, карандаш, нога, кукла, дым, яхта, сорока, прибой, орел, дымоход, яблоко, порох.
5. Письменные задания на развитие слогового анализа и синтеза
1) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните гласные.
Работа, галоши, кенгуру, павлин, ромашка, машина, лягушка, овощи, клетка, корридо, фрукты.
2) К данному слогу подберите из скобок слова так, чтобы получилось новое слово. Напишите получившиеся слова. Выделите количество слогов, подчеркните гласные.
за(бор, вод, ры, кон, мок)
ку(сок, лак, лик, вод)
ры(ба, си, лик, бак, нок)
3) Прослушайте внимательно слова. Определите в них количество слогов. В первый столбик начертите схемы двухсложных слов, во второй – односложных.
Раки, мак, суп, травы, утки, кран, стул, листик, дуб, брат, грачи, крыса, слон.
4) Возьмите карточки со стола. На них записаны слова. В каждом из слов пропущены слоги. Вставьте их и запишите слова в тетрадь.
Ар-, лод-, -буз, -тик, ко--, ло--, ма--
8. На карточках даны слова. Если вы уберете из слова последнюю букву, то получите новое слово. Полученные слова запишите
сорт- волк- брат-
борт- полк- стон-
парк- шарф-
9. Внимательно прочитайте слова, написанные на карточках. Найдите среди них другие слова, которые в них «спрятались» Напишите слова парами.
Например: хлев-лев.
Слова: столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, вокруг, победа, листочки.
10. Образуйте от данных слов, новые слова, с уменьшительно ласкательным значением, используя суффиксы ЕК, ОК, ИК.
пень- шар-.
день- сук-
окунь- букет-
огонь- кот-
зверь- волк-
куль- нос-
- Запишите в тетради получившиеся слова.
- Определите количество слогов в словах, подчеркните гласные.
11. Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши подчеркните ими правильные ответы, и поставьте им оценки.
Логопед проверяет работы, сообщает результаты.
12. Итог урока.
- Наш урок подошел к концу.
- Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.
- Урок окончен, до свидания, ребята!