ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА


Петрова Татьяна Анатольевна,
учитель-логопед,
образование высшее педагогическое
и высшее дефектологическое,
ГККП «Ясли-сад №22 «Әлем»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития дошкольников с нарушениями речи в коррекционной логопедической работе является неотъемлемой частью данной задачи [1, с.2].
 Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
•использование компьютерных технологий и технических средств обучения;
•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям [2, с.23].
 Большинство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость [3, с.58]. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Целью моей работы является:
развитие познавательного интереса как средства коррекции речи у дошкольников через использование   нестандартного дидактического материала
Для достижения цели ставлю следующие задачи:
формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова и грамматических категорий речи
развитие мелкой, общей и артикуляторной моторики
расширение лексического словаря
развитие речевого дыхания
воспитание коммуникативных навыков
Коррекция речевого развития у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности. Я использую дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах, а также в свободной деятельности детей.
Для ребенка с общим нарушением речи важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие речевое развитие [1, с.2].
На протяжении 3-х лет в группе и логопедическом кабинете активно создаю соответствующую предметно-развивающую среду, куда вошли разнообразные дидактические игры и нестандартный дидактический материал. Прежде всего, дидактические средства логопедической направленности, которые позволяют развивать мелкую моторику, речевое дыхание, расширять лексический словарь, корректировать звукопроизношение.
Конечно, на сегодняшний день есть достаточно различных магазинных плакатов, карточек, игр, но живой интерес ребёнка надо поддерживать постоянно и в запасе всегда иметь что-то новенькое. А необычный, нестандартный дидактический материал, сделанный своими руками, вызывает у детей больший интерес.
 Мной разработаны и систематизированы дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию, развитию мелкой моторики, речевого дыхания и пр. Расскажу о наиболее интересных пособиях.
Ростовая кукла «Клоун Клепа» - предназначен для развития интереса к занятиям, работе по лексической теме «Части тела», развития общей моторики, сопряженных с речью движений.
Дидактическая игра «Тактильные дорожки» — предназначена для активизации психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие). Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой моторики.
Дидактическая игра «Помоги мышке попасть в норку» — направлена на активизацию психических процессов. Активизирует словарный запас. Развивает зрительный и тактильный анализаторы.
Дидактическая игра «Собери гусеницу» — развивает зрительное восприятие, внимание, мышление, закрепление цвета, координацию обеих рук.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — развивает исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка, учит определять и называть их форму, цвет, подбирать по тождественным признакам.
. Дидактическая игра «Помоги червячку найти свой фрукт» — помогает закрепить знание о фруктах, их форме, цвете. Развивает мышление, внимание, зрительное и тактильное восприятии
Массажная дорожка «Времена года» -предназначена для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов
Дидактическая игра «Домик» - предназначена для работы по лексическим темам «дом, квартира», «Семья», развивает зрительные и тактильные анализаторы, мелкую моторику, закрепление цвета, формы, отработка грамматических категорий речи
Дидактическая игра «ветерок» используют для дыхательных упражнений.
Дидактическая игра «Веселая рыбалка» предназначена для автоматизации звуков, активизации словаря, развития связной речи, ловкости, меткости, внимания, памяти.
 В настоящее время по созданным и адаптированным дидактическим играм разрабатывается сборник игр с рекомендациями по использованию.
Таким образом, коррекционная логопедическая работа с использованием нестандартного дидактического материала способствует более успешному формированию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Использованная литература
Котова, Е. А. Играем и учимся [Электронный ресурс]/Е.А.Котова.
Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.; ил.