Открытое занятие по предупреждению возникновения оптической дисграфии и дислексии у детей с нарушением зрения


Конспект открытого игрового занятия по обучению грамоте
« Потерялась буква И »
Закрепление пройденного материала.
Предупреждение возникновения оптической дисграфии и дислексии у детей с нарушением зрения.
( Подготовительная группа )Цель: развивать коммуникативную активность детей с нарушением зрения; формировать способы содержательного анализа и обобщения изученных категорий родного языка как средства общения.
Задачи:
Обучающие:
уточнить и закрепить понятия «звук», «слог», «слово», «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные»;
обучение звуковому и слоговому анализу и синтезу;
обучение чтению;
закрепление употребления предлогов;
продолжить обучение детей четкому выполнению инструкций;
продолжать обучение детей работе с различными видами наглядности;
учить самостоятельному выполнению заданий;
Коррекционно – развивающие:
развитие коммуникативных навыков;
корреляция психофизических функций;
развитие общей моторики;
развитие зрительного гнозиса;
закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве
развитие фонематического слуха, воспитание культуры звукопроизношения;
развитие слухового внимания;
развитие мышления;
развитие координации речи с движениями;
формирование мыслительных операций;
предупреждение возникновения дисграфии;
формирование навыка самоконтроля.
закрепление употребления предлогов.
Воспитательные:
воспитание у детей способностей к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
воспитывать навыки самостоятельности, инициативности.
Оборудование: Наглядный материал - картинки животных, небольшие шарики красного, синего и зеленого цвета, мяч, листы бумаги в крупную клетку, карандаши, ластики. Раздаточный материал - карточки с буквами.
Приветствие:
Логопед:
Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Оргмомент:
Логопед: Сейчас мы с вами сыграем в игру, а я проверю какие вы внимательные. Если я назову съедобный предмет, то вы поднимите правую руку, а если несъедобный – левую.Слова: Инжир, иголка, иней, ириска, икра, искра.
Ребята, а с какого звука начинаются эти слова [И].
А какой это звук? (Гласный)
Как вы догадались?
Дети: Этот звук тянется, в ротике нет преграды для воздушной среды.
Игры со звуками
Логопед: А какие еще вы звуки знаете? (Согласные).
Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие).
Давайте представим, что мы с вами оказались в городе, где мы видим жителей, но их не слышим.
А потом оказались в городе, где не видно жителей, но очень шумно. (Изображение на экране). Как вы думаете, в каком городе живут буквы, а в каком звуки? (Звуки).
Давайте поиграем со звуками и буквами.
Игра со звуками и соответствующими буквами.
(Задание на экране)
По первым звукам названий картинок определяем слово.
На экране появляются буквы и слова.
Картинки: улитка, тапки, клоун, арбуз. (Утка)
Если ребенок назвал правильно первый звук и прочитал слово, то на экране мы видим соответствующую картинку
По последним звукам названий картинок определяем слово.
Картинки: щенок, молоко, самолет. (Кот).
В слове ГУСИ буквы И нет. (ГУС.)
Куда же она пропала?
Логопед находит письмо от буквы И.
Хочу я с ребятами в прятки сыграть.
Мы с вами сегодня не будем скучать.
На полянку вы идите
и меня там поищите.
Отправляемся в путь (Задание на звуковой анализ, определение твердости – мягкости согласных).
До лесной полянки мы поедем на паровозике. (На экране появляется изображение паровоза).
Нужно приобрести билеты. А вместо билетов у нас будут разноцветные шарики.
Логопед раздает детям по одной картинке. Дети должны определить первый звук в слове. Если гласный звук, то получает красный шарик, твердый согласный – синий, мягкий согласный – зеленый.
Далее дети встают друг за другом и отправляются на полянку.
Упражнение на пространственную ориентировку и слуховое внимание.
Игра с шариками.
В правую руку свой шарик возьмите,
Над головою его поднимите.
Перед собою его подержите.
К левой ступне не спеша поднесите.
За спину спрячьте и затылка коснитесь.
В левую руку шарик возьмите.
Правого плечика шарик коснется
И ненадолго за спину вернется.
Логопед собирает шарики в корзину.
Зрительная гимнастика на экране : «Падают листья».
Логопед: Что-то не видно нашей буквы. Давайте потренируем наши глазки, чтобы они стали зоркими и внимательными. Проследим за падающими листиками. Голову не поворачиваем!
На экране – изображение падающих осенних листьев.
Упражнение с мячом
Логопед: Пока вы следили за листиками, я искала букву, но нашла мяч.
Дети встают в круг. Ваня, бросай мяч вправо, Саше. Саша, бросай мяч влево, Лизе.
Лиза, куда надо бросить мяч, чтобы он попал к Коле? (вправо)
Коля, а к Алине?
Ребята, а куда я бросила мяч? (вперед)
Посмотрите, мяч подкатился к корзинке, в которой находятся листочки с буквами. Так вот где спряталась буква И!
Задание на зрительное внимание, восприятие.
Отправляемся на поиски буквы.
Дети садятся за столы.
Логопед: Буква И спряталась от нас среди других букв, а мы ее найдем на листочке и закрасим каким цветом? Красным.
(Дети находят и закрашивают букву И среди других зашумленных букв).
Пальчиковая гимнастика: «Гусенок».
Буква И нашлась и теперь можем вернуть ее в непрочитанное слово. (ГУСИ).
Появляется изображение гусей.
Радуются гуси, в их слово вернулась буква И. Радуются и маленькие гусята.
Сейчас мы про него расскажем с помощью пальчиков.
(Соединяем попеременно каждый пальчик сначала правой руки с большим пальцем, а затем левой).
Вот проснулся, встал гусенок,
Травку щиплет он спросонок.
- Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне!
Задание на листочке
Логопед раздает детям листочки в клеточку.
Положите справа от листочка карандаш, а слева – ластик.
Логопед: Найдем на листочке левую верхнюю точку и проведем от нее вниз линию по 10 клеточкам. А теперь от нижней левой точки проведем линию до верхней правой точки. В какую сторону направлена линия? Снизу – вверх, направо. Опустимся на 10 клеточек вниз до нижней (какой точки?) правой. Что у нас получилось? Буква И.
11. Перевернули листочек.
Логопед: Перед вами схемы слов. Сейчас мы заполним их буквами. Будьте внимательны!
Верхняя схема: Напишите в последней клеточке букву А. Перед ней В, а в первой клеточке букву И. Что получилось? Ива
Нижняя схема: Первая Л, за ней И. Последняя - А . Предпоследняя – С.
Что получилось? Лиса.
12. Задание на слоговой анализ: «Четвертый лишний». Чтение.
Логопед: Ну вот, если все буквы в сборе, то можно почитать.
На экране появляются картинки и слоги. Дети читают слоги и определяют -
в названии каких картинок есть тот или иной слог. (Картинка, в названии которой нет данного слога, исчезает с экрана, а в последнем задании слог ТА во всех словах стоит в начале слова, кроме слова ПЛИТА).
13. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вы молодцы! А знаете почему буква И такая озорница? Она обозначает очень веселый звук, когда мы его произносим, наши губки улыбаются. Ну – ка, скажем все вместе - [И].
В это время на экране появляется изображение улыбающегося ребенка.
Логопед: Ребята, какую букву мы сегодня искали? А какой звук она обозначает? Дайте еще раз характеристику этому звуку..