Рабочая тетрадь по предупреждению оптической дисграфии.

Пояснительная записка.

У большинства первоклассников коррекционной школы нарушено зрительно-пространственное восприятие, недостаточно сформирована зрительно-двигательная координация, и прежде всего тонкие дифференцированные движения пальцев и кисти рук. Отмечаются разнообразные зрительные расстройства (атрофия зрительного нерва, косоглазие ,прогрессирующее ослабление зрения). 85 % первоклассников не посещают дошкольных учреждений. Это в свою очередь оказывает влияние на обучение чтению и письму ,ведёт к специфическим ошибкам оптического характера. При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, не дописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв.
Чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С).
Одно из проявлений оптической дисграфии зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга. Оптическая дисграфия и дислексия носят стойкий характер и самостоятельно без специальной работы не проходят.
Задания в рабочей тетради направлены на закрепления понятий (вверх, вниз, влево, вправо, впереди, сзади). Ребятам предлагаются динамические упражнения с проговариванием, где на собственных движениях закрепляют данные понятия. Также включены задания с элементами рисования (дорисовывать контуры знакомых предметов), диктанты для рисования, игры, нахождение образца в предложенных рядах, выкладывание из палочек фигур.
Данная тетрадь может быть использована логопедами и учителями начальных классов в пропедевтический период обучения грамоте для предупреждения нарушений оптического характера.



Занятие 1.

а) Руки вверх (ударить в ладоши).
Руки вниз (топнуть ножкой).
б) Будь внимателен!



в)

13 EMBED PBrush 1415

Занятие 2.
а) Выполнить упражнение вместе с Человечком.








б) Дорисуй ниточку у воздушных шариков.






Вверх


в)

Вниз

Занятие 3.

1. Динамические упражнения
Осторожно, осторожно через улицу иди! (учащиеся шагают)
И направо, и налево непременно посмотри. (показать рукой)

2. «В гостях у Колобка».
Дорисовать ручки; сначала левую, затем правую.



3. Провести линию внутри дорожки. (слева направо).

Занятие 4.
1. Физминутка (выучи наизусть).

Жук к нам в класс влетел,
Зажужжал и запел -ж-ж-ж-
Вот он в влево полетел (указать рукой)
Каждый в лево посмотрел (посмотреть влево)
Жук на нос хочет сесть (указательным пальцем показать на нос)
Не дадим ему присесть (отмахивать воображая жука).

2. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).






3. На уроках ручного труда приготовьте колобка из картона.

Занятие 5.

1. Физминутка (выучи наизусть).

Жук к нам в класс влетел,
Зажужжал и запел -ж-ж-ж-
Вот он в влево полетел (указать рукой)
Каждый в лево посмотрел (посмотреть влево)
Жук на нос хочет сесть (указательным пальцем показать на нос)
Не дадим ему присесть (отмахивать воображая жука).

Жук, вот правая ладошка (показать)
Посиди на ней немножко (погрозить пальчиком левой руки)
Жук, вот левая ладошка (показать)
Посиди на ней немножко (погрозить пальчиком правой руки).

2. Продолжи:
а)


б)


Занятие 6.

1. Физминутка (смотри начало – занятие № 5).
Жук наверх полетел (поднять обе руки)
И на потолок присел,
На носочки мы поднялись,
Но жука мы не достали.

2. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).






Занятие 7.
1. Игра «Весёлый Колобок».
Команда: а) вверх; б) вниз.
2-3 перемещения









Занятие 8.
1. Игра «Весёлый колобок».
(4-5 перемещения)
2. Чем отличаются домики?









Занятие 9.

1. Игра «Весёлый Колобок».
(5-6 перемещений).
2. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).






3. Продолжи ряд.










Занятие 10.

1. Игра «Весёлый Колобок»
(6-7 перемещений).

2. Дорисуй игрушки, машину заштриховать.

Мяч Кубик Машина Кораблик





Занятие 11.

1. Игра «Весёлый Колобок»
(8-10 перемещений).

2. Выкладывание из палочек фигурки с фиксированием внимания на том, в какую сторону она направлена, где расположены её элементы, и в каком количестве.




Занятие 12.
1. Закрась треугольники так, чтобы левый треугольник был красного цвета, в центре – синего цвета, а правый – жёлтого цвета.





2. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от листа.





3. Выкладывание из палочек фигурки
(в какую сторону она направлена, где расположены её элементы,
в каком количестве)






Занятие 13.
1. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).






2. Продолжи путь собачки.




Занятие 14.
1. Провести зайчика по лабиринту не отрывая карандаш от листа.









2. Заштриховать флажки: справа – красным цветом. В центре – жёлтым цветом, слева – зелёным.






Занятие 15.
1. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).





2. Продолжи путь капель дождя.


3. Дорисуй ёлочку, солнышко, домик.







Занятие 16.
1. Проведи мальчика с самокатом по лабиринту, не отрывая карандаш.









2. найди образец в предложенном ряду (подчеркни).








3. Игра «Весёлый Колобок».
8-10 перемещений.
Занятие 17.

1. Приготовить фишку для игры «Разноцветный дом»
(переставлять фишку по команде).
1 - верхнее окно
2 - нижнее окно
3 - в центре (по середине)
и т. д.







2. Продолжи путь мяча.






Занятие 18.

1. Приготовь фишку (с изображением любого животного) для игры «Будь внимателен». Передвигай фишку по команде:
верхнее правое окно
нижнее левое окно
нижнее правое окно
верхнее левое окно и т. д.












2. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).




Занятие 19.
1. Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу.










2. Выкладывание фигуры из палочек (очки).







3. Игра «Будь внимателен»
4-5 перемещений.

Занятие 20.
1. Продолжи путь лягушонка.




2. Игра «Будь внимателен»
5-6 перемещений.

3. Найди образец в предложенном ряду (подчеркни).









13PAGE \* MERGEFORMAT141115



13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

1 2

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415



Root Entry