Урок технологии на тему: «Народная глиняная игрушка» (2 класс) Программа Гармония


Урок № 20.
Тема: «Народная глиняная игрушка»
Цель: обучить учащихся новым приемам лепки из пластилина и глины: расширять культурный кругозор (знания о народных традициях); воспитывать внимательное и уважительное отношение к традициям; развивать художественно-творческие возможности. Планируемые результаты: учащиеся научатся слушать, оценивать и обсуждать информацию, на основе анализа объекта делать выводы, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проговаривать последовательность действий на уроке; работать в паре, оценивать результаты выполненной работы; освоят новые приемы работы. Оборудование: учебник и рабочая тетрадь № 1 «Технология. Наш рукотворный мир» Н. М. Конышева.
Ход урока.
1.Организационный момент. – Объясните смысл пословицы. Ножницы прямые, да руки кривые. 2.Самоопределение к деятельности. – Издавна города и села России славились изделиями своих гончаров. (На доске вывешивается табличка со словом «гончар» и дается его толкование) - Отгадайте, что является главным материалом для работы этих мастеров. В земле скрывается, В руках преображается, Огнем закаляется, В посуду превращается. (Глина) – Что можно сделать из глины? - Прочитайте тему урока на доске. (Народная глиняная игрушка). – Чему будем учиться на уроке? (Лепить глиняную игрушку). 3. «Открытие» новых знаний. 1) Беседа. Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала лепили сосуды. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду прочной, а красивой её сделали руки и фантазия человека. Глиняная игрушка – это особый вид народного творчества. Её лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом керамистов-игрушечников. Керамикой же называют обожженное изделие из глины. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки. фигурки людей, животных. а так же различные украшения. В каждой местности игрушки имели свои особенности. Далеко отсюда, на высоком берегу реки Вятки стоит Дымковская слобода. Зимой слобода в дыму от того, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название – Дымковская слобода. Жители от мала до велика - все лепили глиняные игрушки на весеннюю ярмарку. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей, В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей как басы! Она глядит не прянично – Ликующе и празднично. В ней молодость-изюминка, В ней удаль и размах… И злость и хмурость льдинкою Без всякого следа Пусть под улыбкой Дымкова Растают навсегда! Всю зиму лепились в домах игрушки, их обжигали в печи и расписывали. Фон у игрушки белый, от того, что лепили их зимой, когда все вокруг белым бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными. Вот и расписывал их мастер. Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки. Кружочки, клеточки, полоски, Казалось бы – простой узор, Но отвести не в силах взор! Действительно, узоры-то не простые, а магические. Круги – это солнце, полосы и волнистые линии – вода, а кленки и ромбы – засеянное зерном поле. Здесь зашифрована простая формула жизни: солнце + вода + земля = жизнь. 1 марта начиналась ярмарка Свистунья или Свистопляска, туда и свози мастера свои игрушки. Как вы думаете, почему ярмарка так называлась? ( потому что там продавались свистульки и на ярмарке стоял шум). Все верно. Но не только свистульки там были, но и игрушки изображающие няньку с младенцем или несколькими детьми, барыню в шляпе, водоноску с коромыслом. А сколько животных – индюки, утки, бараны, козы и кони. Это традиционные глиняные дымковские игрушки. Современные мастера лепят современных персонажей, героев сказок, сценки из жизни. 2) Анализ образца. - Посмотрите внимательно на эти изделия. Кого они изображают? (коня, козу, барана, оленя) - Что общего у изображения этих животных? (ответы детей) - Действительно, у них похожи туловища и форма головы, отличаются лишь дополнительные детали – рога, хвост, роспись игрушек. 3) Знакомство с планом работы. - Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему? Прочитайте на доске поговорку: «Не трудное дело, да не всякому дается». - Как вы её понимаете? - Познакомимся с планом работы в учебнике на с.97. Рассмотрите иллюстрации. (Дети работают в парах). 4. Физкультминутка Мы будем лепить ручками, давайте приготовим наши пальчики к работе. - Гребешок. (Пальчики сцеплены в замочек. Кончики пальцев левой руки прижимаем на тыльную сторону, пригибая ее так, чтобы пальчики вставали, как гребешок.) - гонки многоножек. – лесенка 4) Повторение правил техники безопасности на уроке. - Какие инструменты и приспособления нам понадобятся на уроке для работы с пластилином? - Какие правила нужно соблюдать во время работы? (ответы учащихся) 5. Творческая работа. Дети работают самостоятельно, звучит легкая музыка. Учитель подходит к каждому ученику, помогает при необходимости. 6. Рефлексия. - Какое задание было для вас интересным? - Что было для вас трудным? – Чему научились на уроке? – Оцените свое изделие?
- над изделием надо ещё потрудиться; - изделие сделано хорошо; - изделие сделано отлично 7. Выставка работ учащихся. – Давайте поаплодируем сами себе – ведь мы так хорошо потрудились, научились выполнять новую работу. Какая игрушка вам больше всего нравится? Почему? - Как можно использовать это изделие? (Как украшение, сувенир, подарок, оберег). 8. Подведение итогов урока: - Какую игрушку мы сегодня лепили? - Что это за праздник – Свистунья? - Что означают эти символы? 9.Уборка рабочего места.